бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 15, 2018 утверждение отклонено Dec. 12, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 17, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 2 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); знание основных требований, предъявляемых к научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования знаниевый
владение способами определения критериев оценки результатов собственного научного исследования ориентировочный
умение самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
иметь опыт написания статьи по результатам проведенного научного исследования опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) знание инновационных направлений развития современной системы образования знаниевый
владение умением обоснованного выбора критериев оценки результативности научно-исследовательской деятельности в начальном общем образовании ориентировочный
умение анализировать проблемы в развитии образовательных организаций, определять перспективы и способы их решения при организации научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования операциональный
опыт оценки результативности организации научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования опыт
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); знание основных этапов организации научного исследования в образовании знаниевый
владение способами соотнесения содержания науки и содержания образования с целью выделения перспективных направлений организации научно-исследовательской работы в начальном общем образовании ориентировочный
умение планировать содержание конкретных этапов научно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования и осуществлять подбор способов и методов их реализации операциональный
опыт планирования содержания этапов научно-исследовательской деятельности в организациях начального общего образования опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знание актуальных направлений и проблем развития инновационной образовательной политики знаниевый
умение обосновать выбор направления организации собственного исследования ориентировочный
умение определить методологические подходы и методы для решения профессиональных задач операциональный
опыт обосновонного выбора исследовательских подходов к решению задач собственного научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

научить примененять научные подходы и методы экспериментальной деятельности для решения исследовательских задач в начальном общем образовании

Задачи

  1. научиться проектировать методологическую основу опытно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. научиться обосновывать выбор методов опытно-исследовательской деятельности для решения задач научной работы в области начального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 1.06 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научные подходы к организации опытно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования научиться проектировать методологическую основу опытно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования проектирование методологической основы опытно-исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Характеристика научных подходов к организации опытно-исследовательской деятельности в начальном общем образовании
  • Особенности опытно-экспериментального исследования в начальном общем образовании
Модуль 2 Практическое применение методов исследовательской деятельности в начальном образовании научиться обосновывать выбор методов опытно-исследовательской деятельности для решения задач научной работы в области начального образования обоснованный выбор методов опытно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Этапы организации опытно-исследовательской работы в системе начального общего образования
  • Программа опытно-исследовательской работы по решению конкретных проблем в системе начального общего образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные подходы к обновлению системы начального общего образования Семинар 2.0 1
2 Современные подходы к обновлению системы начального общего образования Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар 2.0 2
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 2.0 3
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 2.0 3
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 2.0 4
8 Рубежный контроль. Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Конференция 2.0 5
9 Рубежный контроль. Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Индивидуальная работа 2.0 5
10 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Семинар 2.0 6
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Самостоятельное изучение 2.0 6
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Индивидуальная работа 2.0 7
13 Научная этика организации опытно-экспериментальной работы в начальном общем образовании Семинар 2.0 8
14 Научная этика организации опытно-экспериментальной работы в начальном общем образовании Самостоятельное изучение 4.0 9
15 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Самостоятельное изучение 4.0 11
16 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Семинар 2.0 12
17 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Индивидуальная работа 2.0 12
18 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Практическая работа 2.0 13
19 Рубежный контроль. Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 5.0 14
20 Рубежный контроль. Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные подходы к обновлению системы начального общего образования Семинар умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе начального общего образования, соотносить требования к системе начального общего образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
2 Современные подходы к обновлению системы начального общего образования Самостоятельное изучение характеризовать особенности развития современной системы начального общего образования на основе анализа нормативно-правовой базы Воспроизведение
3 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять виды экспериментальных исследований в системе начального общего образования. Применение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение характеристика основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе начального общего образования Применение
6 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение описание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе начального общего образования Применение
умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
8 Рубежный контроль. Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Конференция обоснование проблемы собственного исследования в системе начального общего образования на основе применения теоретических методов исследования (анализ, синтез, сревнение классификация и пр.) Применение
9 Рубежный контроль. Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Индивидуальная работа обоснование проблемы собственного исследования в системе начального общего образования на основе применения теоретических методов исследования (анализ, синтез, сревнение классификация и пр.) Применение
10 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Семинар владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Применение
11 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Самостоятельное изучение характеристика сущности основных эмпирических методов экспериментальной деятельности в системе начального общего образования Воспроизведение
умение конструировать содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Применение
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в начальном общем образовании Индивидуальная работа умение обосновывать выбор этапов разработки инновацонного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
13 Научная этика организации опытно-экспериментальной работы в начальном общем образовании Семинар обоснованный выбор критериев и показателей оценки изучаемого педагогического явления в рамках ВКР с учетом требований научной этики Применение
14 Научная этика организации опытно-экспериментальной работы в начальном общем образовании Самостоятельное изучение описание основных принципов организации научного исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
обоснование выбора методов организации опытно-экспериментальной работы с учетом принципов научной этики Применение
15 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Самостоятельное изучение характеристика особенностей исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
16 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Семинар умение обосновать этапы организации исследовательской деятельности обучающихся Применение
17 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Индивидуальная работа владение критериями оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся Применение
18 Организация исследовательской работы обучающихся в системе образования Практическая работа умение обосновать этапы организации исследовательской деятельности обучающихся Применение
владение критериями оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся Применение
19 Рубежный контроль. Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
20 Рубежный контроль. Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция выделение актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  2. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-4475-9665-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  3. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492
  4. Инновационные процессы в системе начального образования : монография / Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МПГУ, 2012. - 211 с. - ISBN 978-5-4263-0128-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363830
  5. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / [В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского. - М. : Академия, 2013. - 237, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Психолого-педагогическое образование). - Гриф МО.
  6. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  7. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-8021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.1 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.