бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа*

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
О.Н. Стафеев декан факультета

Б1.В.ДВ.22 ДВ: Организация деятельности коллектива с учётом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, 7 семестр

Б-5171, 46.03.02, Документоведение и архивоведение, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
Э.П. Бакшеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов (ПК-30) знание основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала знаниевый
владение навыками взаимодействия с трудовым коллективом в период первичной адаптации операциональный
умение определять этапы и особенности трудовой адаптации лиц с ОВЗ операциональный
опыт разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умения применять их на практике опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.

Задачи

  1. Формировать у студентов знания о содержании педагогического процесса сопровождения детей с ОВЗ.
  2. Формировать профессионально - личностную готовность студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 18.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Профессиональная готовность педагогического коллектива к работе с детьми, имеющими ОВЗ. Формирование у студентов знаний о содержании педагогического процесса сопровождения детей с ОВЗ. Знать: Особенности системы подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ. Специфику общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Уметь: Подбирать методы, приемы,технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Система подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования.
  • Специфика общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
  • Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ.
Планирование деятельности педагогического коллектива в условиях инклюзивного образования. Формирование профессионально-личностной готовности студента к работе с детьми с ОВЗ. Знать: Условия, принципы и этапы разработки содержания деятельности педагогического коллектива в условиях инклюзивного образования. Алгоритм разработки и основные компоненты содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Уметь: Взаимодействовать с участниками педагогического процесса. Выявлять эффективность применения методов, приемов,технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Владеть: Необходимыми коррекционными методами и приемами, обеспечивающими возможности обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Условия, принципы и этапы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования.
  • Методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
  • Нормативно-правовые аспекты организации педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Задачи и функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Лекция 2.0 1
2 Задачи и функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Специфика общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Лекция 2.0 2
4 Специфика общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Условия, принципы и этапы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Индивидуальная работа 1.5 3
6 Условия, принципы и этапы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Лекция 2.0 3
7 Рубежный контроль М.1 Контрольная работа 2.0 4
8 Рубежный контроль М.1 Индивидуальная работа 2.0 4
9 Методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Лекция 2.0 5
10 Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Вариативное задание 2.0 6
11 Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Лекция 2.0 6
12 Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ. Лекция 2.0 7
13 Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ. Практическая работа 2.0 7
14 Рубежный контроль М.2 Другое 2.0 8
15 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Задачи и функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Лекция Формулировать задачи профессиональной подготовки педагогов. Воспроизведение
2 Задачи и функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Самостоятельное изучение Формулировать задачи профессиональной подготовки педагогов. Воспроизведение
Определять функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Воспроизведение
Осуществлять выбор компонентов повышения квалификации педагогов. Применение
3 Специфика общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Лекция Выделять особенности организации обучения и воспитания детей с разными нарушениями развития. Воспроизведение
4 Специфика общеобразовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение Формулировать цель, задачи, контингент детей, основные направления деятельности участников психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Применение
Выделять особенности организации обучения и воспитания детей с разными нарушениями развития. Воспроизведение
5 Условия, принципы и этапы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Индивидуальная работа Определять организационно-педагогические условия эффективного проектирования и реализации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Применение
6 Условия, принципы и этапы педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Лекция Выделять факторы, определяющие организацию, содержание и технологическую реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
Определять принципы разработки содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
7 Рубежный контроль М.1 Контрольная работа Формулировать задачи профессиональной подготовки педагогов. Воспроизведение
Определять функции модели подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Воспроизведение
8 Рубежный контроль М.1 Индивидуальная работа Формулировать задачи профессиональной подготовки педагогов. Воспроизведение
9 Методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Лекция Определять методологические основы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
10 Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Вариативное задание Выделять функции специалистов, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
11 Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Лекция Определять нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
12 Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ. Лекция Определять условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Владеть навыками оценивания успешности процесса подготовки педагога к работе с детьми с ОВЗ. Воспроизведение
13 Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ. Практическая работа Определять условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Воспроизведение
Владеть навыками оценивания успешности процесса подготовки педагога к работе с детьми с ОВЗ. Воспроизведение
14 Рубежный контроль М.2 Другое Формулировать цель, задачи, контингент детей, основные направления деятельности участников психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Применение
Выделять особенности организации обучения и воспитания детей с разными нарушениями развития. Воспроизведение
Выделять факторы, определяющие организацию, содержание и технологическую реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
Определять организационно-педагогические условия эффективного проектирования и реализации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Применение
Определять принципы разработки содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
Составлять алгоритм разработки содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Применение
15 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа Формулировать цель, задачи, контингент детей, основные направления деятельности участников психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Применение
Выделять факторы, определяющие организацию, содержание и технологическую реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
Определять принципы разработки содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение
Определять нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П.Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с
  2. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : Владос, 2014. - 143, [1] с.
  3. Кунаш, М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ : [пособие] / М. А. Кунаш. - Волгоград : Учитель, [2013]. - 170, [1] с.
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М. : Юрайт, 2017. - 345, [2] с.
  2. Лазуренко, С.Б. Комплексный подход к определению образовательного маршрута детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2011. - № 5. - C. 44-55.

Цифровые ресурсы

  1. Боровкова, Т.И. Технологии открытого образования [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Т.И. Боровкова. – М.: Инфра-М; Znanium.com, 2015. – 173 с. - ISBN 978-5-16-102571-0 (online).- http://znanium.com/bookread2.php?book=504867
  2. Осипова С.И. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информ. образ.:Моногр./ С.И.Осипова - М.:НИЦ ИНФРА-М; Красноярск:Сиб.федер. ун-т,2013-140с.: 60x88 1/16. - (Науч. мысль; Образование).(о) ISBN 978-5-16-006375-1, 200 экз. [Электронный ресурс] / М. П. Лапчик. - М. : БИНОМ, 2013. -http://znanium.com/bookread2.php?book=374602
  3. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Позитивная психология: [сайт]. - [Б. м.: б. и.], 2013. - Режим доступа: http://www.psfine.ru/fnow-123.html

Источники

  1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н. URL: http://ug.ru/new_standards/6

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ОВЗ» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. К.Р.Вагнер – Электрон. дан. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.