бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 24, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе, 2 семестр

М-8021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3); Знает особенности взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами знаниевый
Владеет методами и приемами, средствами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами ориентировочный
Умеет проектировать взаимодействие с участниками образовательного процесса и социальными партнерами операциональный
Имеет опыт проектирования организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами опыт
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4). Знает современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знаниевый
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам ориентировочный
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам операциональный
Имеет опыт отбора методик и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам опыт
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); Знает описание инновационных технологий обучения в начальной школе и контроля учебных достижений младших школьников. Знает критерии отбора инновационных технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Знает современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знаниевый
Владеет критериями отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. ориентировочный
Умеет отбирать современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. операциональный
Имеет опыт отбора современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностик оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в соответствии с решаемой профессиональной задачей. опыт
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3); Знает особенности организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО знаниевый
Владеет этапами организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО ориентировочный
Владеет этапами организации исследовательской работы обучающихся педагогом НОО операциональный
Имеет опыт в проектировании исследовательской работы обучающихся педагогом НОО опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2); Знает компоненты образовательной среды в НОО знаниевый
Владеет критериями анализа образовательной среды образовательной организации. ориентировочный
Умеет анализировать образовательную среду начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с решением профессиональной задачи и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики операциональный
Имеет опыт проектирования компонентов образовательной среды начальной школы в соответствии с решением профессиональной задачи и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики. опыт
способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4); Знает пути формирования ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач. Знает общую схему составления ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач знаниевый
Владеет общей схемой составления ресурсно-информационной базы для решения профессиональных задач ориентировочный
Умеет составлять собственную ресурсно-информационную базу для решения профессиональных задач операциональный
Имеет опыт использования ресурсной-информационной базы для преподавания предметов в НОО опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать у магистрантов готовность к обоснованному выбору инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе

Задачи

  1. Формирование целостного представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе
  2. Формирование умения обосновывать отбор инновоционных технологий в преподавании предметов начальной школы в соотвтствии с решаемой профессиональной задачей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 81.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.8 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы инновационных технологий преподавания предметов в НОО Формирование целостного представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе Сформировать целостное представления о теоретических основах инновационных технологий в преподавании предметов в начальной школе
  • Инновации в учебном процессе современной начальной школы
  • Классификация инновационных технологий в образовании
Модуль 2. Характеристика инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Формирование у магистрантов умения осуществлять обоснованный выбор инновационных технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Умение обосновать выбор инновационной технологии преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей
  • Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся.
  • Технология визуализации учебной информации
  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Лекция 2.0 1
2 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Практическая работа 2.0 1
3 Рубежный контроль по модулю 1 Другое 2.0 2
4 Классификация инновационных технологий в образовании Практическая работа 2.0 2
5 Классификация инновационных технологий в образовании Другое 2.0 2
6 Классификация инновационных технологий в образовании Практическая работа 2.0 2
7 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Самостоятельное изучение 22.0 3
8 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Практическая работа 2.0 3
9 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Другое 2.0 3
10 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Минизачет 2.0 3
11 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Индивидуальная работа 2.0 3
12 Технология визуализации учебной информации Лекция 2.0 4
13 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение 10.0 4
14 Технология визуализации учебной информации Минизачет 2.0 4
15 Технология визуализации учебной информации Практическая работа 2.0 4
16 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа 2.0 5
17 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа 2.0 5
18 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Индивидуальная работа 2.0 5
19 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Лекция 2.0 5
20 Рубежный контроль по модулю 2 Другое 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Лекция Описывает изменения в деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
2 Инновации в учебном процессе современной начальной школы Практическая работа Выделяет возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
Выделяет особенности проектирования уроков в соответствии с требованиями НОО Воспроизведение
3 Рубежный контроль по модулю 1 Другое Анализирует нормативно-правовые акты сферы образования с позиции требований к использованию инновационных технологий в НОО Применение
Обосновывает необходимость использования инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Применение
4 Классификация инновационных технологий в образовании Практическая работа Выделяет требования профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО к использованию инновационных технологий преподаваний предметов Воспроизведение
Выделяет критерии для анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, предъявляющих требования к использованию инновационных технологий в начальной школе Воспроизведение
Выделяет критерии отбора инновационных технологий для преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
5 Классификация инновационных технологий в образовании Другое Выделяет основания для классификации инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
Обосновывает необходимость использования инновационных технологий преподавания предметов в начальной школе Применение
Анализирует образовательную среду начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО в контексте реализации инновационных технологий преподавания предметов Применение
6 Классификация инновационных технологий в образовании Практическая работа Выделяет критерии отбора инновационных технологий для преподавания предметов в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
7 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Самостоятельное изучение Описывает отличительные признаки коммуникативной технологии обучения Воспроизведение
Описывает отличительные признаки ТРКМЧП Воспроизведение
Описывает основные признаки игровых технологий Воспроизведение
Описывает отличительные признаки проблемного обучения Воспроизведение
Описывает отличительные признаки технологии организации развивающих видов деятельности школьников Воспроизведение
8 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Практическая работа Формулирует цели занятия на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
9 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Другое Проектирует учебную ситуацию на основе коммуникативной технологии обучения Применение
10 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Минизачет Описывает признаки технологии организации коллективной творческой деятельности Воспроизведение
Проектирует учебную ситуацию на основе ТРКМЧП Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе игровых технологий Применение
Проектирует проблемные ситуации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Умеет проектировать учебную ситуацию на основе технологии организации развивающих видов деятельности Применение
11 Педагогические технологии на основе активизации интенсификации деятельности обучающихся. Индивидуальная работа Описывает признаки технологии организации коллективной творческой деятельности Воспроизведение
Формулирует цели занятия на основе технологии организации коллективной творческой деятельности Применение
12 Технология визуализации учебной информации Лекция Описывает проблемы восприятия и понимания учебной информации детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
13 Технология визуализации учебной информации Самостоятельное изучение Описывает техники (приемы) визуализации учебной информации (таймлайн, интеллект-карта, инфографика, кластер, таблица, схемы Венна) Воспроизведение
14 Технология визуализации учебной информации Минизачет Отбирает техники (приемы) визуализации учебной информации в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Выделяет возможности использования при преподавании предметов в начальной школе схемно-знаковых моделей в соответствии с требованиями ФГОС НОО Воспроизведение
15 Технология визуализации учебной информации Практическая работа Проектирует учебную ситуацию на основе технологии визуализации учебной информации Применение
16 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа Описывает требования к организации группового взаимодействия при преподовании предметов в начальной школе Воспроизведение
Описывает способы создания малых групп Воспроизведение
Описывает требования к организации интерактивного общения субъектов образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
17 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Практическая работа Моделирует этапы группового взаимодействия детей младшего школьного возраста Применение
Отбирает формы работы в малых группах в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе кооперативного обучения Применение
Описывает особенности образовательного процесса на основе технологии сотрудничества Воспроизведение
18 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Индивидуальная работа Описывает особенности построения образовательного процесса на основе технологии кооперативного обучения Воспроизведение
19 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Лекция Описывает требования к организации интерактивного общения субъектов образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
20 Рубежный контроль по модулю 2 Другое Обосновывает отбор методов и приемов интерактивного обучения в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Проектирует учебную ситуацию на основе интерактивных технологий обучения Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017.
  2. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.

Дополнительная

  1. Гангнус, Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.А. Гангнус. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 136 c. http://www.iprbookshop.ru/70646.html
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 260 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-6466-7 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
  3. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. - 268 с. : ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7591-1463-5 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643
  4. Пешкова, В.Е. Педагогические технологии начального образования: курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 161 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3919-1 - Доступ с сайта ЭБС Университетская библиотека online. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344740
  5. Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы : методическое пособие / О.А. Шаталова. - 3-е изд. - Москва : Русское слово — учебник, 2016. - 169 с. : схем., табл. - (Начальная инновационная школа). - ISBN 978-5-533-00044-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486161

Цифровые ресурсы

  1. Cлободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
  2. Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/28/zdorovesberegayushchie-tekhnologii
  3. Змиева С. И., Свиридов А. Н. Инновационные технологии в деятельности учителей начальных классов Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14780.htm
  4. Интерактивные методы обучения. методические рекомендации по проведению занятий с использованием интерактивных методов обучения: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://sch16.baranovichi.edu.by/sm_full.aspx?guid=5443
  5. Технологии игрового обучения в начальной школе: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-298808.html

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018.
  2. Учебная программа Б1.В.ОД.7 Инновационные технологии преподавания предметов в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018.