бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.21 Инноватика в образовании, 7 семестр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Г. Балина ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Знание инновационных процессов в российском образовании, основных понятий педагогической инноватики, типов новшеств, жизненного цикла новшества, нововведения, модели развития педагогической системы образовательной организации знаниевый
Владение механизмом оценки новшеств в сфере образования операциональный
Опыт изучения и оценки новшеств в сфере образования опыт
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) Владение способами организации работы рабочей группы внедренческого проекта операциональный
Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4) Знание основных факторов развития образования, профессиональных задач педагогической деятельности и способов их решения знаниевый
Умение объяснять механизмы действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии ориентировочный
Владение способами ориентирования в профессиональных источниках информации операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знание источников получения информации о новшествах в сфере образования, критериев оценки новшеств знаниевый
Владение механизмом оценки различных моделей развития педагогической системы образовательной организации операциональный
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) Умение использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования ориентировочный
Владение механизмом анализа собственной профессиональной деятельности, оценки профессиональных трудностей операциональный операциональный
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) Опыт работы в рабочей группе внедренческого проекта опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять инновационную деятельность в сфере образования для решения профессиональных задач

Задачи

  1. Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности
  2. Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 12.0 ч. (43.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы инновационной деятельности в образовании Формировать понятие о педагогической инноватике и основах организации инновационной деятельности Знание инновационных процессов в российском образовании, основных понятий педагогической инноватики, типов новшеств, структуры инновационного процесса и факторов его эффективности, стадий жизненного цикла новшества и нововведения, особенностей проектирования инноваций, основных стилей адаптации образовательной организации к изменяющейся среде
  • Инновационные процессы в российском образовании
  • Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научного знания
  • Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений
  • Структура инновационного процесса и факторы его эффективности
  • Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ
Методические основы организации инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Формировать умение учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в образовательных организациях различных уровней Знание основных компонентов инновационной системы образовательной организации, основных источников поиска и выбора новшеств, специфики внедрения новшеств различного уровня; умение характеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога, использовать различные источники получения информации о новшествах в сфере образования, владение механизмом оценки новшеств в сфере образования
  • Инновационная система образовательной организации
  • Модели развития педагогической системы образовательной организации
  • Поиск, выбор и внедрение новшеств
  • Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации
  • Инновационная деятельность современного педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные процессы в российском образовании Лекция 1.0 1
2 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Лекция 1.0 1
3 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Лекция 2.0 1
4 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Практическая работа 2.0 1
5 Модели развития педагогической системы образовательной организации Самостоятельное изучение 8.0 1
6 Поиск и выбор новшеств Практическая работа 1.0 1
7 Проектирование и внедрение новшеств Практическая работа 1.0 1
8 Инновационная деятельность современного педагога Самостоятельное изучение 8.0 1
9 Поиск и выбор новшеств Самостоятельное изучение 8.0 1
10 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Самостоятельное изучение 8.0 1
11 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Самостоятельное изучение 8.0 1
12 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Самостоятельное изучение 8.0 1
13 Проектирование и внедрение новшеств Самостоятельное изучение 10.0 1
14 Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научного знания Лекция 1.0 1
15 Инновационная деятельность современного педагога Лекция 1.0 1
16 Инновационная система образовательной организации Самостоятельное изучение 8.0 1
17 Инновационные процессы в российском образовании Самостоятельное изучение 8.0 1
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Самостоятельное изучение 10.0 1
19 Инновационная система образовательной организации Лекция 1.0 1
20 Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научного знания Самостоятельное изучение 6.0 1
21 Модели развития педагогической системы образовательной организации Лекция 1.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные процессы в российском образовании Лекция Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Воспроизведение
Объяснять причины интенсификации процессов развития образования в XIX-XX вв. Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
2 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Лекция Называть основные признаки типологизации новшеств Воспроизведение
Давать характеристику новшеств различных типов Воспроизведение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
3 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Лекция Давать определение жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Раскрывать стадии жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Давать характеристику основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
4 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Практическая работа Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Раскрывать стадии жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Объяснять механизм действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
Обосновывать необходимость развития образовательной организации Воспроизведение
5 Модели развития педагогической системы образовательной организации Самостоятельное изучение Называть основные модели развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Проводить сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Применение
6 Поиск и выбор новшеств Практическая работа Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
7 Проектирование и внедрение новшеств Практическая работа Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Давать определение готовности педагога к инновационной деятельности Воспроизведение
8 Инновационная деятельность современного педагога Самостоятельное изучение Выявлять взаимосвязь между инновационной и педагогической системами образовательной организации Применение
Раскрывать уровни и показатели развития инновационной системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
9 Поиск и выбор новшеств Самостоятельное изучение Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
10 Типы новшеств, характеристики новшеств и нововведений Самостоятельное изучение Объяснять основные характеристики новшеств в образовании Воспроизведение
Приводить примеры различных новшеств в образовании Применение
Объяснять содержание понятий результативности и эффективности нововведений Воспроизведение
11 Структура инновационного процесса и факторы его эффективности Самостоятельное изучение Раскрывать стадии жизненного цикла новшества и нововведения Воспроизведение
Объяснять обобщенную структуру инновационного процесса Воспроизведение
Объяснять механизм действия основных факторов эффективности инновационного процесса на каждой его стадии Воспроизведение
12 Инновационный потенциал современных образовательных организаций в РФ Самостоятельное изучение Называть основные компоненты внешней среды образовательной организации, изменение которых оказывает влияние на ее деятельность Воспроизведение
Давать характеристику основным новшествам, распространяющимся в российской системе общего образования Воспроизведение
Раскрывать основные стили адаптации образовательных организаций к изменяющейся среде на конкретном примере Применение
13 Проектирование и внедрение новшеств Самостоятельное изучение Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
Составлять характеристику готовности педагога к инновационной деятельности Применение
14 Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научного знания Лекция Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
15 Инновационная деятельность современного педагога Лекция Объяснять значение творчества в профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
Перечислять основные компоненты инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Охарактеризовывать различные уровни сформированности инновационной деятельности педагога Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между эффективностью инновационной деятельности педагога и сформированностью у него отдельных ее компонентов Применение
16 Инновационная система образовательной организации Самостоятельное изучение Давать определение понятия инновационной системы Воспроизведение
Раскрывать содержание основных функций инновационной деятельности в образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основных компонентов инновационной системы Воспроизведение
17 Инновационные процессы в российском образовании Самостоятельное изучение Называть основные факторы, определявшие развитие образования в историческом процессе Воспроизведение
Объяснять причины интенсификации процессов развития образования в XIX-XX вв. Воспроизведение
Давать характеристику инновационных процессов в российской системе образования с 90-х годов ХХ в. и по настоящее время Воспроизведение
Называть основные проблемы реализации изменений в российской системе образования в настоящее время и объяснять причины их появления Воспроизведение
18 Опытно-экспериментальная работа в образовательной организации Самостоятельное изучение Давать определение опытной работы и педагогического эксперимента Воспроизведение
Давать характеристику основных направлений опытно-экспериментальной работы в образовательной организации Воспроизведение
Раскрывать основные компоненты научного аппарата педагогического эксперимента и требования к ним Воспроизведение
Описывать содержание программы эксперимента, мониторинг его хода, оценку результатов Воспроизведение
Выявлять достоинства и недостатки различных моделей экспериментов на конкретных примерах Применение
19 Инновационная система образовательной организации Лекция Давать определение понятия инновационной системы Воспроизведение
Раскрывать содержание основных функций инновационной деятельности в образовательной организации Воспроизведение
Давать характеристику основных компонентов инновационной системы Воспроизведение
Выявлять взаимосвязь между инновационной и педагогической системами образовательной организации Применение
Раскрывать уровни и показатели развития инновационной системы образовательной организации Воспроизведение
20 Педагогическая инноватика как самостоятельная отрасль научного знания Самостоятельное изучение Давать определение понятий "инновация", "новшество", "нововведение", "инновационный процесс", "инноватика" Воспроизведение
Называть объект и предмет педагогической инноватики Воспроизведение
Охарактеризовывать основные задачи педагогической инноватики Воспроизведение
Раскрывать основные методы педагогической инноватики Воспроизведение
21 Модели развития педагогической системы образовательной организации Лекция Называть основные модели развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Охарактеризовывать основные положения различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Воспроизведение
Проводить сравнительный анализ достоинств и недостатков различных моделей развития педагогической системы образовательной организации Применение

Литература

Основная

  1. Алексеева М.Б., Ветренко П.П. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.Б. Алексеева, П.П. Петренко. - М.: Излательство Юрайт, 2016. - 303 с.
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: Учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев [Текст]. - Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2011. - 159, [1] с.
  3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 191,[1] с.
  4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / А.В. Хуторской [Текст]. - М.: Академия, 2010. - 252,[3] с.

Дополнительная

  1. Вершинин, В. Как спланировать внедрение инноваций и провести мониторинг результатов? / В. Вершинин [Текст] // Школьное планирование. - 2012. - №3. - С. 3-23.
  2. Ермолаева, М.Г. Инновации в учебном процессе / М.Г. Ермолаева [Текст] // Вестник образования. - 2010. - №1 (прил.). - С. 55-59.
  3. Карандасова, Е. Инноватика в воспитании / Е. Карандасова [Текст] // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №7. - С. 15-17.
  4. Красикова, Т. Критерии эффективности инновационного образования / Т. Красикова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 137-142.
  5. Малышева, О.И. Современные представления об инновационном процессе в системе образования / О.И. Малышева [Текст] // Аспирант и соискатель. - 2012. - №2. - С. 44-49.
  6. Основы научных исследований : учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации" / [Б. И. Герасимов и др.]. - М. : Форум, 2013. - 269, [1] c. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  7. Рычагова, Т. Инновации рождаются в школе / Т. Рычагова [Текст] // Директор школы. - 2011. - №10. - С. 73-78.
  8. Фастова Е.И. Культурно-образовательная среда школы : открытие новых смыслов. Разработка и реализация инновационного проекта. Экспертиза инновационной деятельности. Методичекий интрументарий в электронном приложении / Е.И. Фастова, О.Л. Иванова, Л.Н. Бобровская; науч. ред. д-р пед. наук И.В. Власюк - Волгоград: Учитель, 2015. - 88 с.
  9. Федоров, В.К. Инноватика как деятельность и система (к вопросу о методологии теории инновации) / В.К. Федоров, Г.П. Бендерский, Е.К. Епанешникова [Текст] // Инновации. - 2011. - №7. - С. 65-68.
  10. Щетинина, С.Ю. Классификация инноваций в образовании / С.Ю. Щетинина [Текст] // Педагогические науки. - 2013. - №3. - С. 14-17.

Цифровые ресурсы

  1. Гумерова, Л.З. Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения / Л.З. Гумерова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html
  2. Кулешова, Г.М. Инновация как новая философия образования / Г.М. Кулешова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm
  3. Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru
  4. Подымов, Н.А., Подымова, Л.С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) / Н.А. Подымов, Л.С. Подымова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://education.rekom.ru/4_2002/podymows.htm
  5. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  6. Ступин, Р. Инновационные процессы в образовании / Р. Ступин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-start.pro/news/innovatsionnye-protsessy-v-obrazovanii/
  7. Ясвин, В.А. Что соответствует понятию "инновационная школа" в современном мире? / В.А. Ясвин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/ask/237/question2751.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.18 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Б-5051 Направление 44.03.01 Педагогическое образование (направленность Математика), экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.Н. Подковко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.21 Инноватика в образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность Математика) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. О.Г.Балина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.