бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 17 сентября 2018 г. утверждено 26 сентября 2018 г.
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 19 сентября 2018 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 20 сентября 2018 г.

М1.Б.2 Методология и методы научного исследования, 1 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностьь совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень на основе самооценки реального уровня своего развития операциональный
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения Понимание социальной и этической ответственности за принятые решения операциональный
ОК-3 - Способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности. Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования операциональный
ПК-5 - Способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа операциональный
ПК-6-Готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач Умение самостоятельно решать исследовательские задачи операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений будущего магистра образования

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний магистров о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (25,93%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 80,0 ч. (74,07%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,5 ч. из 6,0 ч.
Часов в неделю 2,0 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии научного исследования Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Общая методология науки: Методология науки и ее уровни, методологические принципы научного исследования.
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы научного педагогического исследования Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция 2,0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа 2,0 1
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение 2,0 2
5 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 1,0 3
6 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа 1,0 3
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2,0 3
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2,0 3
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4,0 3
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа 2,0 4
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 1,0 5
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Контрольная работа 2,0 6
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание 2,0 6
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа 1,5 7
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 8
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 8
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание 4,0 9
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2,0 10
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2,0 10
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание 4,0 11
21 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа 2,0 11
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2,0 12
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2,0 12
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание 3,0 13
25 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция 4,0 13
26 Рубежный контроль Контрольная работа 2,0 14
27 Рубежный контроль Контрольная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Применение
3 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Применение
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
5 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
6 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Контрольная работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Индивидуальная работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
21 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
25 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
26 Рубежный контроль Контрольная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
27 Рубежный контроль Контрольная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 290 с.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  4. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  5. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Андрианова Е. И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов. - Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 116 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=278048 - Заглавие с экрана.
  2. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 –Загл. с экрана
  3. Осипова С. И. , Бутакова С. М. , Дулинец Т. Г. ,Шаипова Т. Б. Математические методы в педагогических исследованиях [Электронный ресурс]: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 264 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=229181 - Заглавие с экрана.
  4. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2016. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана
  5. Юдина О. И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 141 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=270324 - Заглавие с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.