бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2019

Б1.В.ДВ.5 ДВ: Диагностика и коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, 4 семестр 1 полусеместр

Б-07111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы знаниевый
Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение алгоритмом выбора методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов оценки результатов образовательно-коррекционной работы операциональный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5) знать методы комплексного психолого-педагогического обследования дошкольников с РЭВС знаниевый
знать принципы анализа результатов проведения диагностики и интерпретации полученных данных по итогам комплексного обследования ребенка с РЭВС знаниевый
знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы знаниевый
уметь осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС ориентировочный
уметь осуществлять выбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогического обследования ребенка с эмоционально-волевым нарушением ориентировочный
уметь планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей с РЭВС ориентировочный
владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования дошкольников с расстройствами эмоционально-волевой сферы операциональный
владеть общей схемой анализа полученных результатов обследования ребенка с нарушениями в эмоционально-волевой сфере операциональный
владеть общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательно-коррекционной работы на основе знаний о современных методах психолого-педагогической диагностики и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  2. Формировать умения примененять современные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 14.5 ч.
Часов в неделю 8.0 ч. (29.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организация диагностической работы в системе психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с расстройством эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять методики психолого-педагогической диагностики для изучения особенностей развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют схемой осуществления психолого-педагогической диагностики детей с РЭВС
  • Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе
  • Психолого-педагогические особенности детей с РЭВС
  • Методы исследования эмоциональной сферы дошкольника
Методические аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройствами эмоционально-волевой сферы Формировать умения применять современнные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы Студенты владеют умениями проведения адекватной коррекционно-педагической работы по преодолению у дошкольников нарушений эмоционально-волевого характера
  • Основные этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей
  • Коррекция агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста
  • Коррекция депрессивного и девиантного поведения дошкольников
  • Коррекция страхов у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Лекция 2.0 1
2 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Лекция 2.0 1
4 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа 2.0 1
5 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение 4.0 1
6 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение 4.0 1
7 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Самостоятельное изучение 8.0 1
8 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа 2.0 1
9 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение 8.0 1
10 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение 6.0 1
11 Коррекция страхов у детей Самостоятельное изучение 10.0 1
12 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение 8.0 1
13 Рубежный контроль М.2. Самостоятельное изучение 4.0 1
14 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Индивидуальная работа 1.0 1
15 Методы измерения уровня тревожности Индивидуальная работа 1.0 1
16 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Индивидуальная работа 2.0 1
17 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Индивидуальная работа 2.0 1
18 Коррекция агрессивных проявлений у детей Индивидуальная работа 2.0 1
19 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Индивидуальная работа 1.0 1
20 Коррекция страхов у детей Индивидуальная работа 1.0 1
21 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности эмоционального развития личности ребенка в онтогенезе. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции Лекция Знает уровни базальной системы эмоциональной регуляции: уровня полевой реактивности, уровня стереотипов, уровня экспансии, уровня эмоционального контроля Воспроизведение
2 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Самостоятельное изучение Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
3 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Лекция Знает основные категории методов диагностики и исследования эмоционально-волевой сферы дошкольника Воспроизведение
4 Методы исследования доминирующих базальных эмоций Практическая работа Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Демонстрирует методики, характеризующие доминирующие базальные эмоции ребенка Применение
5 Методы исследования эмоциональных состояний Самостоятельное изучение Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
6 Методы измерения уровня тревожности Самостоятельное изучение Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
7 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Самостоятельное изучение Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
8 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа Определяет причины функциональных расстройств эмоциональной сферы Применение
Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
9 Коррекция агрессивных проявлений у детей Самостоятельное изучение Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Описывает особенности проявления агрессивных контактов как варианта свернутой психодрамы Воспроизведение
10 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Самостоятельное изучение Описывает принципы и этапность коррекционно-педагогической работы по преодолению депрессивных состояний у ребенка Воспроизведение
11 Коррекция страхов у детей Самостоятельное изучение Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
12 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Самостоятельное изучение Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
13 Рубежный контроль М.2. Самостоятельное изучение Знает задачи и этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка Воспроизведение
Анализирует особенности уровневого подхода к коррекции РЭВС Воспроизведение
Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
Раскрывает варианты коррекции агрессивных проявлений детей дошкольного возраста Воспроизведение
Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
14 Психолого-медико-педагогические особенности детей с РЭВС Индивидуальная работа Характеризует основные причины возникновения РЭВС у детей Воспроизведение
Перечисляет различные варианты классификаций нарушений эмоционально-волевой сферы Воспроизведение
Представляет и анализирует проблемы родителей, воспитывающих ребенка с РЭВС Применение
15 Методы измерения уровня тревожности Индивидуальная работа Характеризует методы исследования базальных эмоций Воспроизведение
Демонстрирует методики, характеризующие доминирующие базальные эмоции ребенка Применение
Описывает методы исследования эмоциональных состояний Воспроизведение
16 Оценка нервно-психического напряжения, астении, депрессии Индивидуальная работа Характеризует методы измерения уровня тревожности Воспроизведение
Демонстрирует методики, направленные на исследование уровня тревожности Применение
Описывает методы оценки нервно-психического напряжения, астении и депрессии Воспроизведение
17 Этапы коррекции эмоционально-волевых нарушений Индивидуальная работа Знает задачи и этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка Воспроизведение
Анализирует особенности уровневого подхода к коррекции РЭВС Воспроизведение
Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
18 Коррекция агрессивных проявлений у детей Индивидуальная работа Раскрывает варианты коррекции агрессивных проявлений детей дошкольного возраста Воспроизведение
Представляет этапы коррекционно-педагогической работы по устранению самоагрессии и направленным агрессивным проявлениям Применение
Описывает особенности проявления агрессивных контактов как варианта свернутой психодрамы Воспроизведение
Демонстрирует варианты коррекционно-педагогического воздействия при устойчивых агрессивных проявлениях Применение
19 Коррекция депрессивного и девиантного поведения у детей Индивидуальная работа Описывает принципы и этапность коррекционно-педагогической работы по преодолению депрессивных состояний у ребенка Воспроизведение
Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
20 Коррекция страхов у детей Индивидуальная работа Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение
21 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа Знает задачи и этапы коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка Воспроизведение
Анализирует особенности уровневого подхода к коррекции РЭВС Воспроизведение
Обосновывает мотивированность и опосредованность взаимоотношений с ребенком как механизм коррекции РЭВС Воспроизведение
Демонстрирует содержание основных этапов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по устранению депрессии у дошкольников Применение
Демонстрирует способы коррекциионно-педагогической работы по преодолению девиантных проявлений у детей Применение
Характеризует принципы преодоления детских страхов Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по преодолению и профилактике страхов у дошкольников Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  2. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с. - (Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС) (Планирование воспитательной работы). - ISBN 978-5-7057-4173-1 : 183-50.
  3. Специальная психология: учеб. для бакалавриата и магистратуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям: [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 273, [2] с.: ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7: 502-69.

Дополнительная

  1. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - Электрон. текстовые данные. - М.: Теревинф, 2015. - 80 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12770.html. - Загл. с экрана.
  2. Зеленина, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс] : практикум / Н.Ю. Зеленина. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 60 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html
  3. Романчук, О.И.Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Электронный ресурс] : практическое руководство / О.И. Романчук; пер. А. Секунда. - Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ; 2020-02-01. - Москва : Генезис, 2016. - 335 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks».-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62912.html
  4. Староверова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально волевой сферы : [Электронный ресурс] практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 144 с.- Доступ с электронно библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн».-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234877

Цифровые ресурсы

  1. Вестник Нижневартовского государственного университета. - Выпуск 4. - 2013. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-otklonyayuschegosya-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.5 Диагностика и коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.