бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 26, 2018
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Oct. 5, 2018
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 8, 2018

Б1.В.ДВ.18 ДВ: Социология инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в здоровье, 7 семестр 1 полусеместр

Б-5251, 39.03.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1) Знает историю развития и современные проблемы инклюзивного образования знаниевый
Знает нормативно-правовые документы, регламентирующих инклюзивное образование знаниевый
Знает особенности построения схемы исследования в области инклюзивного образования знаниевый
Характеризует основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья. ориентировочный
Умеет проектировать модель организации инклюзивного образования с учетом данных социологического исследования операциональный
Умеет строить взаимодействие с участниками инклюзивного образовательного процесса в целях эффективности его социологического изучения операциональный
Владеет схемой организации исследования в области организации инклюзивного образования опыт
Способность участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-2) Знает алгоритм представления результатов социологического исследования в области образования знаниевый
Знает критерии оценки результатов социологического исследования знаниевый
Умеет анализировать результаты выполненного исследования ориентировочный
Умеет делать заключение по результатам социологического исследования ориентировочный
Владеет навыками защиты проектной работы по результам социологического исследования операциональный
Владеет схемой оформления отчетной документации по результам социологического обследования в области образования операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов целостного представления о специфике организации инклюзивного образования и умения организации социологического исследования в этой сфере

Задачи

  1. Формировать умения планировать и представлять результаты социологического исследования в области инклюзивного образования детей с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.11 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Особенности организации социологического исследования в области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в здоровье Формирование умения планировать и представлять результаты социологического исследования в области инклюзивного образования детей с ОВЗ с применением современных методов Знает задачи, принципы и вариативные модели инклюзивного образования, нормативные документы, регламентирующие инклюзивное образование, историю возникновения и развития инклюзивного образования в России и за рубежом; характеризует основные категории лиц с ОВЗ. Умеет проектировать социологическое исследование в области сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзии, организации соответствующей образовательной среды и методического обеспечения образовательного пространства
  • Инклюзивное образование как объект полидисциплинарного изучения
  • Специфика организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье
  • Планирование и организация социологического исследования в области инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования Лекция 2.0 1
2 Сущность интеграции и инклюзивного образования Практическая работа 2.0 1
3 Современное нормативно-правовое обеспечение общего и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 2
4 Современное нормативно-правовое обеспечение общего и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа 2.0 2
5 Специфика организации инклюзивного образования Коллоквиум 2.0 3
6 Специфика организации инклюзивного образования Другое 2.0 3
7 Специфика организации инклюзивного образования Лекция 2.0 3
8 Специфика организации инклюзивного образования Самостоятельное изучение 4.0 4
9 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 4
10 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Лекция 2.0 5
11 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 5
12 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 5
13 Особенности организации социологического исследования в области образования Лекция 2.0 6
14 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа 2.0 6
15 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа 4.0 7
16 Особенности организации социологического исследования в области образования Индивидуальная работа 2.0 7
17 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа 2.0 8
18 Особенности организации социологического исследования в области образования Самостоятельное изучение 4.0 8
19 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Самостоятельное изучение 2.0 9
20 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Вариативное задание 2.0 9
21 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования Лекция Характеризует инклюзивное образование детей с ОВЗ Воспроизведение
Перечисляет и характеризует основные категории лиц с ограниченными возможностями в здоровье Воспроизведение
2 Сущность интеграции и инклюзивного образования Практическая работа Анализирует и соотносит особенности организации интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ Применение
3 Современное нормативно-правовое обеспечение общего и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Характеризует нормативно-правовое сопровождение общего и инклюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
4 Современное нормативно-правовое обеспечение общего и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа Представляет результаты анализа нормативной документации в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Применение
5 Специфика организации инклюзивного образования Коллоквиум Дискутирует на тему обоснованности внедрения инклюзии в образовательное пространство РФ Применение
6 Специфика организации инклюзивного образования Другое Представляет анализ инклюзивных практик в области образования детей с ОВЗ в ХМАО-Югре Применение
7 Специфика организации инклюзивного образования Лекция Описывает основные составляющие модели инклюзивного образования Воспроизведение
8 Специфика организации инклюзивного образования Самостоятельное изучение Дискутирует на тему обоснованности внедрения инклюзии в образовательное пространство РФ Применение
Представляет анализ инклюзивных практик в области образования детей с ОВЗ в ХМАО-Югре Применение
9 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Практическая работа Анализирует и раскрывает функции субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, узких специалистов) в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Применение
10 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Лекция Раскрывает особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивной ОО Воспроизведение
11 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Самостоятельное изучение Анализирует и раскрывает функции субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, узких специалистов) в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Применение
12 Субъекты образовательного процесса в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ Индивидуальная работа Анализирует и раскрывает функции субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, узких специалистов) в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Применение
Представляет анализ инклюзивных практик в области образования детей с ОВЗ в ХМАО-Югре Применение
13 Особенности организации социологического исследования в области образования Лекция Характеризует алгоритм осуществления социологического исследования в области образования Воспроизведение
14 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа Характеризует алгоритм осуществления социологического исследования в области образования Воспроизведение
Разрабатывает и представляет план выполнения социологического исследования Применение
15 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа Анализирует инклюзивную образовательную среду в ОО Применение
16 Особенности организации социологического исследования в области образования Индивидуальная работа Анализирует инклюзивную образовательную среду в ОО Применение
Демонстрирует знание современных методов социологического исследования и умение применять их на практике Применение
17 Особенности организации социологического исследования в области образования Практическая работа Демонстрирует знание современных методов социологического исследования и умение применять их на практике Применение
18 Особенности организации социологического исследования в области образования Самостоятельное изучение Анализирует инклюзивную образовательную среду в ОО Применение
Раскрывает сущность основных составляющих элементов модели инклюзивного образования детей с ОВЗ Применение
19 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Самостоятельное изучение Раскрывает сущность основных составляющих элементов модели инклюзивного образования детей с ОВЗ Применение
20 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Вариативное задание Раскрывает сущность основных составляющих элементов модели инклюзивного образования детей с ОВЗ Применение
Разрабатывает и представляет проект по разработке социологической модели "Инклюзивное образование как система" Творчество
21 Рубежный контроль. Защита проекта "Социологическая модель: Инклюзивное образование как система" Индивидуальная работа Разрабатывает и представляет проект по разработке социологической модели "Инклюзивное образование как система" Творчество

Литература

Основная

  1. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с
  2. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - М. : Юрайт, 2015. - 447, [1] с.
  3. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050714 - Олигофренопедагогика / Е. А. Стреблева. - М. : Парадигма, 2012. - 252, [3] с.

Дополнительная

  1. Ермаков, В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые дан. — М.: Евразийский открытый институт. - 2011.— 302 c.— Доступ с сайта электронно - библиотечной системы ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.html. – Загл. с экрана.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с. : ил.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2011. - 168 с. - Доступ с сайта электронной библиотечной системы biblioclub.ru. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=234851&sr=1 - Загл. с экрана.
  4. Коджаспиров, А. Ю.Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений : курс лекций : учеб. пособие [для студентов, бакалавров и магистрантов пед. и психол. специальностей] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - М. : Проспект, 2017. - 461 с.
  5. Лапп, Е. А.Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с.
  6. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; [авт.-сост. О. Ф. Богатая]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015. - 142, [1] с.
  7. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с.
  8. Смолин О.Н. Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда: сборник статей/ Смолин О.Н. -Электрон. текстовые дан. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы "Московский государственный гуманитарно-экономический институт", 2012 – 27с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Elibrary.ru – Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=18882947.- Загл. с экрана.

Цифровые ресурсы

  1. diss.rsl.ru База данных «Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки»
  2. http://www.inclusive-edu.ru, сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ)

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/; http://www.deafworld.ru/ - Слуховые аппараты и кохлеарная имплантация

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.18 Социология инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в здоровье, 7 семестр 1 полусеместр Б-5251, 39.03.01 Социология, зачёт / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва -Электрон.дан.-Сургут: СурГПУ,2018. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана