бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 2, 2018

Б.1.В.ОД.3 Современные подходы к организации воспитательной работы в начальной школе, 1 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Бирюкова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) знает основные идеи и подходы современной стратегии воспитания детей знаниевый
умеет обосновывать выбор форм и методов организации воспитательной работы в современной начальной школе ориентировочный
владеет умением осуществлять отбор содержания и методов конкретных форм организации воспитательной работы в начальной школе операциональный
имеет опыт обоснованного выбора методов воспитательной работы в рамках конретных форм ее организации в начальной школе (при разработке конспектов воспитательных мероприятий) опыт
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2) знает сущность индивидуальных и групповых технологий принятия решений в процессе осуществления воспитательной деятельности педагога в начальной школе знаниевый
владеет индивидуальными и групповыми технологиями принятия решений в процессе осуществления воспитательной деятельности педагога в начальной школе ориентировочный
умеет выбирать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в процессе осуществления воспитательной деятельности педагога в начальной школе операциональный
имеет опыт применения индивидуальных и групповых технологий принятия решений в процессе осуществления воспитательной деятельности педагога в начальной школе опыт
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1) знает сущность комплекса методов стратегического и оперативного анализа для изучения состояния и потенциала воспитательной деятельности педагога в начальной школе знаниевый
владеет комплексом методов стратегического и оперативного анализа для изучения состояния и потенциала воспитательной деятельности педагога в начальной школе ориентировочный
умеет выбирать методы стратегического и оперативного анализа для изучения состояния и потенциала воспитательной деятельности педагога в начальной школе операциональный
имеет опыт выбора методов стратегического и оперативного анализа для изучения состояния и потенциала воспитательной деятельности педагога в начальной школе опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знает способы исследования, организации и оценивания воспитательной деятельности педагога в начальной школе знаниевый
владеет способами исследования, организации и оценивания воспитательной деятельности педагога в начальной школе ориентировочный
умеет выбирать способы иследования, организации и оценивания воспитательной деятельности педагога в начальной школе операциональный
имеет опыт применения способов исследования, организации и оценивания воспитательной деятельности педагога в начальной школе опыт

Цели изучения дисциплины

научить проектировать воспитательную работу педагога в начальной школе

Задачи

  1. сформировать знания о ведущих тенденциях современного воспитания в начальной школе
  2. сформировать знания о методологических основах воспитания
  3. научить выделять критерии оценки эффективности воспитательной деятельности педагога в начальной школе
  4. способствовать овладению методами проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 26.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 82.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.53 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Современные стратегии воспитания детей научиться выявлять ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе
  • Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы
  • Философская, социологическая, психолого-педагогическая сущности воспитания
  • Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе
Модуль 2 Методология воспитания овладеть методологическими основами воспитания научиться выстраивать программу воспитательной деятельности педагога в начальной школе
  • Методологические основы воспитания
  • Современные парадигмы, концепции и программы воспитания
Модуль 3 Технология организации процесса воспитания в начальной школе определить критерии оценки эффективности воспитательной деятельности педагога в начальной школе организация и управление воспитательной деятельностью педагога в начальной школе
  • Организация и управление процессом воспитания в начальной школе
  • Самоуправление детей младшего школьного возраста в образовательной организации
  • Воспитательные технологии и формы организации процесса воспитания в начальной школе
  • Эффективность процесса воспитания в начальной школе
Модуль 4 Методика воспитательной деятельности педагога в начальной школе способствовать овладению методами проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе проектирование и планирование воспитательной деятельности педагога в начальной школе
  • Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе
  • Методы и приемы воспитания детей в начальной школе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Лекция 2.0 1
2 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Индивидуальная работа 2.0 1
4 Философская, социологическая, психолого-педагогическая сущности воспитания Практическая работа 2.0 2
5 Философская, социологическая, психолого-педагогическая сущности воспитания Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Воспитание в целостном педагогическом процессе Практическая работа 2.0 3
7 Воспитание в целостном педагогическом процессе Самостоятельное изучение 6.0 3
8 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Лекция 2.0 4
9 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение 6.0 4
10 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 4
11 Методологические основы воспитания Лекция 2.0 5
12 Методологические основы воспитания Самостоятельное изучение 4.0 5
13 Методологические основы воспитания Индивидуальная работа 2.0 5
14 Современные парадигмы, концепции и программы воспитания Практическая работа 2.0 6
15 Современные парадигмы, концепции и программы воспитания Самостоятельное изучение 4.0 6
16 Организация и управление процессом воспитания в начальной школе Лекция 2.0 7
17 Организация и управление процессом воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Самоуправление детей младшего школьного возраста в образовательной организации Практическая работа 2.0 8
19 Самоуправление детей младшего школьного возраста в образовательной организации Самостоятельное изучение 4.0 8
20 Воспитательные технологии и формы органиации процесса воспитания в начальной школе Коллоквиум 2.0 9
21 Воспитательные технологии и формы органиации процесса воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение 4.0 9
22 Эффективность процесса воспитания в начальнгой школе Практическая работа 2.0 10
23 Эффективность процесса воспитания в начальнгой школе Самостоятельное изучение 4.0 10
24 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Лекция 2.0 11
25 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Индивидуальная работа 1.0 11
26 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Семинар 2.0 12
27 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 12
28 Методы и приемы воспитания детей в начальной школе Самостоятельное изучение 6.0 13
29 Методы и приемы воспитания детей в начальной школе Конференция 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Лекция знать основные идеи и подходы современной стратегии воспитания детей Воспроизведение
2 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Самостоятельное изучение знать принципы организации воспитательной работы в начальной школе Воспроизведение
3 Современные стратегии воспитания детей: идеи, подходы, механизмы Индивидуальная работа уметь осуществлять обоснованный выбор направлений и методов организации воспитательной работы в начлаьной школе на основе требований концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ Применение
4 Философская, социологическая, психолого-педагогическая сущности воспитания Практическая работа знать психологические теории воспитания Воспроизведение
уметь определять ведущие принципы конкретных моделей воспитания Применение
5 Философская, социологическая, психолого-педагогическая сущности воспитания Самостоятельное изучение знать модели становления личности как субъекта собственного развития: антропологическая, субъектная, личностно-ориентированная, актуальная Воспроизведение
знать роль социальных институтов в процессе воспитания Воспроизведение
6 Воспитание в целостном педагогическом процессе Практическая работа знать сущность моделирования воспитательного процесса Воспроизведение
умеет обосновывать выбор направлений организации воспитательного процесса в начальной школе Применение
7 Воспитание в целостном педагогическом процессе Самостоятельное изучение знать характеристики воспитания как целостного педагогического процесса Воспроизведение
8 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Лекция знать особенности моделирования воспитательного пространства Воспроизведение
9 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение выявлять противоречия, риски, парадоксы и ошибки воспитания Воспроизведение
10 Ведущие тенденции современного воспитания в начальной школе Индивидуальная работа иметь опыт моделирования воспитательного пространства в конкретных педагогических ситуациях Применение
11 Методологические основы воспитания Лекция знать методологические идеи организации воспитательного процесса в системе образования Воспроизведение
12 Методологические основы воспитания Самостоятельное изучение выделять методологические основы современного воспитания Применение
13 Методологические основы воспитания Индивидуальная работа знать базовые теории воспитания и развития личности Воспроизведение
14 Современные парадигмы, концепции и программы воспитания Практическая работа уметь осуществлять выбор принципов организации восптательной деятельности в современном образовании Применение
знать основные подходы к организации взаимодействия с детьми в различных концепциях воспитания Воспроизведение
15 Современные парадигмы, концепции и программы воспитания Самостоятельное изучение знать классификацию парадигм воспитания в современной педагогике Воспроизведение
16 Организация и управление процессом воспитания в начальной школе Лекция знать современную технологию педагогического проектирования Воспроизведение
знать требования, предъявляемые к программе воспитания и ее структуру Воспроизведение
17 Организация и управление процессом воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение знать этапы разработки программы воспитания Воспроизведение
уметь осуществлять выбор конкретных методов и форм организации воспитательного процесса в начальной школе Применение
18 Самоуправление детей младшего школьного возраста в образовательной организации Практическая работа уметь характериовать методологические подходы в организации системы самоуправления детей Воспроизведение
уметь характериовать технологии организации и развития системы самоуправления детей Воспроизведение
уметь характеризовать методику организации и развития системы самоуправления детей Воспроизведение
19 Самоуправление детей младшего школьного возраста в образовательной организации Самостоятельное изучение знать теоретико-методологическу основу организации системы самоуправления детей Воспроизведение
знать структуру процессов самоуправления и соуправления Воспроизведение
20 Воспитательные технологии и формы органиации процесса воспитания в начальной школе Коллоквиум знать основу классификации технологий воспитания детей Воспроизведение
знать сущность наиболее востребованных технологий воспитания детей Воспроизведение
уметь обосновывать выбор конкретной технологии воспитания детей младшего школьного возраста Воспроизведение
21 Воспитательные технологии и формы органиации процесса воспитания в начальной школе Самостоятельное изучение знать основу классификации технологий воспитания детей Воспроизведение
знать алгоритм реализации технологии воспитания Воспроизведение
22 Эффективность процесса воспитания в начальнгой школе Практическая работа знать критерии эффективности процесса воспитания Воспроизведение
уметь применять методики изучения эффективности процесса воспитания Применение
характеризовать совокупность критериев, показателей, методик как диагностических средств для иучения эффективности процесса воспитания Воспроизведение
23 Эффективность процесса воспитания в начальнгой школе Самостоятельное изучение характеризовать подходы к к изучению эффективности процесса воспитания Воспроизведение
знать алгоритм изучения эффективности процесса воспитания Воспроизведение
24 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Лекция знать сущность воспитательной деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
знать классификацию планов воспитательной деятельности педагога в начальной школе Воспроизведение
25 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Индивидуальная работа выделять объект, предмет воспитательной деятельности Воспроизведение
определять цель, функции, структуру и содержание воспитательной деятельности Применение
26 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Семинар характеризовать методику проектирования воспитательной деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
27 Методика проектирования и планирования воспитательной деятельности педагога в начальной школе Самостоятельное изучение уметь составлять план воспитательной деятельности педагога в начальной школе Воспроизведение
28 Методы и приемы воспитания детей в начальной школе Самостоятельное изучение знать основы классификации методов воспитания Воспроизведение
29 Методы и приемы воспитания детей в начальной школе Конференция уметь осознанно выбирать методы и приемы воспитания Применение

Литература

Основная

  1. Мандель, Б.Р. Современные проблемы педагогической науки и образования же [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 304 с. : ил., табл. – Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн».- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493965
  2. Руденко А., Самыгин С. Методика воспитательной работы гриф УМО РАЕ, уч. пособие, М.: Феникс, 2015.
  3. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник /А.Н. Ходусов. – М.: Инфра-М, 2017. – 405 с.

Дополнительная

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : пособие / А. Ю. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 23, [1] c.
  2. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психолого-педагогическое образование" / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Академия, 2012. - 254, [2] с.
  3. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с.
  4. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Марусева И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 418 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39001.html.— Загл. с экрана
  5. Новгородцева, И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [Электронный ресурс] : учеб.пособие модульного типа / сост.И.В.Новгородцева. - 2-е.изд.,стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 378 с.- Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103816.-Загл. с экрана
  6. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: [для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа"] / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - Москва : Дашков и К, 2015. – 291 с.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Современные подходы к организации воспитательной работы в начальной школе: Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность Инновационная начальная школа, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Бирюкова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.