бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 26, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 27, 2018

Б1.В.ДВ.23 ДВ: Практикум по каллиграфии, 5 семестр

Б-5021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Бирюкова ____________
Н.А. Ротова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) Знать способы построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма знаниевый
Знать сущность трех типов ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма знаниевый
Владеть способом выявления критериев для выбора типа ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма ориентировочный
Владеть способом построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма ориентировочный
Уметь выбирать ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма операциональный
Уметь построить ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма операциональный
Иметь опыт выбора ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма опыт
иметь опыт разработки фрагмента урока на основе ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма опыт

Цели изучения дисциплины

научиться строить ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма

Задачи

  1. Освоение знаний о типах ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма
  2. Овладение способом построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.11 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Типы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Освоение знаний о трех типах ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма знание о трех типах ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма
  • Типы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма
  • Письмо заглавных и строчных букв I- VIII групп
  • Санитарно-гигиенические условия, необходимые для обучения письму. Требования СанПиНа
Модуль 2 Способ построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Овладение способом построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Разработка фрагмента урока на основе ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма
  • Способы построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина)
  • Вариативные системы обучения письму (В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова Е.Н., Л.Г. Олисова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Зайцев).
  • Технология письма В.А. Илюхиной. Методика обучения каллиграфии
  • Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Типы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Семинар 2.0 1
2 Письмо заглавных и строчных букв I- VIII групп Практическая работа 4.0 3
3 Письмо заглавных и строчных букв I- VIII групп Семинар 4.0 3
4 Санитарно-гигиенические условия, необходимые для обучения письму. Требования СанПиНа Практическая работа 4.0 4
5 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Практическая работа 2.0 5
6 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Коллоквиум 2.0 5
7 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Индивидуальная работа 4.0 5
8 Вариативные системы обучения письму (В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова Е.Н., Л.Г. Олисова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Зайцев). Практическая работа 2.0 8
9 Вариативные системы обучения письму (В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова Е.Н., Л.Г. Олисова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Зайцев). Семинар 4.0 8
10 Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму Практическая работа 2.0 9
11 Технология письма В.А. Илюхиной. Методика обучения каллиграфии Практическая работа 2.0 9
12 Технология письма В.А. Илюхиной. Методика обучения каллиграфии Индивидуальная работа 4.0 9
13 Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму Индивидуальная работа 1.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Типы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Семинар Уметь охарактеризовать три основных типа ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Воспроизведение
Уметь обоснованно выбрать ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма Применение
2 Письмо заглавных и строчных букв I- VIII групп Практическая работа Знать цель и задачи занятий письмом в начальных классах Воспроизведение
3 Письмо заглавных и строчных букв I- VIII групп Семинар Уметь четко и кратко объяснять выполняемые движения руки синхронно с письмом буквы при написании заглавных и строчных букв Применение
4 Санитарно-гигиенические условия, необходимые для обучения письму. Требования СанПиНа Практическая работа Знать требования СанПиНа к содержанию санитарно-гигиенических условий, необходимых для обучения письму, к содержанию и проведению физминуток на уроках письма и русского языка. Воспроизведение
Уметь подобрать дидактический материал для физминуток для глаз, пальцев рук. Применение
Знать содержание санитарно-гигиенических требований, соблюдение которых необходимо для обучения письму Воспроизведение
5 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Практическая работа Знать общий способ построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Воспроизведение
6 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Коллоквиум Знать общий способ построения ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма Воспроизведение
Уметь построить ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма Применение
7 Способы ориентировочной основы действия при обучении младших школьников навыку письма (Н.Ф. Талызина, Н.С. Пантина) Индивидуальная работа Уметь построить ориентировочную основу действия при обучении младших школьников навыку письма Применение
8 Вариативные системы обучения письму (В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова Е.Н., Л.Г. Олисова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Зайцев). Практическая работа Знать содержание вариативных систем обучения письму младших школьников Воспроизведение
9 Вариативные системы обучения письму (В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова Е.Н., Л.Г. Олисова, Н.Ф. Виноградова, Н.А. Зайцев). Семинар Знать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников при обучении навыку письма Воспроизведение
Уметь осознанно выбрать критерии оценивания качества графической стороны письменных работ младших школьников Применение
10 Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму Практическая работа Уметь выявлять причины возникновения трудностей при обучении письму и способы их преодоления Применение
Уметь классифицировать каллиграфические ошибки и знать пути их устранения Применение
11 Технология письма В.А. Илюхиной. Методика обучения каллиграфии Практическая работа Знать теоретические и методические основы технологии каллиграфического письма В.А. Илюхиной Воспроизведение
12 Технология письма В.А. Илюхиной. Методика обучения каллиграфии Индивидуальная работа Знать содержание и структуру прописей В.А. Илюхиной Воспроизведение
Уметь объяснять и показывать написание букв по технологии письма В.А. Илюхиной Применение
Уметь разработать фрагмент урока по технологии письма В.А. Илюхиной Творчество
13 Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму Индивидуальная работа Знать алгоритмы списывания слов, предложений, связного текста Воспроизведение
Знать особенности обучения навыку письма леворуких детей Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для ададемического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. - М. : Юрайт, 2016. - 468 с.
  2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начально-го образования" / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 461, [1] с. : ил., табл.; 22 см. - (Учебное пособие) (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование).

Дополнительная

  1. Илюхина, В. А. Чудо-пропись. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : [в 4 ч.]. Ч. 1 / В. А. Илюхина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 32 с.
  2. Илюхина, В. А. Чудо-пропись. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : [в 4 ч.]. Ч. 2 / В. А. Илюхина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 32 с.
  3. Илюхина, В. А. Чудо-пропись. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : [в 4 ч.]. Ч. 3 / В. А. Илюхина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 32 с.
  4. Кузнецова, А.В. Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников : [монография] / А.В. Кузнецова ; Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 138, [1] с.
  5. Наумова, С.В. Шрифт и орнамент [Электронный ресурс] : практикум / С.В. Наумова, П.М. Наумова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия» (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»). - Екатеринбург : Архитектон, 2014. - 216 с. : ил. - Доступ с сайта «Университетская библиотека онлайн»- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436720 – Загл.с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

Источники

Учебно-методические материалы