бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 20, 2018 утверждение отклонено Dec. 12, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 21, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

М2.В.ОД.9 Организация инновационной методической деятельности в ДОУ, 2 семестр

М-8061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11) Знать способы разработки продуктов инновационной методической деятельности, анализа результатов их использования в дошкольной образовательной организации знаниевый
Владеть способами разработки продуктов инновационной методической деятельности , анализа результатов их использования в дошкольной образовательной организации ориентировочный
Уметь разрабатывать продукты инновационной методической деятельности, анализировать результаты их использования в дошкольной образовательной организации операциональный
Иметь опыт разработки продуктов инновационной методической деятельности, анализа результатов их использования в дошкольной образовательной организации опыт
Готовность организовать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно - экспериментальной работы (ПК-12). Знать способы организации командной работы в ходе опытно - экспериментальной деятельности, разработки различных форм инновационной методической деятельности с коллективом образовательной организации знаниевый
Владеть способами организации командной работы в ходе опытно - экспериментальной деятельности, разработки различных форм инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации ориентировочный
Уметь планировать организацию командной работы в ходе опытно - экспериментальной деятельности, разработки различных форм инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации операциональный
Иметь опыт планирования командной работы в ходе опытно - экспериментальной деятельности, разработки различных форм инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации опыт
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1) Знать способы профессиональной коммуникации в процессе организации опытно - экспериментальной деятельности, разработки и внедрения продуктов инновационной методической деятельности знаниевый
Владеть способами профессиональной коммуникации в процессе организации опытно - экспериментальной деятельности, разработки продуктов инновационной методической деятельности. ориентировочный
Уметь осуществлять профессиональную коммуникацию при организации опытно - экспериментальной работы, анализе и разработке продуктов инновационной методической деятельности операциональный
Иметь опыт профессиональной коммуникации в процессе анализа продуктов инновационной методической деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у будущих магистров дошкольного образования готовности к организации инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. Сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности, её принципах, факторах, готовность планировать инновационную методическую деятельность.
  2. Сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты инновационной методической деятельности, анализировать результаты их использования в дошкольных образовательных организациях
  3. Сформировать готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач организации командной работы по разработке, реализации и анализу различных продуктов и форм инновационной методической деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 81.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.65 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Инновационная методическая деятельность дошкольной организации как направление методической работы сформировать представление о сущности инновационной методической деятельности в дошкольной организации, готовностьт планировать методическую работу с педагогами образовательной организации с использованием инновационных форм; Характеризовать сущность инновации, инновационной методической деятельности, принципы её организации, факторы и условия повышения эффективности инновационной методической деятельности.Классифицировать формы инновационной методической деятельности,уметь разрабатыва и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности
  • Сушность понятий "инновация", "инновационная методическая деятельность"
  • Принципы развития инновационной методической деятельности.Факторы и условия повышения её эффективности
  • Классификация форм инновационной методической работы, алгоритм их отбора
Содержание инновационной методической деятельности в дошкольной организации сформировать готовность к организации опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации, способность анализировать продукты инновационной методической деятельности ( образовательные программы, проекты, статьи и др.) Овладение технологией разработки и анализа продуктов инновационной методической деятельности ( образовательных программ, проектов,определение перспективных направлений и разработка программы опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации).
  • Организация опытно - экспериментальной работыв дошкольной организации
  • Руководство разработкой авторских образовательных программ. Обобщение и презентация опыта работы. Разработка проектов
Организация инновационной методической деятельности в ДОО. Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации. сформировать готовность проектировать модель инновационной деятельности дошкольной организации, осуществлять методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в педагогическом коллективе Умение проектировать модель инновационной деятельности дошкольной организации, осуществлять методическое и психологическое сопровождение педагогического коллективава дошкольной образовательной организации.
  • Формирование и развитие системы управления дошкольной организацией в режиме внедрения инноваций
  • Создание условий для формирования и развития инновационных процессов в дошкольной организации
  • Информирование и сопровождение коллектива в ходе опытно - экспериментальной работы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция 2.0 1
2 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение 3.0 2
3 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция 2.0 3
4 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат 4.0 3
5 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Практическая работа 2.0 4
6 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4.0 4
7 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое 2.0 4
8 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Индивидуальная работа 2.0 4
9 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа 2.0 6
10 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Семинар 2.0 6
11 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Вариативное задание 2.0 6
12 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа 2.0 7
13 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция 2.0 8
14 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение 4.0 8
15 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Коллоквиум 2.0 9
16 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение 3.0 9
17 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа 2.0 9
18 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Конференция 2.0 10
19 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4.0 10
20 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение 4.0 11
21 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа 2.0 11
22 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа 2.0 12
23 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение 3.0 12
24 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Коллоквиум 4.0 13
25 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение 3.0 13
26 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Индивидуальная работа 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Лекция Определять сущность инновации и нововведения Воспроизведение
Определять сущность инновационной методической деятельности Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику методической и инновационной методической деятельности Применение
Характеризовать принципы инновационной методической деятельности Воспроизведение
Определять факторы развития инновационной методической деятельности Применение
Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Применение
2 Инновационная методическая деятельность дошкольной организации: принципы, факторы и условия повышения её эффективности Самостоятельное изучение Обосновывать условия повышения эффективности инновационной методической деятельности Применение
Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
3 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Конференция Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
4 Формы инновационной методической работы в дошкольной организации Реферат Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
5 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Практическая работа Характеризовать классификации форм инновационной методической деятельности Воспроизведение
6 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Самостоятельное изучение Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
7 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Другое Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
8 Контроль по модулю 1. Разработка и презентация сценариев форм инновационной методической работы в дошкольной организации Индивидуальная работа Разрабатывать и презентовать сценарии форм инновационной методической деятельности Творчество
Характеризовать формы инновационной методической работы, анализировать результаты их использования в дошкольной организации Применение
9 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Практическая работа Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
Осуществлять планирование организации опытно - экспери ментальной работы в условиях команды ДОО Творчество
10 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Семинар Определять направления опытно - экспериментальной деятельности в дошкольной организации. Воспроизведение
11 Организация опытно - экспериментальной работы в дошкольной организации Вариативное задание Определять тему, разрабатывать гипотезу эксперимента Применение
Осуществлять планирование организации опытно - экспери ментальной работы в условиях команды ДОО Творчество
12 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Практическая работа Определять критерии оценивания программ Творчество
Определять критерии оценки проектов Творчество
13 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Лекция Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
14 Руководство разработкой авторских программ. Обобщение и презентация опыта. Разработка проектов. Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
15 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Коллоквиум Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
16 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Самостоятельное изучение Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Организовывать руководство процессом обобщения и систематизации педагогического опыта, подготовки статьи по материалам педагогического опыта. Применение
Готовность осуществлять руководство разработкой проектов Применение
Определять критерии оценки проектов Творчество
17 Контроль по модулю 2. Разработка и защита творческих проектов Индивидуальная работа Определять способы разработки авторских образовательных программ Воспроизведение
Определять критерии оценивания программ Творчество
Определять критерии оценки проектов Творчество
18 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Конференция Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач инновационной методической деятельности Творчество
19 Управление инновационной методической деятельностью.Методическое и психологическое сопровождение инновационных процессов в дошкольной организации Самостоятельное изучение Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию для решения задач инновационной методической деятельности Творчество
20 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Самостоятельное изучение Характеризовать стадии инновационного процесса, стадии разработки и проектирования новшества Воспроизведение
Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
21 Модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Практическая работа Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
22 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Практическая работа Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
23 Оценка инновационного потенциала педагогов дошкольной организации Самостоятельное изучение Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
24 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Коллоквиум Характеризовать стадии инновационного процесса, стадии разработки и проектирования новшества Воспроизведение
Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение
Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
25 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Самостоятельное изучение Подбирать материалы для диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала педагогического коллектива Творчество
Определять способы методической и психологической поддержки коллектива в ходе инновационной деятельности Применение
26 Контроль по модулю 3. Управление инновационной методической деятельностью в дошкольной организации Индивидуальная работа Изучать, обобщать и систематизировать инновационный методический опыт в профессиональной деятельности Применение
Разрабатывать модель построения инновационной методической деятельности в дошкольной организации Творчество
Определять условия для развития инновационных процессов в дошкольной организации Применение

Литература

Основная

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с.
  2. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей пед. фак.] / Г. Л. Ильин. - М. : Прометей, 2015. - 424, [2] с.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К.Е. Панасенко; Л.В. Шинкарева и др.. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 312 c.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «IPRbooks» . – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/71551.html
  2. Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования.- Иркутск, 2013.-№ 19 .- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=21061615
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» . – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=103492
  4. Международный журнал экспериментального образования.-2014.-№7. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/download/10529763.pdf
  5. Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32075.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  6. Подымова, Л.С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности [Электронный ресурс] : монография / Л.А. Долинская; Л.С. Подымова. - Москва : Прометей, 2016. - 208 c.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «IPRbooks» . – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/58200.html
  7. Проект образовательной программы "Энциклопедия здоровья". Модель взаимодействия ДОО и семьи : [пособие] / авт.-сост.: Т. В. Гулидова, Н. А. Мышкина, И. Н. Недомеркова. - Волгоград : Учитель, [2017]. - 77, [1] с
  8. Ривкин, Е. Ю. Самоаудит как основа управления методической деятельностью : [пособие] / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2014. - 188, [1] с. : табл. - (Федеральные государственные образовательные стандарты : ФГОС) (Управление образовательным процессом). - На обл. авт. не указан. - Гриф МО.
  9. Современное образование: теория и практика : [Электронный ресурс]сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгаянова, Л.И. Руленковой. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 255с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» . – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=4 7441
  10. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания : теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Инновации в Дошкольном образовании http://www.emc.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=230
  2. Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы www.tiuu.ru/upload/dobavka2.

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОО. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М2.В.ОД.9. Организация инновационной методической деятельности в ДОО. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»: / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.