бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 20, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ОД.2 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования, 4 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) знает общие методы и подходы к проектированию образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими методами и подходами к проектированию образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов в системе профессионального образования ориентировочный
умеет проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов в системе профессионального образования опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК 4) знает сущность современных методик, технологий и приемов обучения в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими методами и приемами обучения в системе профессионального образования ориентировочный
умеет выбирать современные методики, технологии и приемы обучения в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт выбора современных методик, технологий и приемоы обучения в системе профессионального образования опыт
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10) знает общие способы проектирования содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования знаниевый
владеет общими способами проектирования содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования ориентировочный
умеет обосновывать выбор содержания учебных дисциплин в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт обоснованного отбора содержания конкретных дисциплин в профессиональном образовании опыт
способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); знает сущность новых методов исследования для организации педагогического процесса в системе профессионального образования знаниевый
владеет новыми методами исследования для организации педагогического процесса в системе профессионального образования ориентировочный
умеет выбирать новые методы исследования для организации организации педагогического процесса в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт обоснованного выбора методов исследования для организации педагогического процесса в системе профессионального образования опыт
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); знает современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в системе профессионального образования знаниевый
владеет современными методиками и технологиями организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам ориентировочный
умеет выбирать современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт выбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в системе профессионального образования опыт
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9); знает общий способ проектирования форм и методов контроля качества образования в систме профессионального образования знаниевый
владеет общим способом проектирования форм и методов контроля качества образования в системе профессионального образования ориентировочный
умеет выбирать способ проектирования форм и методов контроля качества образования в системе профессионального образования операциональный
имеет опыт выбора форм и методов контроля качества образования в системе профессионального образования опыт

Цели изучения дисциплины

научиться организовывать педагогический процесс в системе профессионального образования на основе осознанного выбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности

Задачи

  1. знание сущности методов и технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. уметь обосновать отбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 26.0 ч. (24.07%)
Контроль самостоятельной работы 12.0 ч.
Самостоятельная работа студента 83.0 ч. (76.85%)
Процент выполнения нагрузки 100.93%
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.36 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы профессионального образования овладеть психолого-педагогическими основами построения современной системы профессионального образования выявление психолого-педагогических основ построения современной системы профессионального образования
  • Модернизация системы профессионального образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе профессионального образования научить обосновывать выбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе системы профессионального образования в соответствии с решаемой профессиональной задачей обоснованный выбор педагогических технологий в целостном образовательном процессе системы профессионального образования в соответствии с решаемой профессиональной задачей
  • Технология модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технология интерактивного обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Лекция 4.0 1
2 Модернизация системы образования Практическая работа 2.0 2
3 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 10.0 3
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция 2.0 3
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Другое 4.0 4
6 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 8.0 5
7 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция 2.0 6
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Контрольная работа 4.0 7
9 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет 2.0 7
10 Технология модульного обучения Индивидуальная работа 2.0 8
11 Технология модульного обучения Контрольная работа 2.0 8
12 Технологии развивающего обучения Практическая работа 2.0 9
13 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 6.0 9
14 Технологии развивающего обучения Индивидуальная работа 2.0 9
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа 2.0 10
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 6.0 10
17 Технологии проблемного обучения Индивидуальная работа 2.0 10
18 Технология интерактивного обучения Практическая работа 2.0 11
19 Технология интерактивного обучения Самостоятельное изучение 10.0 11
20 Рубежный контроль модуля 2 Вариативное задание 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Лекция описание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
описание истории развития профессионального образования Воспроизведение
2 Модернизация системы образования Практическая работа обоснование пути обновления современного профессионального образования Применение
обобщение опыта развития системы профессионального образования Применение
анализ требований ФГОС ВО к организации образовательного процесса Применение
анализ содержания нормативно-законодательных актов в системе профессионального образования Применение
выделение критериев оценки качества освоения дисциплин ООП в соответствии с ФГОС ВО Применение
3 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение выделение особенностей организации профессиональной деятельности преподавателя в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция описание требований к профессиональной деятельности преподавателя Воспроизведение
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Другое составление профессиограмы преподавателя вуза Применение
6 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение выделение критериев отбора образовательных технологий в профессиональном образовании Применение
7 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция описание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Контрольная работа обоснование выбора педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Применение
9 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет описание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
выделение критериев отбора образовательных технологий в профессиональном образовании Применение
обоснование выбора педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Применение
анализ требований ФГОС ВО к организации образовательного процесса Применение
10 Технология модульного обучения Индивидуальная работа описание отличительных признаков модульной технологии Воспроизведение
11 Технология модульного обучения Контрольная работа проектирование содержания фрагмента конкретной дисциплины на основе модульной технологии обучения Творчество
проектирование учебного занятия на основе технологии модульного обучения Творчество
12 Технологии развивающего обучения Практическая работа проектирование учебного занятия на основе технологии развивающего обучения Творчество
13 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение описание основных характеристик технологии развивающего обучения Воспроизведение
14 Технологии развивающего обучения Индивидуальная работа отбор методов и приемов технологи развивающего обучения в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа проектирование проблемной лекции Творчество
проектирование практико-ориентированного занятия на основе технологий проблемного обучения Применение
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение выделение особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
17 Технологии проблемного обучения Индивидуальная работа проектирование проблемных ситуаций в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
18 Технология интерактивного обучения Практическая работа обоснование отбора интерактивных методов обучения в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
проектирование учебного занятия на основе технологии интерактивного обучения Творчество
19 Технология интерактивного обучения Самостоятельное изучение описание требований к организации интерактивного занятия Воспроизведение
описание классификации интерактивных методов обучения Воспроизведение
20 Рубежный контроль модуля 2 Вариативное задание проектирование проблемной лекции Творчество
проектирование учебного занятия на основе технологии модульного обучения Творчество
проектирование практико-ориентированного занятия на основе технологий проблемного обучения Применение

Литература

Основная

  1. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 315, [1] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-02190-5 : 621-18.
  2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Аксенова, Л.Н. Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия [Электронный ресурс] : справочник / сост. Л.Н. Аксенова. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2015. - 93 c. http://www.iprbookshop.ru/31913.html
  2. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подгот.) (квалификация (степень) "бакалавр"), [непедагогическим направлениям подготовки (квалификация "магистр")] / И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 208, [1] с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492
  4. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c.
  5. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения : учеб. и практикум для приклад. баклавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям, по направлению подгот. "Профессиональное обучение" (квалификация "бакалавр") / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018.
  6. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  7. Лапыгин, Ю. Н.Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов : учеб. для студентов и [аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Ю. Н. Лапыгин ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2016. - 247, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО.
  8. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО.
  9. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для аспирантов, студентов, преподавателей вузов] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова и А. М. Столяренко. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 303, [1] с.
  10. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации : [пособие] / сост.: Г. В. Цветкова, Г. А. Ястребова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 39, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  11. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013.-432 с.

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования [электронный ресурс]. - доступ - http:// www.firo.ru/wp - content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образования, направленность Начальное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1В.ОД.2 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.