бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 24, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2018
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 3, 2018

Б1.Б.5 Основы учебной деятельности, 1 семестр 1 полусеместр

Б-8241, 39.03.03, Организация работы с молодежью, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Знание об организации самостоятельной деятельности студента (понятие СРС, типы и виды СРС, требования к организации СРС, роль студента в СРС). знаниевый
Знание о видах и формах организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, учебная конференция, дидак-тическая игра и т.д.), формах контроля формы контроля – зачет, экзамен, контрольная работа и т.д. (рейтинговая система контроля учебных достижений студента, тестовая система контроля знаний). знаниевый
Знание о современной системе высшей школы, структуре вуза, системе управления и органи-зации обучения (основные по-ложения и инструкции вуза). Знание о Болонской системе. знаниевый
Умение описывать сущностные признаки разных форм организации обуче-ния в высшей школе - лекция, семинар, практическое занятие, СРС и т.д. знаниевый
Умение выделять основные компо-ненты мыслительной деятельности ориентировочный
Умение формулировать условия получения качественного профессионального образования ориентировочный
Уметь описывать сущностные характеристики совре-менного высшего образования в усло-виях развития Болонской системы и современных российских реформ ориентировочный
Создание устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной ин-формации в логически последовательной форме (участие в НИРС) операциональный
Опыт использования диалектического метода познания в учебной и профессиональной деятельности (в рамках всех учебных дисциплин) опыт

Цели изучения дисциплины

формировать основы организации самостоятельной учебной деятельности в условиях современного высшего образования

Задачи

  1. Формирование знаний о системе высшего профессионального образования
  2. Формирование умения применять универсальные учебные действия в практической деятельности
  3. Формирование способности к саморганизации и самостоятельной учебной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Изучение системы высшего профессионального образования понимание основных прнципов организации образовательного процесса в вузе, условий для построения индивидуальной образовательной траектории;
  • Организация образовательного процесса в вузе.
  • Реализация принципов болонского процесса в системе высшего профессионального образования.
  • Виды и формы учебных занятий в вузе. Система контроля результатов освоения образовательной программы
Модуль 2 Освоение универсальных учебных действий понимание взаимосвязи структурных компонентов деятельности, значения УУД для организации собственной учебной деятельности; знать: структурные компоненты учебной деятельности, ориентировочную основу УУД: описания, сравнения, построения измерительных шкал, оценки, подведения под понятие. уметь: описывать, сравнивать, оценивать, подводить под понятие объекты действительности
  • Структура учебной деятельности.
  • Универсальные учебные действия: описания, сравнения, измерения, оценки, подведение под понятие, классификации
Модуль 3 Овладение приемами организации самостоятельной учебной деятельности понимание значения самостоятельной учебной деятельности в вузе, знать способы организации самостоятельной учебной деятельности в вузе, приемы работы с текстами, преобразования текстов в схемы, таблицы. уметь структуриривать информацию, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы
  • СРС в структуре учебной деятельности.
  • Работа с учебными текстами. Преобразование текстовой информации в схемы, таблицы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Организация учебного процесса в вузе Лекция 2.0 1
2 Болонский процесс Семинар 2.0 2
3 Система контроля СурГПУ Семинар 2.0 2
4 Учебная деятельность Лекция 2.0 3
5 Учебная деятельность Семинар 2.0 3
6 УУД: описание, сравнение Практическая работа 2.0 4
7 УУД: описание, сравнение Практическая работа 2.0 4
8 УУД: описание, сравнение Индивидуальная работа 0.5 4
9 УУД: измерение параметров Практическая работа 2.0 5
10 УУД: действие оценки Практическая работа 2.0 5
11 УУД: измерение параметров Индивидуальная работа 0.5 5
12 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа 2.0 6
13 УУД: действие оценки Индивидуальная работа 2.5 6
14 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа 2.0 6
15 УУД: подведение под понятие, классификация Контрольная работа 2.0 7
16 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Практическая работа 2.0 7
17 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Другое 2.0 8
18 Правила работы с текстом Практическая работа 2.0 8
19 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Индивидуальная работа 2.0 8
20 Правила работы с текстом Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Организация учебного процесса в вузе Лекция различение основных структурных компонентов образовательной системы вуза Воспроизведение
освоение механизмов организации учебного процесса Применение
понимание сущности компетентностной модели выпускника Применение
2 Болонский процесс Семинар знание принципов Болонского процесса Воспроизведение
различение принципов Болонского процесса в образовательном процессе СурГПУ Применение
3 Система контроля СурГПУ Семинар понимание сущности контроля и его значения в обучении Воспроизведение
знание механизмов расчета рейтинга по учебной дисциплине Воспроизведение
4 Учебная деятельность Лекция знать освонные компоненты учебной деятельности Воспроизведение
различать субъекта учебной деятельности Применение
5 Учебная деятельность Семинар знать освонные компоненты учебной деятельности Воспроизведение
различать субъекта учебной деятельности Применение
6 УУД: описание, сравнение Практическая работа знание ООД действия описания Воспроизведение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
7 УУД: описание, сравнение Практическая работа знание ООД действия описания Воспроизведение
умение описывать объекты действительности Применение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
8 УУД: описание, сравнение Индивидуальная работа знание ООД действия описания Воспроизведение
умение описывать объекты действительности Применение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
9 УУД: измерение параметров Практическая работа знание ООД действия измерения Воспроизведение
умение измерять параметры объектов Применение
10 УУД: действие оценки Практическая работа знать ООД действия оценки Воспроизведение
понимать сущность понятия оценки и критерия оценки Применение
уметь оценивать объекты действительности Узнавание
11 УУД: измерение параметров Индивидуальная работа знание ООД действия измерения Воспроизведение
умение измерять параметры объектов Применение
12 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа знать ООД действия классификации Воспроизведение
уметь классифицировать объекты действительности Применение
13 УУД: действие оценки Индивидуальная работа знать ООД действия оценки Воспроизведение
понимать сущность понятия оценки и критерия оценки Применение
уметь оценивать объекты действительности Узнавание
14 УУД: подведение под понятие, классификация Практическая работа Знать ООД подведения под понятие Воспроизведение
уметь подводить под понятие объекты действительности Применение
15 УУД: подведение под понятие, классификация Контрольная работа знание ООД действия описания Воспроизведение
умение описывать объекты действительности Применение
знание ООД действия сравнения Воспроизведение
умение сравнивать объекты действительности Применение
знание ООД действия измерения Воспроизведение
умение измерять параметры объектов Применение
знать ООД действия оценки Воспроизведение
понимать сущность понятия оценки и критерия оценки Применение
уметь оценивать объекты действительности Узнавание
Знать ООД подведения под понятие Воспроизведение
уметь подводить под понятие объекты действительности Применение
знать ООД действия классификации Воспроизведение
уметь классифицировать объекты действительности Применение
16 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Практическая работа понимание значения СРС Воспроизведение
знание требований к СРС Воспроизведение
17 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Другое понимание значения СРС Воспроизведение
знание требований к СРС Воспроизведение
18 Правила работы с текстом Практическая работа умение преобразовывать текстовую информацию в логические схемы Применение
умение преобразовывать информацию в виде таблицы Применение
умение выстраивать монологическую речь Применение
умение вести диалог Применение
19 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Индивидуальная работа понимание значения СРС Воспроизведение
знание требований к СРС Воспроизведение
20 Правила работы с текстом Индивидуальная работа умение преобразовывать текстовую информацию в логические схемы Применение
умение преобразовывать информацию в виде таблицы Применение
умение выстраивать монологическую речь Применение
умение вести диалог Применение

Литература

Основная

  1. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для студентов и аспирантов пед. вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 446, [1] с. - Гриф УМО.
  2. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для студентов педвузов. / В.С. Лазарев. – РИО СурГПУ, 2011. – 8,5 п.л.
  3. Резник, С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 507, [2] c. - (Менеджмент в высшей школе). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-004587-0

Дополнительная

  1. Даутова, О.Б. Организация самостоятельной работы студентов высшей школы : [метод. пособие для преподавателей высш. шк.] [Текст] / О.Б. Даутова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена ; [под ред. А.П. Тряпицыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 111 с.
  2. Даутова, О. Б. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов : учеб. пособие. Ч. 1 / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова, А. В. Мосина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [науч. ред. А. П. Тряпицына]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 95, [1] с
  3. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова- М., 2011. 151 с.
  4. Коноплина, Н.В. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт : монография / Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев ; Сургут. гос. пед. ун-т. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. - 214, [2] с.
  5. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций : учеб.-метод. комплекс. Ч. 3 / [Т. Б. Алексеева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [под ред. А. П. Тряпицыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 167, [1] с.
  6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам : учеб.-метод. комплекс. [Ч. 1] / [Э.В. Балакирева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена ; [под ред. А.П. Тряпицыной]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 123 с.
  7. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011. - 159 с.

Цифровые ресурсы

  1. Проектирование урока с пеозиции формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://www.ug.ru/method_article/260
  2. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://gymzg1528.mskobr.ru/files/files/psiholog/udd.pdf

Источники

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация "бакалавр")

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая учебная программа дисциплины Основы учебной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный - http://wp.surgpu.ru/wp/13002/