бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2018 утверждение отклонено Dec. 12, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 17, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ОД.16 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр 1 полусеместр

Б-6061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательнызх стандартов Знать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп знаниевый
Владеть методическими подходами к организации образовательного процесса по формированию представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений у детей разных возрастных групп ориентировочный
Уметь проектировать образовательный процесс по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию представлений о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей разных возрастных групп опыт
Компетенция 2. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики Знать современные методы и технологии обучения и диагностики математических представлений у детей дошкольного возраста, способы взаимодействия с родителями и педагогами начальной школой по данному направлению знаниевый
Владеть способами организации образовательного процесса по формированию математических представлений с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, взаимодействия с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению ориентировочный
Уметь проектировать педагогический процесс по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения детей, по взаимодействию с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики детей , по взаимодействию с семьёйм и школой опыт

Цели изучения дисциплины

формирование готовности к проектированию образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики, осуществлению взаимодействия с родителями и педагогами начальной школы по данному направлению

Задачи

  1. Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени у детей дошкольного возраста
  2. Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  3. Освоить содержание и формы взаимодействия с родителями , педагогами начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.82 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Научиться формировать представления о форме предметов, ориентировке в пространстве и времени у детей дошкольного возраста Освоить содержание и методы формирования у детей дошкольного возраста представлений оо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени
  • Ознакомление дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами
  • Ознакомление дошкольников с пространственными отношениями
  • Ознакомление дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 Научиться проектировать образовательную деятельность с дошкольниками на диагностической основе с использованием современных методов и технологий обучения Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у дошкольников с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
  • Диагностика как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений
  • Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Проектирование образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста
Модуль 3 Научиться консультировать родителей детей дошкольного возраста, осуществлять взаимодействие с педагогами начальной школы по проблемам развития математических представлений у детей. Готовность консультировать педагогов и родителей по проблемам математического развития детей дошкольного возраста
  • Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме формирования математических представлений у детей
  • Преемственность в работе дошкольной организации с начальной школой по формированию математических представлений у детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция 2.0 1
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа 2.0 1
3 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Коллоквиум 2.0 2
4 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Практическая работа 2.0 2
6 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Лекция 2.0 3
7 Методика развития ориентировки в пространстве у детей разных возрастных групп. Практическая работа 2.0 3
8 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа 2.0 4
9 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция 2.0 4
10 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Конференция 2.0 5
11 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Лекция 2.0 5
12 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция 2.0 6
13 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Практическая работа 2.0 6
14 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Индивидуальная работа 2.0 6
15 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Практическая работа 2.0 7
16 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Вариативное задание 2.0 7
17 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Лекция 2.0 7
18 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое 2.0 8
19 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Индивидуальная работа 2.0 8
20 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание 1.0 8
21 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Вариативное задание 2.0 9
22 Проектирование и диагностика образовательной работы с детьми Контрольная работа 2.0 9
23 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Семинар 2.0 9
24 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Семинар 2.0 10
25 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Другое 2.0 10
26 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Индивидуальная работа 2.0 10
27 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция 2.0 11
28 Содержание математической подготовки детей к школе. Вариативное задание 2.0 11
29 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Коллоквиум 2.0 11
30 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Индивидуальная работа 2.0 11
31 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Реферат 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигурдетьми разных возрастных групп. Лекция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа Соотносить методические приёмы ознакомления с формой предметов и геометрическими фигур Применение
Составлять фрагменты занятий и игровых упражнений по ознакомлению с формой предметов и геометрическими фигурами для детей дошкольного возраста Творчество
3 Виды занимательного геометрического материала и его использование в работе с дошкольниками. Коллоквиум Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
4 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Индивидуальная работа Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
Демонстрировать использование логико - математических и развивающих игр с детьми дошкольного возраста. Применение
5 Характеристика сущности и особенностей логико - математических и развивающих игр. Практическая работа Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
Демонстрировать использование логико - математических и развивающих игр с детьми дошкольного возраста. Применение
6 Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.Методические приёмы формирования пространственных представлений. Лекция Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
7 Методика развития ориентировки в пространстве у детей разных возрастных групп. Практическая работа Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
8 Особенности организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей разных возрастных групп. Практическая работа Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Творчество
Анализировать фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений Применение
9 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями Лекция Характеризовать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста Воспроизведение
Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
10 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Конференция Характеризовать особенности восприятия восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами в разных возрастных группах. Воспроизведение
Соотносить методические приёмы ознакомления с формой предметов и геометрическими фигур Применение
Называть классификацию игрового занимательного геометрического материала Воспроизведение
Демонстрировать использование разных видов занимательного материала в работе с детьми Применение
Характеризовать сущность логико - математических и развивающих игр Воспроизведение
11 Диагностика математического развития детей дошкольного возраста Лекция Определять сущность и виды диагностики Воспроизведение
Характеризовать этапы и методику проведения диагностики.Методика Воспроизведение
12 Современные педагогические технологии развития математических представлений у детей Лекция Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
13 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Практическая работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
14 Современные методы и методики диагностики математических представленийу детей дошкольного возраста. Индивидуальная работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
15 Реализация идеи интеграции в математическом развитии дошкольников. Практическая работа Анализироватьинтегрированные занятия по формированию матеиатических представлений для детей разных возрастных групп Применение
Разрабатывать интегрированные занятия по формированию матеиатических представлений для детей разных возрастных групп Творчество
16 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Вариативное задание Проектировать образовательную деятельность по математике с использованием современных педагогических технологий Творчество
17 Сущность и виды проектирования работы по ФЭМП у дошкольников. Особенности проектирования работы в контексте ФГОС дошкольного образования. Лекция Знать сущность и виды проектирования работы по формированию математических представлений у дошкольников. Воспроизведение
Проектировать образовательную деятельность по математике с использованием современных педагогических технологий Творчество
18 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Самостоятельно проектировать образовательную деятельность по математике для детей разных возрастных групп Творчество
19 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Индивидуальная работа Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
20 Технологии проектирования НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание Владеть технологией проектирования непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми. Применение
21 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Вариативное задание Уметь проектировать развивающую среду для организации самостоятельной математической деятельности дошкольников Творчество
22 Проектирование и диагностика образовательной работы с детьми Контрольная работа Подбирать методики для диагностики математических представлений у детей дошкольного волзраста Применение
Составлять диагностические задания для детей по заданной теме Творчество
Характеризовать проблемно - игровую, исследовательскую проектные технологии в обучении дошкольников математике. Воспроизведение
Раскрывать сущность исследовательской деятельности и экспериментирования. Воспроизведение
Разрабатывать фрагменты занятий для дошкольников с использованием проблемно - игровой, исследовательской и проектной технологий в развитии математических представлений у дошкольников. Применение
23 Создание условий для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Семинар Знать требования к предметно - развивающей среде для самостоятельной математической деятельности дошкольников. Воспроизведение
Уметь проектировать развивающую среду для организации самостоятельной математической деятельности дошкольников Творчество
24 Содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй.Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Семинар Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
25 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Другое Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
26 Планирование взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников. Индивидуальная работа Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
27 Требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс. Формы взаимодействия ДОО и начальной школы. Конференция Определять требования начальной школы к математической подготовке детей, поступающих в 1 класс Воспроизведение
Характеризовать формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с начальной школой. Воспроизведение
28 Содержание математической подготовки детей к школе. Вариативное задание Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение
Составлять рекомендации для родителей по подготовке детей к изучению математики в школе. Применение
29 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Коллоквиум Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение
30 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Индивидуальная работа Характеризовать содержание, формы и методы взаимодействия ДОО с семьёй Воспроизведение
Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
Составление плана взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по проблемам математического развития детей дошкольного возраста Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество
Проводить сравнительный анализ программ обучения детей математике в ДОО и начальной школе Применение
31 Взаимодействие ДОО с семьёй и школой по проблеме математического развития детей Реферат Определять актуальное содержание консультирования родителей детей разных возрастных групп Применение
Разработка сценариев проведения консультаций с родителями по проблемам математического развития детей Творчество

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с.
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.С.Теория и технологии развития математических представлений у детей.[Текст]. – М:Издательский центр "Академия", 2015. – 352с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста х:уч. - методическое пособие /В.В. Абашина; Сургут. гос. пед. ун-т.- Сургут: РИО СурГПУ, 2016.-98с.
  2. Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях методич. пособие./ А.В. Белошистая. -2 –е изд.[Текст]. – М: ИНФРА – М, 2016. – 319с.
  3. Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  4. Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20218434
  5. Новикова, В. П.Математика в детском саду. 4-5 лет.[Электронный ресурс] : рабочая тетрадь / В.П. Новикова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 25 с.- Доступ с сайта электронно – библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212981
  6. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада: [Электронный ресурс] / И.А. Помораева, В.А. Позина. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 176 с. - Доступ с сайта электронно – библиотечной-системы «Университетская библиотека онлайн . – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=212481
  7. Фрейнлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейнлах. -2 –е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 240с.

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной форме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: shop/mycab/ru-346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс]. - Реежим доступа:http: shop/mycab/ru. obuchenie - Matematike - doshkolnicov-3804.htm
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.16. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.16. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.