бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласование отклонено Jan. 31, 2019
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.Б.19 Педагогика, 3 семестр

Б-07011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Г. Балина ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знание основных требований профессионального стандарта знаниевый
Знание приоритетных направлений развития образовательной системы РФ и роли педагогической науки и отдельной личности в процессах модернизации образования знаниевый
Знание специфики будущей профессии, ее социальной значимости знаниевый
Умение выделять приоритетные направления развития образовательной системы РФ операциональный
ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся Знание научно-педагогических основ организации учебно-воспитательного процесса знаниевый
Владение обобщенной схемой отбора содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса ориентировочный
Умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся операциональный
ОПК-3: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса Знание цели, задач, направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса знаниевый
Владение общей схемой определения этапов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса ориентировочный
ОПК-4: готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования Знание основных нормативных документов, регламентирующих реализацию трудовых функций педагога. знаниевый
Умение трактовать основные положения нормативно-правовых документов в сфере образования операциональный
ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знание сущности процесса обучения, закономерностей и принципов обучения, современных методов и технологий обучения, понятийного аппарата оценки достижений обучающихся, соответствующих требованиям ФГОС ОО. знаниевый
Владение общей схемой проектирования учебного процесса в зависимости от профессиональной задачи, общей схемой оценки достижений обучающихся ориентировочный
Умение целеполагания, планирования и выбора методов и технологий обучения и оценки достижений обучающихся операциональный
ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Знание основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы воспитания и социализации обучающихся знаниевый
Владение общей схемой постановки воспитательной цели, способствующей духовно-нравственному развитию обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение проектировать результаты, отбирать виды деятельности и формы занятий в зависимости от цели и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности операциональный
Опыт моделирования организации различных видов внеурочной деятельности для решения задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности опыт
ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Знание сущности понятия "образовательная среда", ее компонентов и их возможности для достижения планируемых результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса знаниевый
Знание требований ФГОС ОО к образовательным результатам, к структуре и условиям освоения ООП, в том числе к образовательной среде знаниевый
Умение проектировать содержание образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса операциональный
ПК-5: способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся Знание сущности педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений. знаниевый
Знание сущности процессов социализации, закономерностей, стадий, кризисов социализации; знаниевый
Владение схемой анализа педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся ориентировочный
Умение отбирать формы, определять этапы педагогического сопровождения социализации обучающихся операциональный
ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знание специфики, уровней и типов взаимодействия участников образовательного процесса. знаниевый
Владение общей схемой выбора стратегии взаимодействия в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса и категории субъектов образовательного процесса. ориентировочный
ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности Знание методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. знаниевый
Владение общей схемой выбора адекватных цели и задачам учебно-воспитательного процесса методов, форм и средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся. ориентировочный
Умение осуществлять проектирование сотрудничества обучающихся на основе использования активных и интерактивных форм и методов образовательного процесса операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать образовательный процесс на основе знаний о его сущности, структурных компонентах и особенностях его организации с учетом требований деятельностного подхода

Задачи

  1. Формировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его методологической, организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании;
  2. Формировать знания о сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации воспитательного процесса в современных условиях

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 7.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 5.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 12.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы современной педагогики Формировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании; Система знаний о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании
  • Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики
  • Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  • Методология педагогической науки.
  • Методы педагогического исследования.
  • История развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды.
  • Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
  • Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования.
  • Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ.
  • Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования.
  • Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
  • Педагогическая задача как единица образовательного процесса.
  • ФГОС общего образования как основа реализации системно-деятельностного подхода
Теоретические основы воспитания Формировать знания о сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации воспитательного процесса в современных условиях Система знаний о сущности, характерных признаках, принципах, основных направлениях (содержании), формах и методах организации воспитательного процесса в современных условиях
  • Сущность воспитания и воспитательного процесса.
  • Современные концепции и подходы к воспитанию.
  • Закономерности и принципы воспитания.
  • Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
  • Социальное воспитание и социализация личности.
  • Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе.
  • Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  • Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
  • Методы воспитания.
  • Формы организации воспитательного процесса.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики Лекция 1.0 1
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Методология педагогической науки. Лекция 1.0 1
4 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Лекция 1.0 1
5 Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики Самостоятельное изучение 4.0 1
6 Методология педагогической науки. Самостоятельное изучение 2.0 1
7 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Самостоятельное изучение 4.0 1
8 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Самостоятельное изучение 2.0 1
9 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования как основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании Самостоятельное изучение 3.0 1
10 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Самостоятельное изучение 4.0 1
11 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Самостоятельное изучение 2.0 1
12 Методы воспитания. Самостоятельное изучение 4.0 1
13 Формы организации воспитательного процесса. Самостоятельное изучение 4.0 1
14 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Самостоятельное изучение 2.0 1
15 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Лекция 1.0 1
16 Методы педагогического исследования и их классификация. Самостоятельное изучение 6.0 3
17 История развития образования и педагогической мысли. Самостоятельное изучение 8.0 3
18 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Лекция 1.0 4
19 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Самостоятельное изучение 6.0 5
20 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Практическая работа 1.0 6
21 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования как основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании Практическая работа 1.0 6
22 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Самостоятельное изучение 4.0 7
23 Педагогическая задача как единица образовательного процесса. Самостоятельное изучение 4.0 7
24 Сущность воспитания и воспитательного процесса. Лекция 1.0 9
25 Современные концепции и подходы к воспитанию. Самостоятельное изучение 4.0 9
26 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение 6.0 10
27 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Практическая работа 1.0 10
28 Социальное воспитание и социализация личности. Самостоятельное изучение 6.0 11
29 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Практическая работа 1.0 12
30 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Самостоятельное изучение 4.0 12
31 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Самостоятельное изучение 6.0 13
32 Методы воспитания. Лекция 1.0 14
33 Методы воспитания. Индивидуальная работа 4.0 14
34 Формы организации воспитательного процесса. Практическая работа 1.0 15
35 Рубежный контроль. Индивидуальная работа 5.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики Лекция Знать сущность, объект, предмет, функции, задачи педагогики Воспроизведение
Перечислять традиционные и новые отрасли педагогики, знать их особенности Воспроизведение
Объяснять связь педагогики с другими науками Воспроизведение
Знать основные понятия педагогики, уметь выделять их ключевые особенности Воспроизведение
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Самостоятельное изучение Объяснять взаимозависимости педагогической науки и педагогической практики, стимулирующие процессы их обновления Воспроизведение
3 Методология педагогической науки. Лекция Раскрывать особенности исследований в педагогической науке, их типы и виды Воспроизведение
Описывать методологические основы педагогики Воспроизведение
Перечислять этапы педагогического исследования Воспроизведение
Проектировать научный аппарат исследования применительно к педагогическому контексту Применение
4 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Лекция Результаты не указаны
5 Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики Самостоятельное изучение Результаты не указаны
6 Методология педагогической науки. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
7 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
8 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
9 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования как основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании Самостоятельное изучение Результаты не указаны
10 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
11 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
12 Методы воспитания. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
13 Формы организации воспитательного процесса. Самостоятельное изучение Результаты не указаны
14 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Самостоятельное изучение Результаты не указаны
15 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Лекция Результаты не указаны
16 Методы педагогического исследования и их классификация. Самостоятельное изучение Знать сущность и классификацию методов педагогического исследования Воспроизведение
Характеризовывать методы педагогических исследований Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных методов педагогического исследования Воспроизведение
Отбирать методы педагогического исследования применительно к педагогическому контексту Применение
17 История развития образования и педагогической мысли. Самостоятельное изучение Знать основные этапы развития педагогической науки Узнавание
Раскрывать особенности систем воспитания и обучения в различные исторические периоды Воспроизведение
Выявлять тенденции развития школы и педагогических учений в России Воспроизведение
Описывать особенности современного мирового образовательного пространства Воспроизведение
18 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Лекция Объяснять сущность образования как социокультурного феномена Воспроизведение
Выделять структуру и этапы образовательного процесса Воспроизведение
Объяснять зависимость между закономерностями образовательного процесса и его результативностью Воспроизведение
Описывать характерные особенности образования как педагогического процесса Воспроизведение
19 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Самостоятельное изучение Перечислять основные нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование системы образования в РФ Воспроизведение
Называть нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога, объяснять их значимость. Воспроизведение
Называть перечень нормативных документов, обеспечивающих защиту прав детей, характеризовывать содержание и объяснять значение нормативных документов в жизни ребенка. Воспроизведение
Описывать нормативно-правовую базу системы образования в ХМАО-Югре и г. Сургуте Применение
20 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Практическая работа Знать сущность понятия "содержание образования", его компоненты Воспроизведение
Перечислять документы, отражающие содержание образования Воспроизведение
Давать характеристику структурным компонентам Основной образовательной программы образования и учебной программы Воспроизведение
Называть требования к учебной литературе Воспроизведение
Давать характеристику теориям формирования содержания образования Воспроизведение
21 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования как основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании Практическая работа Знать определение понятия "Федеральный государственный образовательный стандарт", его структуру Воспроизведение
Описывать и сравнивать систему требований ФГОС ОО и ФГОС ДО Воспроизведение
Раскрывать роль педагога в реализации ФГОС Воспроизведение
Объяснять сущность системно-деятельного подхода Воспроизведение
22 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Самостоятельное изучение Давать определение понятию "образовательная среда" Воспроизведение
Выделять структуру образовательной среды Воспроизведение
Давать характеристику образовательной среды как основы реализации требований ФГОС Воспроизведение
23 Педагогическая задача как единица образовательного процесса. Самостоятельное изучение Раскрывать сущность понятий «педагогическая задача», «способ решения задачи», «процесс решения задачи» Воспроизведение
Называть виды педагогических задач и их отличительные особенности Воспроизведение
Знать обобщенную схему (алгоритм) решения педагогической задачи Воспроизведение
Решать педагогические задачи с опорой на обобщенную схему решения Применение
24 Сущность воспитания и воспитательного процесса. Лекция Раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
25 Современные концепции и подходы к воспитанию. Самостоятельное изучение Давать определение понятиям "концепция воспитания", "парадигма воспитания" Воспроизведение
Называть характерные признаки современных подходов и концепций воспитания, выделять прогрессивные идеи Воспроизведение
26 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение Знать и уметь трактовать основные закономерности воспитательного процесса Воспроизведение
Давать характеристику принципам воспитания и условиям их успешной реализации Воспроизведение
Решать педагогические задачи с учетом принципов воспитания Применение
27 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Практическая работа Знать и уметь характеризовать основные направления воспитания, раскрывать их специфику в дошкольном возрасте Воспроизведение
Раскрывать сущность, особенности, задачи, методы, технологии духовно-нравственного развития обучающихся. Воспроизведение
Описывать общую схему постановки цели и задач, выбора методов, технологий, форм воспитания и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
28 Социальное воспитание и социализация личности. Самостоятельное изучение Давать характеристику сущности понятий «социализация», «социальное воспитание», "социальный опыт" Воспроизведение
Давать характеристику этапов, факторов, механизмов социализации Воспроизведение
Характеризовать особенности социализации в контексте воспитания Воспроизведение
29 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Практическая работа Давать характеристику способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей Воспроизведение
Знать сущность, виды, феномены, стратегии педагогического взаимодействия Воспроизведение
Характеризовать типы педагогического взаимодействия Воспроизведение
Уметь отбирать наиболее продуктивные стили и типы педагогического взаимодействия Применение
Характеризовать специфические особенности различных субъектов образовательного процесса и уровни их взаимодействия Воспроизведение
30 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Самостоятельное изучение Давать характеристику функциям классного руководителя Воспроизведение
Описывать содержание основных направлений деятельности классного руководителя Воспроизведение
31 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Самостоятельное изучение Объяснять основы педагогического взаимодействия с семьей воспитанника и факторы, влияющие на поведение человека. Воспроизведение
Называть типичные ошибки семейного воспитания и объяснять причины их возникновения. Воспроизведение
Называть основные приемы, методы и формы организации педагогического просвещения родителей. Воспроизведение
Проектирует общую схему организации сотрудничества с родителями Применение
32 Методы воспитания. Лекция Давать определение понятия "метод воспитания" Воспроизведение
Называть классификацию методов воспитания Узнавание
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, знать их специфику в работе с детьми дошкольного возраста Воспроизведение
33 Методы воспитания. Индивидуальная работа Результаты не указаны
34 Формы организации воспитательного процесса. Практическая работа Знать сущность основных форм воспитания, характеризовать эволюцию развития форм воспитания Воспроизведение
Давать характеристику современным формам и средствам организации воспитательной работы и условиям их выбора и реализации Воспроизведение
Знать основные средства воспитания, их потенциал и специфику использования в работе с дошкольниками Воспроизведение
35 Рубежный контроль. Индивидуальная работа Знать сущность, объект, предмет, функции, задачи педагогики Воспроизведение
Перечислять традиционные и новые отрасли педагогики, знать их особенности Воспроизведение
Объяснять связь педагогики с другими науками Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психолого-педагогическое образование" [Текст] / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М. : Академия, 2012. – 254, [2] с.
  2. Канке, В.А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум [Текст] / В.А. Канке. - М. : Юрайт, 2016. - 293, [5] с.
  3. Методика воспитательной работы / А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 283 с.
  4. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Л.С Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 246 с.
  5. Подласый, И.П. Педагогика : учеб. для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. образования и педагогики [Текст] / И.П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 694, [3] с.

Дополнительная

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов [Текст]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 233, [1] c.
  2. Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник для бакалавров [Текст] / А.П. Панфилова, А.В. Долматов ; под ред. А.П. Панфиловой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 487 с.
  3. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии [Текст] : учебн. пособие для академического бакалавриата / И.В. Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 163 с.
  4. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под общ. ред. А.С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 422 с.

Цифровые ресурсы

  1. Воспитательная система класса – что это? В форуме «Секреты классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://klass.resobr.ru/forum/forum2/topic590/messages/
  2. Голованова, Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика : учебное пособие для вузов. – СПб., 2005. – С. 311-314 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=18613
  3. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов [Текст]. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml
  4. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html
  5. Классному руководителю о классном часе: технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М. : Сфера, 2004. - 128 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/3062/index-108546.html

Источники

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – 23, [1] с.
  3. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 51, [2] с. - (Стандарты второго поколения).
  6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г. – М. : КНОРУС, 2013. – 176 с.
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.

Учебно-методические материалы

  1. Методика работы классного руководителя : учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: М.Г. Худенева, Э.П. Бакшеева [Текст]. – Сургут : РИО СурГПИ, 2004. – 210 с.
  2. Рабочая программа Б1.Б.19 Педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева, О.Г. Балина, Т.А. Власова, А.А. Ниязова, Е.Н. Подковко, М.Г. Худенева, И.В. Чуйкова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.