бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 25, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 25, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2018

Б.1.В.ОД.8 Организация научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе, 3 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) знание этапов организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе знаниевый
владение общей схемой анализа деятельности учителя по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе ориентировочный
умение определять содержание деятельности учителя в соответствие с этапом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе операциональный
опыт проектирования научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе для достижения планируемых результатов опыт
способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) знание теоретических подходов о сущности понятия научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе и многообразии видов знаниевый
владение общей схемой анализа научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе ориентировочный
умение отбирать содержание и форму научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе операциональный
опыт составления алгоритма выполнения научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе опыт
способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) знание технологии организации и алгоритма выполнения научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе знаниевый
владение общей схемой руководства научно-исследовательской работой обучающихся в начальной школе ориентировочный
умение проектировать научно-исследовательскую работы с обучающимися в начальной школе операциональный
опыт разработки памяток для педагогов начальной школы по руководству научно-исследовательской работой обучающихся в начальной школе опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). Знание нормативно-правовых документов о формировании образовательной среды ОО для организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе знаниевый
Владение общей схемой анализа образовательной среды по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе ориентировочный
Умение проектировать элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к организации научно-исследовательской работы операциональный
опыт анализа нормативно-правовых документов по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной компетентности магистрантов в области организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность с обучающимися в начальной школе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 56.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 1.06 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Сформировать у магистрантов знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе
  • Научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе в нормативно-правовых документах
  • Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе
Технология организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Формировать умение организовывать научно-исследовательскую работу с обучающимися в начальной школе Владеют технологией организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися в начальной школе
  • Разработка программы вводного теоретического курса или занятия
  • Выбор актуальной проблемы исследования, постановка цели и задач научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе
  • Сбор и первичная обработка материала,его анализ и формулирование выводов научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе
  • Подготовка к выступлению. Презентация результатов научно-исследовательской работы обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе. Отражение в нормативно-правовых документах Семинар (М) 2.0 1
2 Научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе. Отражение в нормативно-правовых документах Минизачет 2.0 2
3 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 3
4 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Индивидуальная работа 1.0 4
5 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Практическая работа (ПК) 2.0 5
6 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Коллоквиум 4.0 7
7 Этапы осуществления научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Самостоятельное изучение 2.0 9
8 Этапы осуществления научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Семинар (М) 2.0 10
9 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Семинар (М) 4.0 12
10 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Вариативное задание 4.0 13
11 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Практическая работа (М) 4.0 15
12 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Индивидуальная работа 1.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе. Отражение в нормативно-правовых документах Семинар (М) Анализирует нормативно-правовые документы по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Применение
Знает нормативно-правовые документы по формированию образовательной среды ОО для организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Воспроизведение
2 Научно-исследовательская работа с обучающимися в начальной школе. Отражение в нормативно-правовых документах Минизачет Анализирует требования к образовательной среде по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Применение
Умеет проектировать элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к организации научно-исследовательской работы Применение
3 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Самостоятельное изучение знает теоретические подходы к определению сущности понятия научно-исследовательская работа Воспроизведение
4 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Индивидуальная работа имеет опыт составления алгоритма выполнения научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Творчество
5 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Практическая работа (ПК) умеет анализировать научно-исследовательскую работу с обучающимися в начальной школе Применение
6 Понятие и виды научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Коллоквиум умеет отбирать содержание и форму научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Применение
7 Этапы осуществления научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Самостоятельное изучение Владеет общей схемой руководства научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной шкоел Применение
8 Этапы осуществления научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Семинар (М) Знает технологию организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Воспроизведение
9 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Семинар (М) Описывает содержание деяетельности педагога и обучающихся по выбору темы исследования, постановки цели и задач Воспроизведение
Описывает содержание деятельности педагога и обучающихся по сбору и первичной обработки материала исследования Воспроизведение
Описывает содержание деяетельности педагога и обучающихся по анализу полученных материалов исследования и формулированию выводов. Воспроизведение
Описывает содержание деятельности педагога и обучающихся по подготовке выступления по результатам научно-исследовательской работы обучающихся Воспроизведение
Описывает содержание деяетельности педагога и обучающихся при подготовке презентации и оценке результатов научно-исследовательской работы обучающихся Воспроизведение
10 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Вариативное задание Составление памятки для учителя по разработке аппарата научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Творчество
Составление памятки для учителя по организации сбора и первичной обработки материалов исследования обучающимися начальной школы Творчество
Составление памятки для учителя по подготовке к выступлению обучающихся Творчество
Составление памятки для учителя по оцениванию результатов научно-исследовательской работы обучающихся Творчество
11 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Практическая работа (М) Анализирует сущность и специфику деятельности учителя при разработке аппарата исследования с обучающимися в начальной школе Применение
Анализирует сущность и специфику деятельности учителя и обучающихся на этапе анализа полученного результата и формулирования выводов исследования Применение
Анализирует сущность и специфику деятельности учителя и обучающихся на этапе подготовки к защите результатов научно-исследовательской работы Применение
Анализирует сущность и специфику деятельности учителя и обучающихся при презентации и оценке результаов научно-исследовательской работы Применение
12 Технология организации и алгоритм выполнения научно-исследовательской с обучающимися в начальной школе Индивидуальная работа Знает особенности разработки вводного теоретического курса или занятия по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Воспроизведение
Имеет опыт анализа вводных и теоретических курсов или занятий по организации научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе Применение

Литература

Основная

  1. Землянская, Е.Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]: монография / Е.Н. Землянская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - М. : МПГУ, 2015. - 216 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469720 –Загл. с экрана
  2. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : Питер, 2017. - 332 с.

Дополнительная

  1. Дни наук в начальной школе : сценарии предмет. праздников и внеклассных мероприятий, посвященных шк. наукам / авт.-сост.: Г.И. Василенко [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2007. - 156 с. -
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 506 с.
  3. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экран
  4. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты : [пособие] / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград : Учитель, 2017. - 154 с.
  5. Олейник, О. В. Проектная деятельность: методика обучения. 2 - 4 классы : проекты по рус. яз. : [учеб.-метод. пособие адресовано учителям нач. кл., студентам пед. вузов] / О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк. - М. : ВАКО, 2013. - 367 с.
  6. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы / авт.-сост. Н. И. Асташина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 95 с.
  7. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост.: М. К. Господникова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2013. - 131 с.
  8. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ : [пособие предназначено учителям нач. кл., студентам пед. специальностей] / авт.-сост.: Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. - Волгоград : Учитель, [2014]. - 175 c.
  9. Седова, Н. Е. Педагогические условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности : монография / Н. Е. Седова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 343 с.

Цифровые ресурсы

  1. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.8 Организация научно-исследовательской работы с обучающимися в начальной школе [Электронный ресурс]: М-7021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.