бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 20, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

ФТД.2 ФТД: Основы поликультурного образования, 4 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3); Знает актуальные направления и проблемы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий знаниевый
Владеет методами и приемами, средствами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий ориентировочный
Умеет обосновать выбор форм и методов, средств взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий операциональный
Имеет опыт обоснования использования форм и методов , средств взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий опыт
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8). Знает особенности педагогического проектирования мероприятий по поликультурному образованию знаниевый
Владеет схемой выбора методов, форм и средств для мероприятий по поликультурному образованию ориентировочный
Умеет отбирать методы, формы и средства для мероприятий в рамках поликультурного образования операциональный
Имеет опыт проектирования мероприятий по поликультурного образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной готовности магистрантов к осознанному отбору методов, средств и форм поликультурного образования детей младшего школьного возраста

Задачи

  1. сформировать понятие о методологических основах поликультурного образования
  2. научить обосновывать отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию в НОО в соответствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 2.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методологические основы поликультурного образования сформировать понятие о методологических основах поликультурного образования знание теоретических основ организации поликультурного образования; умение выделять требования к организации и реализации поликультурного образования в НОО
  • Сущность поликультурного образования
  • Система поликультурного образования в России и зарубежом
Модуль 2. Проектирование мероприятий по поликультурному образованию научить обосновывать отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию в НОО в соответствии с решаемой профессиональной задачей; проектировать мероприятия по поликультурному образованию в НОО обоснованный отбор форм, методов и средств для мероприятий по поликультурному образованию детей младшего школьного возраста; проектирование мероприятий по поликультурного образования для НОО
  • Формы, методы и средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста
  • Особенности проектирования мероприятий по поликультурного образования детей младшего школьного возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность поликультурного образования Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Сущность поликультурного образования Вариативное задание 2.0 1
3 Система поликультурного образования в России и зарубежом Самостоятельное изучение 12.0 1
4 Система поликультурного образования в России и зарубежом Практическая работа 2.0 1
5 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Самостоятельное изучение 10.0 1
6 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Другое 2.0 1
7 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Индивидуальная работа 2.0 1
8 Рубежныйтконтроль модуль 1 Минизачет 2.0 2
9 Формы, методы и средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста Самостоятельное изучение 8.0 3
10 Формы, методы и средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста Другое 2.0 3
11 Рубежный контроль модуль 2 Коллоквиум 2.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность поликультурного образования Самостоятельное изучение описывает общие основы возникновения и становления идей поликультурного образования как научной теории Воспроизведение
описывает цели и задачи поликультурного образования Воспроизведение
2 Сущность поликультурного образования Вариативное задание анализирует возникновение, развитие и современное состояние проблем культуры межнационального общения в мире и РФ Применение
определяет основные требования к планированию поликультурного образования в начальной школе на основе преемственности исходя из требований федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , Федерального закона «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО Воспроизведение
3 Система поликультурного образования в России и зарубежом Самостоятельное изучение описывает принципы поликультурного образования Применение
выделяет критерии анализа опыта поликультурного образования Применение
описывает особенности культуры межнационального общения как основы социально-педагогической деятельности. Воспроизведение
4 Система поликультурного образования в России и зарубежом Практическая работа отбирает методы и приемы, средства организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами в контексте толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
анализирует международный опыт поликультурного образования в Росии и зарубежом Применение
выделяет особенности возникновения, развития и современное состояние проблем культуры межнационального общения в мире и РФ Применение
5 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Самостоятельное изучение описывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей младшего школьного возраста Воспроизведение
обосновывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей младшего школьного возраста Применение
6 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Другое обоснованно отбирает содержание мероприятий по поликультурному образованюя детей младшего школьного возраста в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
разрабатывает конспект мероприятия по поликультурному образованию младших школьников Творчество
осуществляет отбор средств, методов и форм для мероприятия по поликультурному образованюя в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
обосновывает цели и задачи мероприятия по поликультурному образованию в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
7 Особенности проектирования мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе Индивидуальная работа описывает группы условий реализации мероприятий по поликультурному образованию в начальной школе (организационное обеспечение, нормативное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение и др.) Применение
8 Рубежныйтконтроль модуль 1 Минизачет выделяет критерии анализа опыта поликультурного образования Применение
анализирует международный опыт поликультурного образования в Росии и зарубежом Применение
обосновывает пути обновления современного поликультурного образования Применение
9 Формы, методы и средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста Самостоятельное изучение выделяет критерии для отбора форм мероприятий для поликультурного образования детей младшего школьного возраста Применение
выделяет критерии для отбора методов для поликультурного образования детей младшего школьного возраста Применение
выделяет критерии для отбора средств для поликультурного образования детей младшего школьного возраста Применение
10 Формы, методы и средства поликультурного образования детей младшего школьного возраста Другое выделяет виды затруднений учителя начальной школы при отборе форм, методов и средств поликультурного образования детей младшего школьного возраста Воспроизведение
обосновывает отбор средств, методов и форм для мероприятий по поликультурномй образованию в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
11 Рубежный контроль модуль 2 Коллоквиум обосновывает структуру мероприятий по поликультурному образованию детей младшего школьного возраста Применение
осуществляет отбор средств, методов и форм для мероприятия по поликультурному образованюя в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
выделяет виды затруднений учителя начальной школы при отборе форм, методов и средств поликультурного образования детей младшего школьного возраста Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов, [аспирантов и докторантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Педагогика" / А. Н. Джуринский ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 256, [2] c. - (Бакалавр и магистр). - Гриф УМО.
  2. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие по дисциплине "Культурология" / А. П. Садохин . - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2017. - 253, [1] c
  3. Садохин, А.П. Основы этнологии : учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 351 с. : ил. - (Cogito ergo sum). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00583-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119009
  4. Тимашева, О. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие / О. В. Тимашева. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 190, [2] с.
  5. Ткаченко, Н.В. Психологическое сопровождение поликультурного образования : монография / Н.В. Ткаченко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва : МПГУ, 2016. - 116 с. : ил. - Библиогр.: с. 80-83. - ISBN 978-5-4263-0265-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471537

Дополнительная

  1. Алдошина, М.И. Основы поликультурного образования : учебное пособие / М.И. Алдошина. - 3-е изд. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 260 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3082-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258893
  2. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М. : Директ-Медиа, 2014. [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159
  3. Бабунова, Е.С. Поликультурное образование : учебно-методическое пособие / Е.С. Бабунова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2015. - 104 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-2269-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482515
  4. Основы межэтнических коммуникаций : учеб.-метод. пособие в модульной технологии / А.Б. Панченко, Е.А. Гаврисенко ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 114, [1] с.
  5. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии : [практикум] / Т. Г. Стефаненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 223, [1] с. - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Образование в современном поликультурном мире : учеб. пособие / Е. Ю. Рогачева [и др.] ; под ред. проф. Е. Ю. Рогачевой ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 135 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://net.knigi-x.ru/24kulturologiya/262714-1-obrazovanie-sovremennom-polikulturnom-mire-uchebnoe-posobie-pod-redakciey-professora-rogachevoy-vladimir-2014-udk.php
  2. Осколова, Т. Л. Эволюция национальной идентичности в образовательной парадигме Австралии и США: путь от ассимиляции к мульти-культурализму // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-natsionalnoy-identichnosti-v-obrazovatelnoy-paradigme-avstralii-i-ssha-put-ot-assimilyatsii-k-multi-kulturalizmu

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 23, [1].
  2. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон с изм. на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 141, [2] с.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 52, [2] с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа ФТД 2. Основы поликультурного образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.