бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 2, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 2, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 3, 2018

Б1.В.ОД.30 Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, 7 семестр

Б-04061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях знаниевый
владение способами организации научно-исследовательской деятельности ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектирования учебно-исследовательской деятельностью обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательных учреждениях региона

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона
  2. научиться проектировать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 27.5 ч.
Часов в неделю 0.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской работы в образовательном учрежджение Сформировать представление о сущности научно-исследовательской работы в образовательном учреждение Знание особенностей организации, функций,структуры, методов научно-исследовательской работы
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность
  • Оформление результатов исследования
Практические основы организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждение Сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской работы в образовательном учреждение Умение проектировать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждение
  • Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение 16.0 1
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Лекция 2.0 2
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 14.0 2
5 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Практическая работа 2.0 3
6 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 16.0 3
7 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 4
8 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 14.0 4
9 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 5
10 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 14.0 5
11 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа 2.0 6
12 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение 16.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Воспроизведение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Лекция характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
4 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
5 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Практическая работа определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
6 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
7 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция уметь выделять признаки передового педагогического опыта Воспроизведение
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы образовательного учреждения по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
8 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных учреждениях региона Применение
владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
9 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
10 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
владеть технологией разработки проекта Применение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
11 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
12 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Волков, Б.С.Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Губанов; Н.В. Волкова; Б.С. Волков. - Методология и методы психологического исследования ; 2018-02-01. - Москва : Академический Проект, 2015. - 383 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.html.-Загл. с экрана
  3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 206 с.
  4. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98
  2. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  3. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  4. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 393, [3] с.
  6. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  7. Мокий, М. С. Методология научных исследований :учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 c.
  8. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  9. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.ОД. 20 Организация исследовательской работы в образовательной организации [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование», экзамен /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.