бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 22, 2018 утверждение отклонено Nov. 21, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 16, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Nov. 21, 2018

В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования, 5 семестр

Б-06021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знает психолого-педагогические теории и технологии, реализуемые в НОО. знаниевый
Владеет схемой анализа психолого-педагогических теорий и технологий, используемых в НОО. ориентировочный
Умеет анализировать психолого-педагогических теории и технологии, используемые в НОО. Умеет обосновать выбор технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО операциональный
Имеет опыт анализа технологий, используемых в НОО Имеет опыт отбора технологии с опорой на психолого-педагогические теории для решения профессиональных задач в НОО опыт
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) Знает принципы построения и функционирования образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО знаниевый
Понимание значения возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования Владеет схемой анализа образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО ориентировочный
Умеет анализировать возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО операциональный
Имеет опыт анализа возможностей образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов готовность к применению психолого-педагогических теорий и технологий при организации образовательного процесса в начальной школе.

Задачи

  1. Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе
  2. Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 97.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Формирование у студентов знаний о теоретических основах организации процесса обучения в начальной школе Выделяет теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе
  • Общая характеристика учебной деятельности детей младшего школьного возраста
  • Психолого-педагогические теории, являющиеся основой педагогических технологий обучения детей младшего школьного возраста
Модуль 2.Характеристика основных педагогических технологий, используемых в НОО Формирование у студентов умений осуществлять обоснованный выбор педагогических технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умеет обосновывать выбор педагогической технологии для решения профессиональных задач.
  • Педагогические технологии в образовательном процессе
  • Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
  • Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
  • Традиционная технология обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Самостоятельное изучение 16.0 1
2 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Другое 2.0 1
3 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Минизачет 2.0 1
4 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 2
5 Традиционные технологии обучения Самостоятельное изучение 12.0 2
6 Традиционные технологии обучения Другое 2.0 3
7 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Самостоятельное изучение 10.0 3
8 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Другое 2.0 3
9 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Самостоятельное изучение 12.0 4
10 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Практическая работа 2.0 4
11 Педагогические технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение 12.0 5
12 Педагогические технологии в образовательном процессе Практическая работа 2.0 5
13 Рубежный контроль Минизачет 2.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Самостоятельное изучение Описывает цели и задачи НОО Воспроизведение
Выделяет специфику содержания НОО Применение
Описывает структуру учебной деятельности Воспроизведение
Обосновывает ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте Применение
Описывает критерии диагностики сформированности учебной деятельности (по А.К.Марковой) Воспроизведение
Описывает основные положения деятельностной теории обучения Воспроизведение
Описывает возможности использования деятельностной теории учения в начальной школе Применение
Описывает суть теории развивающего обучения Воспроизведение
Описывает этапы формирования умственных действий Воспроизведение
Выделяет ООД действия (на теоретическом уровне) Применение
2 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Другое Описывает основные понятия теории формирования понятий Воспроизведение
Описывает путь формирования понятий (А. В. Усова, П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина, В.В.Давыдов и др .) Воспроизведение
Выявляет особенности способов формирования понятий на уроках в НОО в зависимости от предметных областей Применение
Описывает деятельность учителя по формированю ООД у младших школьников Воспроизведение
Выделяет особенности творческого и репродуктивного компонентов педагогического процесса Воспроизведение
Описывает основные положения теории творческой и репродуктивной деятельности лбучающегося (И.Т.Огородников, В.В.Мерцалова) Воспроизведение
Обосновывает синтез творческой и репродуктивной деятельности обучающихся в начальной школе Применение
3 Теоретические основы организации процесса обучения в начальной школе Минизачет Моделирует учебную ситкацию в соответствии с требованиями СРО Эльконина-Давыдова Применение
Моделирует учебную ситуацию в соответствии с требованиями СРО Л.В.Занкова Применение
4 Рубежный контроль Контрольная работа Выявляет особенности способов формирования понятий на уроках в НОО в зависимости от предметных областей Применение
Моделирует учебную ситкацию в соответствии с требованиями СРО Эльконина-Давыдова Применение
Моделирует учебную ситуацию в соответствии с требованиями СРО Л.В.Занкова Применение
Выделяет ООД действия (на теоретическом уровне) Применение
Выделяет особенности творческого и репродуктивного компонентов педагогического процесса Воспроизведение
Обосновывает синтез творческой и репродуктивной деятельности обучающихся в начальной школе Применение
5 Традиционные технологии обучения Самостоятельное изучение Описывает особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
Описывает основные положения технологии проблемно-диалогового обучения (по Е.Л.Мельниковой) Воспроизведение
6 Традиционные технологии обучения Другое Формулирует цели проблемного урока Применение
Моделирует учебную ситуацию на основе технологии проблемного обучения Применение
7 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Самостоятельное изучение Описывает основные характеристики технологий сотрудничества Воспроизведение
Описывает классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся Воспроизведение
Описывает этапы проектной деятельности Воспроизведение
Описывает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации технологии дифференцированного обучения в НОО Воспроизведение
8 Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Другое Выделяет признаки технологии сотрудничества Применение
Проектирует занятие на основе технологии сотрудничества Творчество
Выделяет особенности организации проектной деятельности в начальной школе Применение
Проектирует визитку проекта Творчество
Выделяет особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Применение
Проектирует учебную ситуацию с учетом цели, задач, специфических особенностей дифференцированного обучения в соответствии с ФГОС НОО Творчество
9 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Самостоятельное изучение Описывает отличительные признаки технологии интерактивного обучения Воспроизведение
Описывает основные характеристики технологий полного усвоения Воспроизведение
Описывает отличительные признаки модульной технологии Воспроизведение
Описывает принципы МТО (модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности) Воспроизведение
Моделирует учкбную ситуацию на основе технологии модульного обучения Применение
10 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности Практическая работа Обосновывает отбор интерактивных методов в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Моделирует учебную ситуацию с использованием интерактивных технологии обучения Творчество
Проектирует конспект урока с применением технологии полного усвоения Применение
11 Педагогические технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение Описывает зарубежные и отечественные подходы к определению понятия "педагогическая технология" Воспроизведение
Обосновывает структуру педагогической технологии Применение
Описывает критерии и признаки педагогической технологии Воспроизведение
12 Педагогические технологии в образовательном процессе Практическая работа Определяет основания для классификации педагогических технологий Применение
Описывает этапы принятия решений о выборе технологии обучения (по В.И. Загвязинскому) Воспроизведение
13 Рубежный контроль Минизачет Обоснованно отбирает педагогические технологии в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730
  3. Пешкова, В.Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 161 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3919-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740

Дополнительная

  1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. - изд. испр. и перераб. - Москва : Прометей, 2018. - 708 с. : ил. - ISBN 978-5-906879-68-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483177
  2. Бойкина, М.В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : методические рекомендации / М.В. Бойкина, Ю.И. Глаголева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 128 с. : ил. - ISBN 978-5-9925-1120-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461765
  3. Гангнус Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.А. Гангнус. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 136 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70646.html
  4. Мишина, А.П. Организация методической работы и оформление школьной документации при реализации ФГОС НОО : методические рекомендации / А.П. Мишина, Т.В. Кочеткова. - Москва : Русское слово — учебник, 2014. - 121 с. : табл. - (Федеральный государственный образовательный стандарт). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-00007-439-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486130
  5. Педагогика : учебник для бакалавров вузов по гуманитарным направлениям и специальностям / Л. С. Подымова, [и др.], Моск. пед. гос. ун-т (МПГУ) ; общ. ред. Л. С. Подымова, В. А. Сластенин . – М. : Юрайт, 2014 . – 332 с. – (Бакалавр. Базовый курс) .

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон с изм. на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 141, [2] с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.1 Психолого-педагогические теории и технологии начального образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана