бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 16, 2018 утверждение отклонено Dec. 12, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 19, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ОД.16 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр

Б-06061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательнызх стандартов Знать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп знаниевый
Владеть методическими подходами к организации образовательного процесса по формированию представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений у детей разных возрастных групп ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики математических представлений у детей дошкольного возраста, способы взаимодействия с семьёй и начальной школой по данному направлению знаниевый
Владеть способами организации образовательного процесса по формированию математических представлений с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, взаимодействия с родителями и педагогами школы по данному направлению ориентировочный
Уметь проектировать педагогический процесс по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей,по взаимодействию с родителями и педагогами начальной школы операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей, взаимодействия с родителями и педагогами по данному направлению опыт

Цели изучения дисциплины

формирование готовности к проектированию образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, осуществлению взаимодействия с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению

Задачи

  1. Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени у детей дошкольного возраста
  2. Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  3. Освоить содержание и формы взаимодействия с родителями , педагогами начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 96.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 1.09 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей дошкольного возраста Освоить содержание и методы формирования у детей дошкольного возраста представлений оо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени
  • Ознакомление дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами
  • Ознакомление дошкольников с пространственными отношениями
  • Ознакомление дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 Научиться проектировать образовательную деятельность с дошкольниками на диагностической основе с использованием современных методов и технологий обучения Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  • Диагностика как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений
  • Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Модуль 3 Научиться консультировать родителей детей дошкольного возраста, осуществлять взаимодействие с педагогами начальной школы по проблемам развития математических представлений у детей. Готовность консультировать педагогов и родителей по проблемам математического развития детей дошкольного возраста
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме формирования математических представлений у детей
  • Преемственность в работе дошкольной организации с начальной школой по формированию математических представлений у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция 2.0 1
2 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Минизачет 2.0 1
3 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Другое 2.0 1
4 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Самостоятельное изучение 6.0 2
5 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Минизачет 2.0 3
6 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция 2.0 4
7 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение 6.0 5
8 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Минизачет 2.0 5
9 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция 2.0 6
10 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение 6.0 6
11 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Вариативное задание 8.0 6
12 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое 2.0 8
13 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание 7.0 8
14 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Самостоятельное изучение 8.0 8
15 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Самостоятельное изучение 10.0 9
16 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Реферат 6.0 9
17 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция 2.0 10
18 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Вариативное задание 8.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
2 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Минизачет Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
3 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Другое Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Творчество
Анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Применение
4 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Самостоятельное изучение Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
5 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Минизачет Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
6 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция Характеризовать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
7 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение Определять сущность и виды диагностики Воспроизведение
Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
8 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Минизачет Определять сущность и виды диагностики Воспроизведение
Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
9 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
10 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Самостоятельное изучение Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
11 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Вариативное задание Разрабатывать фрагменты занятий для дошкольников с использованием проблемно - игровой, исследовательской и проектной технологий в развитии математических представлений у дошкольников. Применение
12 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
13 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
14 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Самостоятельное изучение Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
15 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Самостоятельное изучение Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
16 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Реферат Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
17 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция Определять требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс Воспроизведение
Характеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с начальной школой. Воспроизведение
18 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Вариативное задание Определять требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с.
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.С.Теория и технологии развития математических представлений у детей.[Текст]. – М:Издательский центр "Академия", 2015. – 352с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возрастах:уч. - метод. пособие /В.В. Абашина; Сургут. гос. пед. ун-т.- Сургут: РИО СурГПУ, 2016.-98с.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях методич. пособие./ А.В. Белошистая. -2 –е изд.[Текст]. – М: ИНФРА – М, 2016. – 319с.
  3. Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  4. Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20218434
  5. Михайлова З.А., Иоффе И.Н.. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. – 176 с.
  6. Новикова, В. П.Математика в детском саду. 4-5 лет.[Электронный ресурс] : рабочая тетрадь / В.П. Новикова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 25 с.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212981
  7. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: [Электронный ресурс] / И.А. Помораева, В.А. Позина. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 176 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной-системы «Университетская библиотека онлайн . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=212481
  8. Фрейнлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейнлах. -2 –е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 240с.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной форме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: shop/mycab/ru-346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс]. - Реежим доступа:http: shop/mycab/ru. obuchenie - Matematike - doshkolnicov-3804.htm
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.16. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 43.03.01 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование [Электронный ресурс]:Направле подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.16. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.