бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 12 сентября 2018 г. утверждено 25 сентября 2018 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 18 сентября 2018 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 24 сентября 2018 г.

Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников, 7 семестр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации младших школьников (ПК-5) знать особенности педагогического сопровождения социализации младших школьников знаниевый
владеть способами разработки модели педагогического сопровождения социализации младшего школьника. Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) ориентировочный
уметь отбирать содержание, методы, формы педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи операциональный
иметь опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной. Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников

Задачи

  1. Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников
  2. Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 0,0 ч.
Часов в неделю 1,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Обоснование методологической осовы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраст
  • Социализация как проблема современной педагогической науки
  • Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
  • Развитие идеи сопровождения в истории и теории отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение)
  • Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО
Модуль 2. Практические основы реализации технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы Осуществление обоснованного выбора форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы
  • Модели педагогического сопровождения
  • Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции
  • Тьюторское сопровождение социализации младших школьников
  • Педагогическое сопровождение детей с разным уровнем возможностей
  • Проектирование педагогического сопровождения социализации младших школьников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социализация как проблема современной педагогической науки Самостоятельное изучение 8,0 1
2 Социализация как проблема современной педагогической науки Практическая работа 2,0 1
3 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Самостоятельное изучение 4,0 2
4 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция 2,0 2
5 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Самостоятельное изучение 2,0 3
6 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Практическая работа 2,0 3
7 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Самостоятельное изучение 12,0 5
8 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Другое 2,0 5
9 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение 10,0 6
10 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Вариативное задание 2,0 6
11 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Самостоятельное изучение 10,0 7
12 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Минизачет 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социализация как проблема современной педагогической науки Самостоятельное изучение Описывать общее понятие о социализации личности младшего школьника. Воспроизведение
Выявлять особенности социализации младшего школьника Воспроизведение
Выявлять факторы влияющие на социализацию младшего школьника Воспроизведение
2 Социализация как проблема современной педагогической науки Практическая работа Умеет описать социально-педагогический потенциал в развитии младшего школьника, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения Применение
Уметь определять роль среды в социализации личности младшего школьника Применение
Умеет диагносцировать проблемы социализации младших школьников Применение
Определять характеристику основных внешних и внутренних движущих сил, обеспечивающих реализацию социального потенциала развития младших школьников Применение
3 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Самостоятельное изучение Уметь описывать этапы процесса сопровождения, виды ситуаций сопровождения Применение
Уметь описывать взаимосвязь и различия педагогического сопровождения и педагогической поддержки Применение
Уметь анализировать технологии сопровождения в образовании Применение
Уметь описывать роль известных отечественных и зарубежных педагогов в становлении и осмыслении феномена сопровождения социализации личности младшего школьника. Применение
Уметь описывать модели педагогического сопровождения в НОО Применение
4 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция Описывать этапы процесса сопровождения, классификации ситуации сопровождения Воспроизведение
Выявлять интерпретацию понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке Воспроизведение
Описывать формы и направления педагогического сопровождения Применение
Выявлять концептуальные подходы к педагогическому сопровождению в отечественном и зарубежном образовании. Воспроизведение
Выделять характеристические признаки технологи педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
5 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Самостоятельное изучение Выявлять основные характеристики вариантов педагогической поддержки социализации младших школьников Воспроизведение
Выявлять знанчение позиции педагога в социализации младших школьников Воспроизведение
6 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Практическая работа Уметь анализировать педагогические ситуации, требующи педагогического сопровождения социализации младшего школьника Применение
Уметь описывать основные теоретические и инструментальные представления о поддержке как особой педагогической деятельности, механизмы ее реализации. Применение
Выделять критерии отбора видов педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Уметь выбирать варианты педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
7 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Самостоятельное изучение Выявлять специфику, субъектов и их функции организационно-педагогического сопровождения Применение
Уметь описывать модели организационно-педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости отрешаемой профессиональной задачи Применение
8 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Другое Уметь выделять критерии для обоснования эффективности модели организационно-педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости отрешаемой профессиональной задачи Применение
Уметь оценивать эффективность модели организационно-педагогического сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей и требованиями ФГОС НОО Применение
9 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение Описывать содержание, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника Воспроизведение
Описывать основные схемы тьюторского сопровождения Воспроизведение
Описывать ресурсную схему тьюторского сопровождения, этапы тьюторского сопровождения, масштаб тьюторской деятельности. (Т.М. Ковалева) Воспроизведение
Знать нормативно-правовые акты сферы оьбразования регламетирующие деятельность тьютора в общеобразовательной школе Воспроизведение
10 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Вариативное задание Умение описывать критерии отбора содержания, форм и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Уметь осуществлять отбор содержания, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
11 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Самостоятельное изучение Описывать нормативно-правовые документы в сфере педагогического сопровождения социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение
Владение способом обоснования условий для сопровождения социализации младших школьниковс особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
12 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Минизачет Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Уметь осуществлять выбор методов и видов педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи Творчество
Уметь выделять проблемы младших школьников в социализации Применение
Уметь обосновывать правильность выбора методов и форм сопровождения социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
Опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной школы Применение

Литература

Основная

  1. Социальная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / [С. А. Расчетина и др.] ; отв. ред.: С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. - М. : Юрайт, 2018.
  2. Социальная педагогика [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / ред. И. А. Липской; ред. Л. Е. Сикорская. - Москва : Дашков и Ко, 2014. - 279 с. - («Учебные издания для бакалавров»). - ISBN 978-5-394-02024-7. – Доступ с сайта Университетской библиотеки Online. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135057
  3. Теория и методика воспитания младших школьников : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, [студентов факультетов начального образования педагогических вузов, магистрантов и аспирантов] / Е. Н. Землянская ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2015.
  4. Теория и методика игры : учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст]/ О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. - 2-е изд. исправ. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016.
  5. Титов, В. А. Педагогика начальной школы [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.А. Титов. - Москва : Приор-издат, 2008. - 224 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-9512-0779-1. – Доступ с сайта Университетской библиотеки Online. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56304

Дополнительная

  1. Змиева, С. И. Взаимодействие родительской общественности с общеобразовательной организацией по вопросам воспитания и социализации обучающихся [Текст] / С. И. Змиева // Вестник образования. - 2017. - № 22. - С. 54-61 .
  2. Змиева, С. И. О педагогическом сопровождении социализации младших школьников [Текст] / С. И. Змиева // Начальная школа. - 2016. - № 7. - С. 41-44.
  3. Змиева С. И., Свиридов А. Н. Инновационные технологии в деятельности учителей начальных классов Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14780.htm
  4. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика [Текст]: учебник /А.Н. Ходусов. - 2-е изд. , доп. - М. : ИНФРА-М, 2017.

Цифровые ресурсы

  1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
  2. Амузинская Е. А. Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 470-473. — URL https://moluch.ru/archive/60/8701/
  3. Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопро - вождение одаренных детей в образовательных учрежде - ниях : учебное пособие. – Екатеринбург : Издательско-по - лиграфическое предприятие «Макс-Инфо» , 2015: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4112/1/uch00090.pdf
  4. Забоева М.А., К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка»: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-9.pdf
  5. Змиева С.И. Социализированность младших школьников в сфере финансовой грамотности: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  6. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
  7. Камалова О.Н. Технологии сопровождения развития и социально-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном учреждении: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  8. Мардахаев Б. Социальная педагогика: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://socioline.ru/pages/lv-mardahaev- sotsialnaya-pedagogika
  9. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения : [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
  10. Соколова, Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: conference.osu.ru
  11. Цаплина, О.В. Психология воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.В. Цаплина. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 182 c. - ISBN 978-5-4486-0249-8. http://www.iprbookshop.ru/72813.html
  12. Цибульникова, В.Е. Тьюторство в образовании [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В.Е. Цибульникова. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 40 c. - ISBN 978-5-4263-0403-1. http://www.iprbookshop.ru/72522.html
  13. Шавринова, Е. Н. (2008). Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательнойдеятельности педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (58), 491-495. https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-rebenka-v-soderzhanii-vospitatelnoydeyatelnosti-pedagoga

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения).

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ученая программа. Б1.В.ОД.25 Технология педагогического сопровождения социализации младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО_Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.