бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 12, 2018 утверждено Sept. 25, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 21, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 24, 2018

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 5 семестр

Б-6022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает психолого-педагогические теории и технологии, реализуемые в НОО. знаниевый
Владеет схемой анализа психолого-педагогических теорий и технологий, используемых в НОО. ориентировочный
Умеет анализировать психолого-педагогических теории и технологии, используемые в НОО. Умеет обосновать выбор технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО операциональный
Имеет опыт анализа технологий, используемых в НОО Имеет опыт отбора технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО опыт
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) Знает принципы построения и функционирования образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Понимание значения возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования Владеет схемой анализа образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО ориентировочный
Умеет анализировать возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт анализа возможностей образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов готовность к применению психолого-педагогических теорий и технологий при организации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе
  2. Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе Выделяет теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе
  • Общая характеристика учебной деятельности детей младшего школьного возраста
  • Психолого-педагогические теории, являющиеся основой педагогических технологий обучения детей младшего школьного возраста
Модуль 2.Характеристика основных педагогических технологий, используемых в НОО Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умеет обосновывать выбор педагогической технологии для решения профессиональных задач.
  • Педагогические технологии в образовательном процессе
  • Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  • Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
  • Традиционная технология обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Лекция 2.0 1
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа 1.0 1
3 Технология проблемного обучения Индивидуальная работа 2.0 1
4 Педагогические технологии в образовательном процессе Лекция 2.0 1
5 Теория по этапного формирования умственных действий Практическая работа 2.0 2
6 Деятельностная теория учения Практическая работа 2.0 2
7 Деятельностная теория учения Индивидуальная работа 2.0 2
8 Эволюция концепции развивающего обучения в России Конференция 2.0 3
9 Эволюция концепции развивающего обучения в России Практическая работа 2.0 3
10 Теория творческой и репродуктивной деятельности обучающихся Практическая работа 2.0 4
11 Эволюция концепции развивающего обучения в России Практическая работа 2.0 4
12 Рубежный контроль Другое 2.0 5
13 Теория формирования понятий Практическая работа 2.0 5
14 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Практическая работа 2.0 6
15 Технология полного усвоения Практическая работа 2.0 6
16 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Индивидуальная работа 2.0 6
17 Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа 2.0 7
18 Технология дифференцированного обучения Практическая работа 2.0 7
19 Технология сотрудничества Практическая работа 2.0 7
20 Технология проблемного обучения Практическая работа 2.0 8
21 Технология проблемного обучения Практическая работа 2.0 8
22 Интерактивные технологии обучения. Практическая работа 2.0 8
23 Игровые технологии Практическая работа 2.0 8
24 Игровые технологии Индивидуальная работа 2.0 9
25 Интерактивные технологии обучения. Практическая работа 2.0 10
26 Технология проектного обучения. Практическая работа 2.0 12
27 Технология проектного обучения. Контрольная работа 2.0 12
28 Рубежный контроль Другое 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Лекция Описывает цели и задачи НОО Воспроизведение
описывает критерии диагностики сформированности учебной деятельности (по А.К.Марковой) Воспроизведение
2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте Индивидуальная работа Умеет выделять специфику содержания НОО Применение
умеет обосновывать ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте Применение
3 Технология проблемного обучения Индивидуальная работа Знает особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
4 Педагогические технологии в образовательном процессе Лекция Описывают зарубежные и отечественные подходы к определению понятия "педагогическая технология" Воспроизведение
Обосновывает структуру педагогической технологии Применение
Описывает критерии и признаки педагогической технологии Воспроизведение
Определяет основания для классификации педагогических технологий Применение
Описывает этапы принятия решений о выборе технологии обучения (по В.И. Загвязинскому) Воспроизведение
5 Теория по этапного формирования умственных действий Практическая работа Описывает этапы формирования умственных действий Воспроизведение
Умеет выделять ООД действия (на теоретическом уровне) Применение
6 Деятельностная теория учения Практическая работа Определяет возможности использования деятельностной теории учения в начальной школе Применение
7 Деятельностная теория учения Индивидуальная работа Описывает основные положения деятельностной теории обучения Воспроизведение
8 Эволюция концепции развивающего обучения в России Конференция Описывает суть теории развивающего обучения Воспроизведение
9 Эволюция концепции развивающего обучения в России Практическая работа Решает проблемные ситуации с учетом специфики СРО Эльконина-Давыдова Применение
Умеет выделять отличительные признаки СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Применение
10 Теория творческой и репродуктивной деятельности обучающихся Практическая работа Умеет выделить особенности творческого и репродуктивного компонентов педагогического процесса Применение
Описывает основные положения теории творческой и репродуктивной деятельности лбучающегося (И.Т.Огородников, В.В.Мерцалова) Воспроизведение
Умеет обосновать синтез творческой и репродуктивной деятельности обучающихся в начальной школе Применение
11 Эволюция концепции развивающего обучения в России Практическая работа Умеет выделять отличительные СРО Л.В.Занкова Применение
Решает проблемные ситуации с учетом специфики СРО Л.В.Занкова Применение
12 Рубежный контроль Другое Описывает основные положения деятельностной теории обучения Воспроизведение
Определяет возможности использования деятельностной теории учения в начальной школе Применение
Дает характеристику деятельности учителя по формированю ООД младшего школьника Воспроизведение
13 Теория формирования понятий Практическая работа Описывает основные понятия теории формирования понятий Воспроизведение
Описывает путь формирования понятий (А. В. Усова, П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина, В.В.Давыдов и др .) Воспроизведение
Умеет выделить особенности способов формирования понятий на уроках в НОО в зависимости от предметных областей Применение
14 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Практическая работа Описывает принципы МТО (модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности) Воспроизведение
Выделяет возможности применения модульного подхода к структурированию содержания образования в начальной школе (технологии – укрупнения дидактических единиц, содержательного обобщения, опоры, крупных блоков, усиления теоретического обобщения, опережения, «погружения в учебный предмет» и др.) Применение
15 Технология полного усвоения Практическая работа Описывает основные характеристики технологий полного усвоения Воспроизведение
Умеет проектировать содержание конспекта урока с применением технологии полного усвоения Применение
16 Технология внутрипредметных связей в обучении (модульная технология обучения (МТО)) Индивидуальная работа Описывает отличительные признаки модульной технологии Воспроизведение
17 Технология дифференцированного обучения Индивидуальная работа Описывает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации технологии дифференцированного обучения в НОО Воспроизведение
18 Технология дифференцированного обучения Практическая работа Умеет выделять особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Применение
Проектирует учебную ситуацию с учетом цели, задач, специфических особенностей дифференцированного обучения в соответствии с ФГОС НОО Творчество
19 Технология сотрудничества Практическая работа Знает основные характеристики технологий сотрудничества Воспроизведение
Умеет выделять признаки технологии сотрудничества Применение
Умеет проектировать занятие с применением технологии сотрудничества Творчество
20 Технология проблемного обучения Практическая работа Умеет формулировать цели занятия на основе технологии проблемного обучения Применение
Умеет применять технологию проблемного обучения при проектировании конспекта урока в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
21 Технология проблемного обучения Практическая работа Знает особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения (по Е.Л.Мельниковой) Воспроизведение
Умеет спроектировать проблемный диалог на уроке в начальной школе Применение
22 Интерактивные технологии обучения. Практическая работа Описывает отличительные признаки технологии интерактивного обучения Воспроизведение
Умеет соотносить конкретные интерактивные методы обучения с этапами организации занятия в НОО Применение
23 Игровые технологии Практическая работа Описывает структуру игровой деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. Воспроизведение
Умеет обосновать необходимость использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе НОО Применение
Проектирует учебную ситуацию с использование игровых технологий Творчество
24 Игровые технологии Индивидуальная работа Выделяет ограничения и недостатки использования игровых технологий в НОО Воспроизведение
25 Интерактивные технологии обучения. Практическая работа Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием интерактивных технологии обучения Творчество
26 Технология проектного обучения. Практическая работа Описывает классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся Воспроизведение
Умеет выделять особенности организации проектной деятельности в начальной школе Применение
27 Технология проектного обучения. Контрольная работа Конкретизирует этапы проектной деятельности Воспроизведение
Имеет опыт проектирования визитки проекта Творчество
28 Рубежный контроль Другое Умеет обосновать выбор педагогических технологии в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Оценивает соответствие выбранной педагогической технологии решаемой профессиональной задаче Применение

Литература

Основная

  1. Батколина, В. В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: учебное пособие / Батколина В. В.. - М. : Российский новый университет, 2012. - 160 с. - То же [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21304.
  2. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций : учебное пособие / В.А. Титов. - М. : Приор-издат, 2008. - 224 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-9512-0779-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56304
  3. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008. и предыдущие издания

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010. - 174, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Профессиональное обучение). - Гриф УМО
  3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  4. Педагогика : учебник для бакалавров вузов по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. С. Подымова, [и др.], Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ) ; общ. ред. Л. С. Подымова, В. А. Сластенин . – М. : Юрайт, 2014 . – 332 с. – (Бакалавр. Базовый курс) .
  5. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.] ; под ред. В.С. Кукушина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. [и др.] : МарТ, 2006.
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2004. - 349 с. - (Psychologia universalis). - Гриф МО. - ISBN 5-8297-0176-6.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана