бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2018 утверждено Oct. 16, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 27, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2018

Б1.В.ДВ.14 ДВ: Использование нетрадиционных техник в рисовании детей дошкольного возраста с ЗПР, 8 семестр 1 полусеместр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК - 2) Знает особенности нетрадиционных техник рисования и их применения в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР как направления коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владеет алгоритмом использования нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР ориентировочный
Владеет различными нетрадиционными техниками рисования и умеет их использовать в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР операциональный
Имеет опыт разработки конспекта занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста с ЗПР опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности студентов по использованию нетрадиционных техник рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Задачи

  1. Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и их возможностях в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  2. Формирование умений по овладению различными нетрадиционными техниками рисования и их использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 28.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Возможности нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Формирование знаний об особенностях нетрадиционных техник рисования и их возможностях в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Знание особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР; знание различных нетрадиционных техник рисования и их развивающе-коррекционного потенциала в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР; владение различными нетрадиционными техниками рисования; знания и умения по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  • Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
  • Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста с ЗПР Формирование умений по овладению различными нетрадиционными техниками рисования и использованию в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Владение различными нетрадиционными техниками рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР; знание и умение использовать различные нетрадиционные техники рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР
  • Нетрадиционные приемы рисования акварелью
  • Пуантилизм
  • Граттаж (фроттаж)
  • Кляксография
  • Штампинг
  • Техника эбру
  • Пальцеграфия
  • Аэрография
  • Монотипия
  • Ниткография
  • Рисование с использованием нетрадиционных материалов

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности изобразительной деятельности детей С ЗПР Лекция 2.0 1
2 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа 2.0 1
3 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальная работа 1.0 1
4 Рубежный контроль Практическая работа 2.0 1
5 Рубежный контроль Индивидуальная работа 3.0 1
6 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Практическая работа 2.0 2
7 Пуантилизм Практическая работа 2.0 2
8 Пуантилизм Индивидуальная работа 1.0 2
9 Граттаж (фроттаж) Практическая работа 2.0 3
10 Кляксография Практическая работа 2.0 3
11 Кляксография Индивидуальная работа 1.0 3
12 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа 1.0 3
13 Штампинг Практическая работа 2.0 4
14 Штампинг Индивидуальная работа 1.0 4
15 Техника эбру Практическая работа 2.0 5
16 Пальцеграфия Практическая работа 2.0 5
17 Пальцеграфия Индивидуальная работа 1.0 5
18 Аэрография Практическая работа 2.0 6
19 Аэрография Индивидуальная работа 1.0 6
20 Монотипия Практическая работа 2.0 6
21 Монотипия Индивидуальная работа 1.0 6
22 Ниткография Практическая работа 4.0 7
23 Ниткография Индивидуальная работа 1.0 7
24 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности изобразительной деятельности детей С ЗПР Лекция Умение обосновать значение и роль творчества и изобразительной деятельности в развитии детей Воспроизведение
Знание особенностей ИЗО-деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
2 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Практическая работа Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
3 Возможности нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальная работа Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Знание возможностей использования различных нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР при решении различных коррекционно-развивающих задач Применение
Умение ставить коррекционно-развивающие задачи в практике работы с использованием нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возраста с ЗПР Применение
4 Рубежный контроль Практическая работа Знание особенностей ИЗО-деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Знание принципов и педагогических условий использования ИЗО-деятельности в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
5 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знание особенностей ИЗО-деятельности детей с ЗПР Воспроизведение
Знание принципов и педагогических условий использования ИЗО-деятельности в практике работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание различных нетрадиционных техник и их возможностей в работе с детьми Воспроизведение
Владение различными приемами нетрадиционных акварельных техник (использование воскового мелка, выделивание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
6 Нетрадиционные приемы рисования акварелью Практическая работа Знание особенностей нетрадиционных приемов техники акварели и их особенностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными нетрадиционными приемами рисования акварелью (использование воскового мелка, свечи, выбеливание, вымывание, ипользование скотча и т.д.) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
7 Пуантилизм Практическая работа Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
8 Пуантилизм Индивидуальная работа Знание особенностей техники пуантилизма и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники пуантилизма Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
9 Граттаж (фроттаж) Практическая работа Знание особенности техники граттаж и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Знание особенностей техники фроттаж Воспроизведение
Владение приемами техники фроттаж Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
10 Кляксография Практическая работа Знание особенностей техники кляксографии и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники кляксографии Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
11 Кляксография Индивидуальная работа Знание особенностей техники кляксографии и ее использования в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники кляксографии Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
12 Граттаж (фроттаж) Индивидуальная работа Знание особенности техники граттаж и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение приемами техники граттаж Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
13 Штампинг Практическая работа Знание особенностей техники штампинга и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники (оттиски нитками, трафаретами, штампами из различных материалов) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
14 Штампинг Индивидуальная работа Знание особенностей техники штампинга и ее возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники (оттиски нитками, трафаретами, штампами из различных материалов) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
15 Техника эбру Практическая работа Знание особенностей техники эбру и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методики использования техники эбру Воспроизведение
Владение приемами выполнения работы в технике эбру Творчество
16 Пальцеграфия Практическая работа Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники пальцеграфии (рисование пальцами, ладошкой, ребром ладони и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
17 Пальцеграфия Индивидуальная работа Знание особенностей техники пальцеграфии и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники пальцеграфии (рисование пальцами, ладошкой, ребром ладони и т.д.) Творчество
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
18 Аэрография Практическая работа Знание особенностей техники аэрография и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов техники аэрография Воспроизведение
Владение различными приемами техники аэрография (набрызг, распыление) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
19 Аэрография Индивидуальная работа Знание особенностей техники аэрография и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методики использования различных приемов техники аэрография Воспроизведение
Владение различными приемами техники аэрография (набрызг, распыление) Творчество
Умение использовать возможности данной техники при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
20 Монотипия Практическая работа Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного взраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев и т.д.) Творчество
Умение использовать данную технику при разработке занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
21 Монотипия Индивидуальная работа Знание особенностей техники монотипия и ее возможностей при проведении занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования данной техники в работе с детьми дошкольного взраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами техники монотипия (оттиски с использованием стекла, бумаги, листьев и т.д.) Творчество
Умение использовать данную технику при разработке занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
22 Ниткография Практическая работа Знание особенностей и видов ниткографии и их возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования приемов техники ниткографии Воспроизведение
Владение различными приемами техники ниткографии (рисование нитью, при помощи нити, изонить и т.д.) Творчество
Умение применять данную технику при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
23 Ниткография Индивидуальная работа Знание особенностей и видов ниткографии и их возможностей в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования приемов техники ниткографии Воспроизведение
Владение различными приемами техники ниткографии (рисование нитью, при помощи нити, изонить и т.д.) Творчество
Умение применять данную технику при разработке занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение
24 Рисование с использованием нетрадиционных материалов Практическая работа Знание возможностей и приемов использования различных нетрадиционных материалов (соль, крупа, песок, пластилин) в ИЗО-деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Знание методических особенностей использования различных нетрадиционных материалов в рисовании детей дошкольного возраста с ЗПР Воспроизведение
Владение различными приемами рисования с использованием нетрадиционных материалов (соли, манки, мыльной пены, плистилина и т.д.) Творчество
Умение приенять данные техники и приемы при разработке занятий по рисованию с детьми дошкольного возраста с ЗПР Применение

Литература

Основная

  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] : учебное пособие по коррекционной педагогике : пособие / под ред. Т.Г. Неретиной ; сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова и др. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Флинта, 2014. - 186 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 –Загл. с экрана
  2. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений выс. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - 6-е изд., стур. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 256 с., [16] с. ил. - (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
  2. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляев. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 349, [1] с. : ил.
  3. Никитина А.В. Рисование веревочкой [Электронный ресурс] : практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах / А.В. Никитина. —СПб. : КАРО, 2010. — 96 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа:: http://www.iprbookshop.ru/19407.html -по паролю

Цифровые ресурсы

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) - М.: Классике Стиль, 2004. - 72 с: ил. -[Электронный ресурс] : Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-1.shtml
  2. Нетрадиционные графические техники для детей дошкольного возраста / Т.А. Ботова, С.А. Еменева, А.М. Ямашева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592653/
  3. Нетрадиционные техники рисования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lychik.ru/articles/grow-up/netradicionnye_tehniki_risovaniya/
  4. Смирнова М.П. Использование нетрадиционных техник присования в художественно-творческой деятельности детей с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/05/03/ispolzovanie-netraditsionnykh-tekhnik-risovaniya-v-khudozhestvenno
  5. Феоктистова С. Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей . - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ - [Электронный ресурс]: Б- 4111 Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.