бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2018
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 22, 2018

Б1.В.ДВ.06.01 ДВ: Социология науки, 3 семестр

М-7251, 39.04.01, Социология (направленность Социология региональных процессов), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-11); особенности науки как социального института знаниевый
предмет и методы социологии науки, ее место в системе социологического знания знаниевый
социальные и когнитивные параметры развития науки знаниевый
особенности работы в научных социологических подразделениях и социологических службах, проведения социологических исследований и анализа научной деятельности ориентировочный
организации собственной исследовательской деятельности операциональный
способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12). основные направления государственной политики в области науки в России и на Западе на современном этапе. знаниевый
способы организации научной деятельности знаниевый
особенности работы в научных социологических подразделениях и социологических службах, проведения социологических исследований и анализа научной деятельности ориентировочный
владения понятийным аппаратом, используемым в социологии науки, а также методами социологического исследования, используемыми в социологии науки операциональный

Цели изучения дисциплины

научить магистрантов описывать и анализировать ключевые признаки социологии науки как отрасли социологического знания, занимающейся изучением науки как социального института

Задачи

  1. Научить определять место социологии науки в системе современных концепций изучения науки (определить исследуемую социологией науки область: объект, предмет социологии науки, функции социологии науки, ее специфику)
  2. Научить анализировать и сопоставлять основные идеи (и их генезис) исследователей феноменов знания, познания, науки прошлого и настоящего

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 55.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Введение в историю и социологию науки раскрыть особенности исторических этапов развития науки, основных концепций социологии науки знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций социологии науки
  • Взаимодействие науки с другими социальными институтами. Феномен науки
  • Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
  • Гносеологические и методологические основания науки
  • Наука как социальный институт.Этика науки и ответственность ученого
Модуль 2. Социологические проблемы науки как социального института знать основные социологические проблемы науки и методологию современного социологического знания раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Особенности социального и гуманитарного познания

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в предмет и историю социологии науки Лекция 2.0 1
2 От социологии знания к социологии науки Семинар (М) 2.0 1
3 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Лекция 2.0 2
4 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Семинар (М) 2.0 3
5 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Индивидуальная работа 1.0 3
6 Институционализация науки Лекция 2.0 5
7 Институционализация науки Самостоятельное изучение 4.0 5
8 Факторы развития науки Вариативное задание 2.0 6
9 Общественное восприятие науки и научная грамотность Коллоквиум 2.0 7
10 Общественное восприятие науки и научная грамотность Самостоятельное изучение 2.0 7
11 Структура научного познания Самостоятельное изучение 2.0 8
12 Структура научного познания Индивидуальная работа 1.0 8
13 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание 2.0 9
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение 2.0 9
15 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Индивидуальная работа 1.0 9
16 Рубежный контроль по модулю 1 Конференция 2.0 10
17 Рубежный контроль по модулю 1 Реферат 2.0 10
18 Режимы производства научного знания Вариативное задание 2.0 11
19 Режимы производства научного знания Практическая работа (М) 2.0 11
20 Режимы производства научного знания Индивидуальная работа 1.0 11
21 Социальный анализ технологий Самостоятельное изучение 2.0 12
22 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение 5.0 12
23 Рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум 2.0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в предмет и историю социологии науки Лекция Знать предмет социологии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты социологии науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия науки с другими социальными институтами Воспроизведение
Структура истории, социологии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
2 От социологии знания к социологии науки Семинар (М) Раскрыть специфику научной деятельности Воспроизведение
Обосновать особенности субъекта объекта познавательной деятельности Воспроизведение
Выделить основные функции науки Применение
Раскрыть многообразие форм научного знания Воспроизведение
Выделить основные черты вненаучного знания Узнавание
Показать роль научного знания в профессиональной деятельности Применение
3 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Лекция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
4 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
5 Социология науки: возникновение и развитие парадигмы Р. Мертона Индивидуальная работа Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
6 Институционализация науки Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
7 Институционализация науки Самостоятельное изучение Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Факторы развития науки Вариативное задание Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
Раскрыть онтололоческие, гносеологические, аксиологические основания неклассической науки Воспроизведение
Обосновать онтологические, гносеологические, аксиологические основания постнеклассической науки Воспроизведение
Знать сущность научной картины мира и ее исторические формы Узнавание
Обосновать особенности натурфилософского, классического и современного этапов развития научной картины мира Воспроизведение
Знать функции картины мира в научном исследовании Узнавание
9 Общественное восприятие науки и научная грамотность Коллоквиум Знать многообразие форм знания Узнавание
Раскрыть структуру и особенности научного познания Воспроизведение
Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
10 Общественное восприятие науки и научная грамотность Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
11 Структура научного познания Самостоятельное изучение Знать общие закономерности развития науки Узнавание
Раскрыть основные концепции развития начного знания Узнавание
Знать альтернативные модели эволюции и синергетический подход как новые направления эволюционной эпистемологии Узнавание
Обосновать кумудятивизм и антикумулятивизм как два крайних подхода к анализу динамики научного знания Воспроизведение
12 Структура научного познания Индивидуальная работа Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
Обьяснить различие научного и вненаучного знания Воспроизведение
13 Наука и общество. Наука как социальный институт. Этика науки Вариативное задание Знать социокультурные факторы развития науки Узнавание
Раскрыть особенности современной науки как социального института Воспроизведение
Выявить этические проблемы науки XX века Воспроизведение
Раскрыть проблемы государственного регулирования науки Узнавание
14 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Самостоятельное изучение Знать влияниеглобальных научных революций на смену типов рациоанальности Узнавание
Показать влияние частнонаучных революций на развитие наук Воспроизведение
15 Традиции и новации в науке. Научные революции и типы научной рациональности Индивидуальная работа Показать влияние частнонаучных революций на развитие наук Воспроизведение
16 Рубежный контроль по модулю 1 Конференция Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть первые научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья. Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
Назвать основные черты классической картины мира Узнавание
Показать влияние научной революции на развитие человека и общества Применение
17 Рубежный контроль по модулю 1 Реферат Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
18 Режимы производства научного знания Вариативное задание Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
19 Режимы производства научного знания Практическая работа (М) Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
20 Режимы производства научного знания Индивидуальная работа Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
21 Социальный анализ технологий Самостоятельное изучение Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социально-гуманитарных наук Узнавание
Знать наиболее существенные принципы и методы познания в соиально-культурной сфере Узнавание
Применять основы научного мировоззрения и методологию научного исследования в социально-культурной сфере Применение
Использование научной методологии исследования в конкретной научно-исследовательской деятельности Творчество
22 Рубежный контроль по модулю 2 Самостоятельное изучение Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
23 Рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум Показать роль философии в формировании научных знаний об обществе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социального и гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социальных и гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта социального и гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы социальных и гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу социального и гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере социально-гуманитарных наук Узнавание
Знать наиболее существенные принципы и методы познания в соиально-культурной сфере Узнавание
Применять основы научного мировоззрения и методологию научного исследования в социально-культурной сфере Применение
Использование научной методологии исследования в конкретной научно-исследовательской деятельности Творчество

Литература

Основная

  1. Батурин, В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 303 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52654, ограничен, необходима авторизация. – ЭБС «IPRbooks».– Загл. с экрана.
  2. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  3. Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов и аспирантов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий ; Рос. гос. соц. ун-т. - М. : Юрайт, 2016. - 450, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  4. Рузавин, Г. И. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 182 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114561, ограничен, необходима авторизация. – Университетская библиотека онлайн.

Дополнительная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки : учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума / С.К. Булдаков. – М. : РИОР, [2013]. – 140, [1] с.
  2. История и философия науки : учеб. для аспирантов и соискателей соц.-гуманитар. и техн. науч. специальностей, а также для магистрантов соц.-гуманитар. и техн. направлений подгот. / Т. П. Матяш [и др.] ; отв. ред. К. В. Воденко. - М. : КноРус, 2016. - 272 с. - (Аспирантура). - Гриф УМО.
  3. История и философия науки [Электронный ресурс].: учебное пособие / Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 289 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721, ограничен, необходима авторизация. – «Университетская библиотека онлайн». – Загл. с экрана.
  4. Основы философии науки в схемах и комментариях : учеб. пособие /Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО "Сургут. гос. пед. ун-т " ; [авт.-сост. Н. Н. Свирида]. - Ханты-Мансийск : Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2012. - 233, [1] с.
  5. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.
  6. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607
  7. Философия, логика и методология научного познания [Электронный ресурс]: для магистрантов нефилософских специальностей: учебник / Научный ред.: Бакулов В.Д., Кириллов А. – Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2011. – 496 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241036&sr=1, ограничен, необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm – Загл. с экрана.
  2. «Философский портал» Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки: Учебное пособие/ Авт.-сост. Н.Н. Свирида. – Сургут: СурГПУ, 2009. – 160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.