бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2018
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Oct. 2, 2018

Б1.Б.16 Инноватика в образовании, 9 семестр 1 полусеместр

Б-4041, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Иностранные языки), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Владение механизмом оценки новшеств в сфере образования операциональный
Опыт изучения и оценки новшеств в сфере образования опыт
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) Владение способами организации работы рабочей группы внедренческого проекта операциональный
Готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знание особенностей инновационных процессов в российском образовании, оснонвых понятий инноватики, типов новшеств, жизненного цикла новшества, нововведения, модели развития педагогической системы образовательной организации знаниевый
Владение способами ориентирования в профессиональных источниках информации операциональный
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4) Знание основных факторов развития образования, профессиональных задач педагогической деятельности и способов их решения знаниевый
Умение объяснять механизмы действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии ориентировочный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знание источников получения информации о новшествах в сфере образования, критериев оценки новшеств знаниевый
Владение механизмом оценки различных моделей развития педагогической системы образовательной организации операциональный
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Умение использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования ориентировочный
Владение механизмом анализа собственной профессиональной деятельности, оценки профессиональных трудностей операциональный операциональный
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) Опыт работы в рабочей группе внедренческого проекта опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять инновационную деятельность в сфере образования для решения профессиональных задач

Задачи

  1. Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности
  2. Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы инновационной деятельности в образовании Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности Знание инновационных процессов в российском образовании, основных понятий педагогической инноватики, типов новшеств, структуры инновационного процесса и факторов его эффективности, стадий жизненного цикла новшества и нововведения, основных стилей адаптации образовательной организации к изменяющейся среде
  • Инновационные процессы в российском образовании
  • Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научно-педагогического знания
  • Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений
  • Инновационный процесс и факторы его эффективности
  • Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ
Методические основы организации инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Знание основных компонентов инновационной системы образовательной организации, специфики внедрения новшеств раличного уровня, особенностей организации опытно-экспериментальной работы в образовательной организации, умение характеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога, использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования, владение механизмом оценки новшеств в сфере образования
  • Инновационная система образовательной организации
  • Модели развития педагогической системы образовательной организации
  • Поиск, выбор и внедрение новшеств
  • Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации
  • Инновационная деятельность современного педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные процессы в российском образовании Лекция 2.0 1
2 Инновационные процессы в российском образовании Коллоквиум 2.0 1
3 Инновационные процессы в российском образовании Индивидуальная работа 1.0 1
4 Педагогическая инноватика как современная отрасль научно-педагогического знания Лекция 2.0 2
5 Педагогическая инноватика как современная отрасль научно-педагогического знания Семинар 2.0 2
6 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Семинар 2.0 3
7 Инновационный процесс и факторы его эффективности Лекция 2.0 3
8 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Индивидуальная работа 1.0 3
9 Инновационный процесс и факторы его эффективности Семинар 2.0 3
10 Инновационная система образовательной организации Лекция 2.0 4
11 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Практическая работа 2.0 4
12 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Индивидуальная работа 1.0 4
13 Модели развития педагогической системы образовательной организации Другое 2.0 5
14 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа 2.0 5
15 Поиск, выбор и внедрение новшеств Коллоквиум 2.0 5
16 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 1.0 5
17 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Практическая работа 2.0 6
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Индивидуальная работа 2.0 6
19 Инновационная деятельность современного педагога Практическая работа 2.0 7
20 Инновационная деятельность современного педагога Индивидуальная работа 2.0 7
21 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа 2.0 8
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные процессы в российском образовании Лекция Объяснять сущностные характеристики современной трактовки понятия образвоания Воспроизведение
Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Воспроизведение
Знать отличия понятий "реформа", "модернизация", "инновация" Воспроизведение
Выделять и называть причины инновационных процессов в сфере образования Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
2 Инновационные процессы в российском образовании Коллоквиум Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Воспроизведение
Выделять и называть причины инновационных процессов в сфере образования Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
Давать характеристику инновационных процессов в российской системе образования с 90-х годов ХХ в. и по настоящее время Воспроизведение
Знать и уметь характеризовать основные источники нововведений применительно к сфере образования Применение
3 Инновационные процессы в российском образовании Индивидуальная работа Объяснять сущностные характеристики современной трактовки понятия образвоания Воспроизведение
Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Воспроизведение
Знать отличия понятий "реформа", "модернизация", "инновация" Воспроизведение
Выделять и называть причины инновационных процессов в сфере образования Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
Давать характеристику инновационных процессов в российской системе образования с 90-х годов ХХ в. и по настоящее время Воспроизведение
4 Педагогическая инноватика как современная отрасль научно-педагогического знания Лекция Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Раскрывать основные методы педагогической инноватики Воспроизведение
5 Педагогическая инноватика как современная отрасль научно-педагогического знания Семинар Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Раскрывать основные методы педагогической инноватики Воспроизведение
6 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Семинар Называть основные признаки типологизации новшеств Воспроизведение
Давать характеристику новшеств различных типов и уровней Воспроизведение
Объяснять основные характеристики новшеств в образовании Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику "жизненных циклов" новшеств и нововведений Воспроизведение
7 Инновационный процесс и факторы его эффективности Лекция Давать определение инновационного процесса Воспроизведение
Раскрывать специфику этапов инновационного процесса Воспроизведение
Объяснять обобщенную структуру инновационного процесса Воспроизведение
Давать характеристику основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии и объяснять механизм их действия Воспроизведение
8 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Индивидуальная работа Называть основные признаки типологизации новшеств Воспроизведение
Давать характеристику новшеств различных типов и уровней Воспроизведение
Объяснять основные характеристики новшеств в образовании Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику "жизненных циклов" новшеств и нововведений Воспроизведение
9 Инновационный процесс и факторы его эффективности Семинар Давать определение инновационного процесса Воспроизведение
Раскрывать специфику этапов инновационного процесса Воспроизведение
Объяснять обобщенную структуру инновационного процесса Воспроизведение
Давать характеристику основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии и объяснять механизм их действия Воспроизведение
10 Инновационная система образовательной организации Лекция Давать определение понятия инновационной системы Воспроизведение
Раскрывать содержание основных функций инновационной деятельности в образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основных компонентов инновационной системы Воспроизведение
11 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Практическая работа Называть основные компоненты внешней среды образовательной организации, изменение которых оказывает влияние на ее деятельность Воспроизведение
Обосновывать необходимость развития образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основным новшествам, распространяющимся в российской системе общего образования Воспроизведение
Раскрывать основные стили адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде на конкретном примере Применение
12 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Индивидуальная работа Называть основные компоненты внешней среды образовательной организации, изменение которых оказывает влияние на ее деятельность Воспроизведение
Обосновывать необходимость развития образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основным новшествам, распространяющимся в российской системе общего образования Воспроизведение
Раскрывать основные стили адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде на конкретном примере Применение
13 Модели развития педагогической системы образовательной организации Другое Называть основные модели развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Проводить сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Применение
14 Рубежный контроль по Модулю 1 Контрольная работа Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Называть основные признаки типологизации новшеств Воспроизведение
Давать определение инновационного процесса Воспроизведение
Раскрывать специфику этапов инновационного процесса Воспроизведение
Называть основные компоненты внешней среды образовательной организации, изменение которых оказывает влияние на ее деятельность Воспроизведение
15 Поиск, выбор и внедрение новшеств Коллоквиум Перечислять основные источники информации о новшествах Воспроизведение
Разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать сущность проектного подхода к внедрению новшеств (целеполагание, принципы, планы-графики) Воспроизведение
Раскрывать условия эффективной работы рабочей группы внедренческого проекта на конкретном примере Применение
16 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Называть основные признаки типологизации новшеств Воспроизведение
Давать определение инновационного процесса Воспроизведение
Раскрывать специфику этапов инновационного процесса Воспроизведение
Давать характеристику основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии и объяснять механизм их действия Воспроизведение
17 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Практическая работа Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Индивидуальная работа Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
19 Инновационная деятельность современного педагога Практическая работа Объяснять значение творчества в профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Давать определение готовности педагога к инновационной деятельности и характеризовать ее структурные компоненты Воспроизведение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
20 Инновационная деятельность современного педагога Индивидуальная работа Объяснять значение творчества в профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Давать определение готовности педагога к инновационной деятельности и характеризовать ее структурные компоненты Воспроизведение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
21 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа Перечислять основные источники информации о новшествах Воспроизведение
Разрабатывать процедуру оценки новшеств Применение
Раскрывать сущность проектного подхода к внедрению новшеств (целеполагание, принципы, планы-графики) Воспроизведение
Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
22 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Перечислять основные источники информации о новшествах Воспроизведение
Охарактеризовывать факторы эффективности внедрения новшеств Воспроизведение
Раскрывать сущность проектного подхода к внедрению новшеств (целеполагание, принципы, планы-графики) Воспроизведение
Раскрывать условия эффективной работы рабочей группы внедренческого проекта на конкретном примере Применение
Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Алексеева М.Б., Ветренко П.П. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Петренко. - М.: Излательство Юрайт, 2016. - 303 с
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: Учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев [Текст]. - Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2011. - 159, [1] с.
  3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 191,[1] с.
  4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / А.В. Хуторской [Текст]. - М.: Академия, 2010. - 252,[3] с.

Дополнительная

  1. Вершинин, В. Как спланировать внедрение инноваций и провести мониторинг результатов? / В. Вершинин [Текст] // Школьное планирование. - 2012. - №3. - С. 3-23.
  2. Ермолаева, М.Г. Инновации в учебном процессе / М.Г. Ермолаева [Текст] // Вестник образования. - 2010. - №1 (прил.). - С. 55-59.
  3. Карандасова, Е. Инноватика в воспитании / Е. Карандасова [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №7. - С. 15-17.
  4. Красикова, Т. Критерии эффективности инновационного образования / Т. Красикова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 137-142.
  5. Малышева, О.И. Современные представления об инновационном процессе в системе образования / О.И. Малышева [Текст] // Аспирант и соискатель. - 2012. - №2. - С. 44-49.
  6. Основы научных исследований : учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации" / [Б. И. Герасимов и др.]. - М. : Форум, 2013. - 269, [1] c. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  7. Рычагова, Т. Инновации рождаются в школе / Т. Рычагова [Текст] // Директор школы. - 2011. - №10. - С. 73-78.
  8. Фастова Е.И. Культурно-образовательная среда школы : открытие новых смыслов. Разработка и реализация инновационного проекта. Экспертиза инновационной деятельности. Методичекий интрументарий в электронном приложении / Е.И. Фастова, О.Л. Иванова, Л.Н. Бобровская; науч. ред. д-р пед. наук И.В. Власюк - Волгоград: Учитель, 2015. - 88 с.
  9. Федоров, В.К. Инноватика как деятельность и система (к вопросу о методологии теории инновации) / В.К. Федоров, Г.П. Бендерский, Е.К. Епанешникова [Текст] // Инновации. - 2011. - №7. - С. 65-68.
  10. Щетинина, С.Ю. Классификация инноваций в образовании / С.Ю. Щетинина [Текст] // Педагогические науки. - 2013. - №3. - С. 14-17.

Цифровые ресурсы

  1. Гумерова, Л.З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения / Л.З. Гумерова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html
  2. Кулешова, Г.М. Инновация как новая философия образования / Г.М. Кулешова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm
  3. Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru
  4. Подымов, Н.А., Подымова, Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) / Н.А. Подымов, Л.С. Подымова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education.rekom.ru/4_2002/podymows.htm
  5. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  6. Ступин, Р. Инновационные процессы в образовании / Р. Ступин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-start.pro/news/innovatsionnye-protsessy-v-obrazovanii/
  7. Ясвин, В.А. Что соответствует понятию "инновационная школа" в современном мире? / В.А. Ясвин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/ask/237/question2751.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.18 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Б-4051 Направление 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Математическое образование), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.18 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Математисееское образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.