бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2018
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Sept. 24, 2018
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Sept. 24, 2018

Б1.Б.25 Теория и методика физической культуры, 3 семестр

Б-7191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6) Знание общих основ управления движениями и формирования двигательного навыка. Знание структуры процесса обучения двигательному действию и особенностей его этапов знаниевый
Понимание механизма управления произвольными движениями, основанного на формировании функциональной системы, обеспечивающей рациональное двигательное действие ориентировочный
Владение технологией формирования двигательного навыка операциональный
знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8); Знание классификации физических способностей, основных закономерностей и принципов их развития. Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Понимание сущности и специфического содержания процесса развития физических способностей. Понимание специфических особенностей методов развития физических способностей. ориентировочный
Владение методами и средствами, инновационными технологиями развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
знанием истории, закономерностей, функций, принципов, средств и методов отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роли и места в общей системе физической культуры (ОПК-2) Знание методов и средств физической культуры знаниевый
Знание цели, задач и основных направлений развития физической культуры в обществе знаниевый
Понимание необходимости согласования методики применения физических упражнений с закономерностями их воздействия, выраженными в специфических принципах физического воспитания. воздействий ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к управлению процессом физического совершенствования человека посредством освоения системы знаний об общих свойствах, возможностях и закономерностях физической культуры, овладения основами методики обучения двигательному действию и развитию физических способностей

Задачи

  1. Сформировать представление об общих основах теории физической культуры
  2. Освоить алгоритм формирования двигательного действия и развития физических способностей с различным контингентом занимающихся

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 1.88 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Сформировать представление об общих основах теории физической культуры Владеть понятийным аппаратом теории физической культуры. Выделять цели, задачи направления развития физической культуры. Знать функции и структуру физической культуры.
  • Основные понятия ТиМФК
  • Система физического воспитания
Модуль 2 Сформировать теоретическое представление и научить практическому использованию средств и методов формирования физической культуры личности Уметь классифицировать средства физического воспитания по различным признакам. Знать методы, используемые в процессе физического воспитания и соотносить их в соответствии с решаемыми задачами. Объяснять основные закономерности (принципы) физического воспитания и выделять методические положения вытекающие из них.
  • Средства физического воспитания
  • Методы физического воспитания
  • Принципы физического воспитания
  • Обучение двигательным действиям
  • Развитие физических способностей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция 2.0 1
2 Основные понятия теории и методики физической культуры Семинар 2.0 2
3 Система физического воспитания Лекция 2.0 3
4 Основные понятия теории и методики физической культуры Индивидуальная работа 1.0 3
5 Функции физической культуры Семинар 2.0 4
6 Функции физической культуры Индивидуальная работа 1.0 4
7 Средства физического воспитания Лекция 2.0 5
8 Средства физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 5
9 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Семинар 2.0 6
10 Методы физического воспитания Лекция 2.0 7
11 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Вариативное задание 2.0 7
12 Методы физического воспитания Минизачет 2.0 8
13 Принципы физического воспитания Коллоквиум 2.0 9
14 Методы физического воспитания Индивидуальная работа 1.0 9
15 Обучение двигательным действиям Лекция 2.0 10
16 Обучение двигательным действиям Индивидуальная работа 1.0 10
17 Структура процесса обучения двигательным действиям Семинар 2.0 11
18 Физические способности, формы их проявления Лекция 2.0 13
19 Развитие силовых способностей Практическая работа 2.0 14
20 Развитие скоростных способностей и выносливости Индивидуальная работа 1.0 15
21 Развитие скоростных способностей и выносливости Практическая работа 2.0 15
22 Развитие координационных способностей и гибкости Практическая работа 2.0 16
23 Физические способности, формы их проявления Контрольная работа 2.0 17
24 Физические способности, формы их проявления Индивидуальная работа 1.0 17
25 Физические способности, формы их проявления Вариативное задание 3.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия теории и методики физической культуры Лекция Знать основные понятия ТиМФК Узнавание
2 Основные понятия теории и методики физической культуры Семинар Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
Знать направленность ТиМФК как научной и учебной дисциплины Узнавание
Формулировать основные признаки этапов развития ТиМФК Воспроизведение
3 Система физического воспитания Лекция Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
4 Основные понятия теории и методики физической культуры Индивидуальная работа Соотносить содержание основных понятий Воспроизведение
5 Функции физической культуры Семинар Называть и объяснять сущность основных структурных образований системы физического воспитания Узнавание
Называть цель и обосновывать задачи государства в области физической культуры Воспроизведение
Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
6 Функции физической культуры Индивидуальная работа Объяснять особенности влияния (функции) физической культуры на жизнедеятельность общества Воспроизведение
Называть специфические и неспецифические функции физической культуры Узнавание
7 Средства физического воспитания Лекция Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
8 Средства физического воспитания Индивидуальная работа Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
9 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Семинар Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
10 Методы физического воспитания Лекция Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
11 Физические упражнения - основное средство физического воспитания Вариативное задание Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать классификации физических упражнений и выделять признаки положенные в их основу Воспроизведение
12 Методы физического воспитания Минизачет Знать определение физического упражнения как основного средства физического воспитания Узнавание
Выделять факторы, определяющие воздействие физических упражнений Воспроизведение
Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Объяснять значение естественных сил природы и гигиенических факторов как средства физического воспитания Воспроизведение
Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
Знать методы, используемые в практике физического воспитания Узнавание
13 Принципы физического воспитания Коллоквиум Называть общеметодические и специфические принципы физического воспитания Узнавание
Объяснять сущность специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
Обосновать взаимосвязь специфических принципов физического воспитания Воспроизведение
14 Методы физического воспитания Индивидуальная работа Знать понятие техника физического упражнения и выделять характеристики техники Воспроизведение
Знать понятия "методы физического воспитания", "методический приём", "методика" Узнавание
Соотносить методы и конкретные задачи физического воспитания Воспроизведение
15 Обучение двигательным действиям Лекция Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
16 Обучение двигательным действиям Индивидуальная работа Знать понятия "двигательное умение", "двигательный навык", выделять их основные признаки Узнавание
17 Структура процесса обучения двигательным действиям Семинар Знать закономерности формирования двигательного навыка Воспроизведение
Владеть алгоритмом формирования двигательного навыка Применение
Владеть методикой обучения двигательному действию Применение
Выделять возможные причины ошибок при формировании навыка и находить пути их исправления Применение
18 Физические способности, формы их проявления Лекция Знать понятие физических способностей, называть виды физических способностей Узнавание
19 Развитие силовых способностей Практическая работа Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Знать средства и методы используемые для развития силовых способностей Узнавание
20 Развитие скоростных способностей и выносливости Индивидуальная работа Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать средства и методы развития скоростных способностей Воспроизведение
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
21 Развитие скоростных способностей и выносливости Практическая работа Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления выносливости Воспроизведение
22 Развитие координационных способностей и гибкости Практическая работа Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
Знать методы и средства развития гибкости ме Воспроизведение
23 Физические способности, формы их проявления Контрольная работа Объяснять основные закономерности, характерные для процесса развития физических способностей Воспроизведение
Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
Знать понятие и виды выносливости Узнавание
Знать понятия "координация", "координационные способности" и их виды Узнавание
Знать понятие и виды гибкости Узнавание
24 Физические способности, формы их проявления Индивидуальная работа Знать понятие и виды силовых способностей Узнавание
Знать понятие и выиды скоростных способностей Узнавание
25 Физические способности, формы их проявления Вариативное задание Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей Воспроизведение
Составить комплекс упражнений для развития силовых способностей Применение
Выделять факторы определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей Воспроизведение
составить комплекс упражнений для развития скоростных способностей Применение
Выделять факторы, определяющие уровень развития и проявления КС Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Карась Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12706.— ЭБС «IPRbooks», ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  2. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник/ А.А.Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.: ил. - (Высшее образование).
  2. Кадыров Р.М., Маризинина Д.И. Теория и методика физической культуры.учебное пособие., М.: КноРус,2016., 132 с.
  3. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура и специальности 032101 - Физическая культура и спорт / А. М. Максименко. - Изд. 2-е, испр.и доп. - М. : Физ. культура, 2009. - 492, [1] с.
  4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 478, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib/sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов "Теория и практика физической культуры", [Электронный ресурс]. - режим доступа: teoriya/ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), зачёт / ГОУ ВПО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  2. Учебная программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)/ ГОУ ВПО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. М.Е. Снигур. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.