бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 23, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ДВ.1 ДВ: Организация научно-исследовательской деятельности в ДОО, 9 семестр

М-8061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Я.Н. Белик ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) знание способов решения исследовательских задач знаниевый
владение способами решения исследовательских задач ориентировочный
умение решать исследовательские задачи, связанные с органнизацией научно-исследовательской деятельности в ДОО операциональный
опыт использования креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских залач опыт
способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5) знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности в ДОО знаниевый
владение способами анализа результатов научных исследований ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование научного исследования с целью оптимизации деятельности ДОО операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в ДОО опыт
способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) знание теоретических основ организации исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации исследовательской работой обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектированияисследовательской работы обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность организовывать научно-исследовательскую деятельность в ДОО

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  2. научиться организовывать научно-исследовательскую деятельность в ДОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 53.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.38 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Сформировать понятие об особенностях организации научно-сследовательской деятельности в ДОО Знание особенностей организации, функций,структуры, методов организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность в ДОО
  • Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО
Практические основы организации научно-исследовательской деятельности в ДОО сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской деятельности в ДОО умение организовывать научно-исследовательскую деятельность в ДОО
  • Организация педагогических исследований в ДОО
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО
  • Реализация проектной деятельности в ДОО
  • Особенности организации исследовательской деятельности обучающихся в ДОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Вариативное задание 1.0 2
3 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (ПК) 2.0 3
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Вариативное задание 2.0 4
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Семинар (М) 2.0 5
6 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум 2.0 6
7 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 7
8 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Семинар (М) 2.0 8
9 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Практическая работа (М) 2.0 9
10 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) 2.0 10
11 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Индивидуальная работа 2.0 11
12 Реализация проектной деятельности в ДОО Вариативное задание 2.0 12
13 Реализация проектной деятельности в ДОО Практическая работа (М) 2.0 13
14 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Практическая работа (М) 2.0 14
15 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Вариативное задание 2.0 14
16 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Семинар (М) 2.0 15
17 Рубежный контроль по второму модулю Другое 2.0 16
18 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 1.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Применение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Вариативное задание уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
3 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (ПК) выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Воспроизведение
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Вариативное задание структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению магистерской диссертации Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Семинар (М) характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Применение
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
6 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Применение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Применение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Воспроизведение
характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Применение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению магистерской диссертации Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
7 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
8 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Семинар (М) знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в ДОО Применение
владеть знаниями об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
9 Планирование и организация педагогических исследований в ДОО Практическая работа (М) уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
10 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Практическая работа (М) уметь выделять признаки передового педагогического опыта Применение
иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в ДОО Творчество
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы ДОО по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
11 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в ДОО Индивидуальная работа владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в ДОО Применение
12 Реализация проектной деятельности в ДОО Вариативное задание владеть технологией разработки проекта Применение
13 Реализация проектной деятельности в ДОО Практическая работа (М) знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в ДОО Применение
14 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Практическая работа (М) осуществлять анализ продуктов исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Применение
владеть технологией организациии исследовательской деятельности обучающихся Применение
15 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Вариативное задание уметь организовывать исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
16 Организация исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Семинар (М) определять сущность и значение исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Применение
17 Рубежный контроль по второму модулю Другое знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в ДОО Применение
владеть знаниями об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в ДОО Воспроизведение
уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в ДОО Применение
знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
владеть технологией разработки проекта Применение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в ДОО Применение
определять сущность и значение исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Применение
осуществлять анализ продуктов исследовательской деятельности обучающихся в ДОО Применение
владеть технологией организациии исследовательской деятельности обучающихся Применение
18 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа уметь организовывать исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество

Литература

Основная

  1. Волков, Б.С.Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Губанов; Н.В. Волкова; Б.С. Волков. - Методология и методы психологического исследования ; 2018-02-01. - Москва : Академический Проект, 2015. - 383 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.html.-Загл. с экрана
  2. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная ; Моск. высш. школа соц. и экон. наук (Шанинка). - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 282, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  3. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  3. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  4. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  5. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана
  6. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  7. Мокий, М. С. Методология научных исследований :учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 c.
  8. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.ДВ.7.2. Организация научно-исследовательской деятельности в ДОО [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.04.01. Педагогическое образование, направленность «Методическое сопровождение в дошкольной организации", зачет /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. Я.Н. Белик. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.