бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2018

Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе, 3 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3); Знает особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами знаниевый
Владеет методами и приемами, средствами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами ориентировочный
Умеет проектировать взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами операциональный
Имеет опыт проектирования организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4). Знает современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знаниевый
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам ориентировочный
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам операциональный
Имеет опыт отбора методик и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам опыт
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); Знает описание инновационных технологий обучения в начальной школе и контроля учебных достижений младших школьников. Знает критерии отбора инновационных технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Знает современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знаниевый
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. ориентировочный
Умеет отбирать современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. операциональный
Имеет опыт отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. опыт
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3); Знает особенности организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО знаниевый
Владеет этапами организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО ориентировочный
Владеет этапами организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО операциональный
Имеет опыт в проектировании исследовательской работы обучающихся педагогом НОО опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2); Знает компоненты образовательной среды в НОО знаниевый
Владеет критериями анализа образовательной среды образовательной организации. ориентировочный
Умеет анализировать образовательную среду начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с решением профессиональной задачи и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики операциональный
Имеет опыт проектирования компонентов образовательной среды начальной школы в соответствии с решением профессиональной задачи и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики. опыт
способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4); Знает пути формирования ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач. Знает общую схему составления ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач знаниевый
Владеет общей схемой составления ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач ориентировочный
Умеет составлять собственную ресурсно-информационную базу для решения профессиональных задач операциональный
Имеет опыт использования ресурсной-информационной базы для преподавания предметов в НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у магистрантов готовность к обосновонному выбору инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе

Задачи

  1. Формирование целостного представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе
  2. Развитие практических умений по использованию инновоционных технологий в преподавании предметов начальной школы в соотвтствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 98.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы инновационных технологий преподавания предметов в НОО 1. Формирование целостного представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе Сформировать целостное представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе
  • Инновации в учебном процессе современной начальной школы
  • Классификация инновационных технологий в образовании
Модуль 2. Характеристика инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Формирование у магистрантов умений осуществлять обоснованный выбор инноаоционных технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умение обосновать выбор инновационной технологии преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей
  • Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся.
  • Технология визуализации учебной информации
  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • Активные формы и методы обучения
  • Особенности проектирование уроков в начальной школе с использованием инновационных технологий преподавания предметов

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Классификация инновационных технологий в образовании Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Классификация инновационных технологий в образовании Другое 2.0 1
4 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 2
5 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Самостоятельное изучение 10.0 3
6 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Практическая работа 2.0 3
7 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Индивидуальная работа 2.0 3
8 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение 10.0 4
9 Технология визуализации учебной информации Другое 2.0 4
10 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Самостоятельное изучение 10.0 5
11 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа 2.0 5
12 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Индивидуальная работа 2.0 5
13 Активные формы и методы обучения Самостоятельное изучение 16.0 6
14 Активные формы и методы обучения Вариативное задание 2.0 6
15 Формы уроков на основе инновационных технологий Самостоятельное изучение 6.0 7
16 Формы уроков на основе инновационных технологий Практическая работа 2.0 8
17 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Самостоятельное изучение Выделяет возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
Конкретизирует изменения в деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
2 Классификация инновационных технологий в образовании Самостоятельное изучение Описывает психолого-педагогические теории, лежащие в основе инновационных технологий преподавания предметов в НОО Воспроизведение
Описывает классификацию инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
3 Классификация инновационных технологий в образовании Другое Описывает теоретические аспекты модернизации НОО как инновационного процесса. Воспроизведение
Выделяет требования профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО к использованию инновационных технологий преподаваний предметов Воспроизведение
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, предъявляющих требования к использованию инновационных технологий в начальной школе Воспроизведение
Описывает психолого-педагогические теории, лежащие в основе инновационных технологий преподавания предметов в НОО Воспроизведение
Описывает классификацию инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
4 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Анализирует нормативно-правовые акты сферы образования с позиции требований к использованию инновационных технологий в НОО Применение
Обосновывает необходимость использования инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Применение
5 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Самостоятельное изучение описывать отличительные признаки технологии организации коллективной творческой деятельности Воспроизведение
описывать отличительные признаки коммуникативной технологии обучения Воспроизведение
описывать отличительные признаки ТРКМЧП Воспроизведение
описывать основные признаки игровых технологий Воспроизведение
описывать основания для классификации педагогических игр (по Селевко) Воспроизведение
описывать отличительные признаки проблемного обучения Воспроизведение
6 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Практическая работа уметь формулировать цели занятия на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
уметь определить принципы организации учебного процесса в начальной школе при использовании технологии организации КТД Применение
уметь формулировать цели занятия на основе коммуникативной технологии обучения Применение
уметь применять коммуникативную технологию обучения при проектировании содержания образовательного процесса по предмету Применение
уметь формулировать цели занятия на основе ТРКМЧП Применение
уметь применять ТРКМЧП при проектировании содержания образовательного процесса по предмету Применение
уметь отбирать игровые технологии в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
уметь формулировать цели урока на основе проблемного обучения Применение
уметь создавать проблемные ситуации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
7 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Индивидуальная работа описывает отличительные признаки технологии организации развивающих видов деятельности школьников Воспроизведение
уметь формулировать цели занятия на основе технологии организации развивающих видов деятельности школьников Применение
уметь проектировать учебную ситуацию на основе технологии организации развивающих видов деятельности Применение
8 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение описывать проблемы восприятия и понимания учебной информации детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
описывать разные техники (приемы) визуализации учебной информации (таймлайн, интеллект-карта, инфографика, кластер, таблица, схемы Венна) Воспроизведение
выделять возможности использования при преподавании предметов в начальной школе схемно-знаковых моделей в соответствии с требованиями ФГОС НОО Применение
9 Технология визуализации учебной информации Другое уметь отбирать разные техники (приемы) визуализации учебной информации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
уметь проектировать учебную ситуацию на основе технологии визуализации учебной информации Применение
10 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Самостоятельное изучение выделять требования к организации группового взаимодействия при преподовании предметов в начальной школе Воспроизведение
уметь моделировать этапы группового взаимодействия детей младшего школьного возраста Применение
уметь выбирать формы работы в малых группах в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
описывать способы создания малых групп Воспроизведение
11 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа описывать особенности построения образовательного процесса на основе технологии кооперативного обучения Воспроизведение
уметь формулировать цели занятия на основе технологии кооперативного обучения Применение
умеет проектировать учебную ситуацию на основе кооперативного обучения Применение
12 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Индивидуальная работа описывать особенности образовательного процесса на основе технологии сотрудничества Воспроизведение
уметь отбирать формы и методы технологии сотрудничества в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
уметь проектировать учебную ситуацию на основе технологии сотрудничества Применение
13 Активные формы и методы обучения Самостоятельное изучение описывать проблему активности личности в обучении Воспроизведение
давать характеристику методам активного обучения Воспроизведение
уметь анализировать эффективность использования активных методов обучения Применение
14 Активные формы и методы обучения Вариативное задание уметь отбирать активные формы и методы обучения в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
уметь проетировать учебную ситуацию на основе активных методов обучения в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
15 Формы уроков на основе инновационных технологий Самостоятельное изучение обосновывать выбор вида урока в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
владеть критериями для отбора инновационных технологий преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной проблемой на уроке Воспроизведение
описывать современные технологии оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным областям Воспроизведение
16 Формы уроков на основе инновационных технологий Практическая работа уметь проектировать уроки на основе инновационных технологий преподавания предметов Применение
описывать современные технологии оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным областям Воспроизведение
умеет отбирать современные технологии оценивания качества образовательного процесса в зависимости от решения профессиональной задачи Применение
уметь проектировать учебную ситуацию на основе технологий оценивания качества образовательного процесса Применение
17 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание Умеет анализировать образовательную среду начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО в контексте реализации инновационных технологий преподавания предметов Применение
Умеет составлять собственную ресурсно-информационную базу по инновационным педагогическим технологиям преподавания предметов для решения профессиональных задач Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017.

Дополнительная

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 151, [1] c.
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 260 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-6466-7 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
  3. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с. : ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7591-1463-5 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643
  4. Пешкова, В.Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 161 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3919-1 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740

Цифровые ресурсы

  1. Cлободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  2. Гангнус, Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.А. Гангнус. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 136 c. http://www.iprbookshop.ru/70646.html
  3. Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii
  4. Змиева С. И., Свиридов А. Н. Инновационные технологии в деятельности учителей начальных классов Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14780.htm
  5. Интерактивные методы обучения. методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sch16.baranovichi.edu.by/sm_full.aspx?guid=5443
  6. Технологии игрового обучения в начальной школе: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-298808.html

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018.
  2. Учебная программа Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018.