бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 19, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Nov. 21, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы, 4 семестр

М-07021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) Знает традиционные и инновационные формы и методы просветительской работы педагога НОО с родителями. знаниевый
Владеет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в соответствии с решаемой профессиональной задачей ориентировочный
Умеет оценивать программу просветительской работы педагога НОО с родителями с позиций нормативных требований ФГОС НОО . Умеет проектировать просветительскую работу педагога НОО с родителями. операциональный
Имеет опыт проектирования фрагмента программы просветительской работы педагога НОО с родителями опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2). Знает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе знаниевый
Владеет общей схемой проектирования образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями ориентировочный
Умеет проектировать элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к просветительской работе педагога с родителями операциональный
Имеет опыт проектирования элементов образовательной среды начальной школы для организации просветительской работы педагога с родителями опыт

Цели изучения дисциплины

Научить проектировать просветительскую работу педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  2. Сформировать у магистрантов готовность к разработке программы просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.5 ч.
Часов в неделю 0.62 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Сформировать у магистрантов знание теоретических основ реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Сформированность знаний о теоретических основах реализации просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Развитие просветительства в России
  • Учет особенностей восприятия информации в просветительской работе с родителями обучающихся в инновационной начальной школе
  • Просветительская деятельность в процессе работы педагога с родителями
Организация пpосветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Формировать умения анализировать, проектировать, оценивать просветительскую работу с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Владеют критериями оцении просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе. Проектируют мероприятия просветительской направленности и программы просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе.
  • Законодательная регламентация просветительской работы педагога с родителями
  • Информационно-просветительские технологии работы с родителями
  • Интерактивные формы просветительской работы с родителями
  • Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Практическая работа 2.0 1
3 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение 10.0 1
5 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Минизачет 2.0 1
6 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Индивидуальная работа 2.0 1
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Самостоятельное изучение 10.0 6
8 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа 2.0 7
9 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение 9.0 11
10 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Практическая работа 2.0 12
11 Рубежный контроль (защита проекта) Другое 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Самостоятельное изучение Описывает особенности технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
Описывает интерактивные формы мероприятий, используемые для просветительской работы педагога с родителями Воспроизведение
Описывает возможности использования информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения просветительских задач при работе с родителями Воспроизведение
2 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Практическая работа Проектирует элементы образовательной среды начальной школы с учетом требований к просветительской работе педагога с родителями Применение
Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
3 Развитие просветительства в России Самостоятельное изучение Оописывает переодизацию просветительской работы в России (до революции, в советский период, современная Россия) Воспроизведение
Анализирует особенности пpосветительской деятельности среди населения на на разных исторических этапах Применение
4 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Самостоятельное изучение Описывает виды и свойства восприятия Воспроизведение
Описывает механизмы и эффекты восприятия информационных материалов Воспроизведение
Выделяет зависимость результативности восприятия новой информации от уровня компетентности людей и их "системы ожидания" в конкретной ситуации Применение
5 Интерактивные формы просветительской работы с родителями Минизачет Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Отбирает интерактивные формы для просветительских мероприятий с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Отбирает для просветительской работы с родителями ИКТ в зависимости от конкретной цели и задач просветительского мероприятий Применение
Обосновывает отбор информационно-просветительских технологий в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
6 Информационные возможности просветительской работы педагога с родителями Индивидуальная работа Описывает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Воспроизведение
Описывает особенности технологий информационно-просветительской деятельности Воспроизведение
7 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Самостоятельное изучение Описывает цели и задачи просветительской работы с родителями обучающихся в инновационной начальной школе в зависимости от направления просветительской работы педагога Воспроизведение
Выделяет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Описывает требования к просветительской работе педагога начального общего образования с родителями Воспроизведение
Описывает принципы и этапы формирования образовательной среды ОО для организации просветительской работы педагога с родителями обучающихся в инновационной начальной школе Воспроизведение
Описывает основные положения модельного закона о просветительской деятельности Воспроизведение
8 Организация просветительской работы с родителями младших школьников. Практическая работа Выделяет критериями отбора форм и методов просветительской работы педагога с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Обосновывает отбор технологии для преодоления выявленных трудностей и решения профессиональных задач в сфере педагогического просвещения родителей Применение
Описывает профессиональные трудности в просетительской работе учителя начальных классов Воспроизведение
Подбирает диагностический материал для выявления запросов и потребностей родителей обучающихся в начальной школе в педагогическом просвещении Применение
9 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Самостоятельное изучение Описывает требования, предъявляемые к просветительским программам работы с родителями ФЗ "Об образовании в РФ", модельным законом о просветительской деятельности, профессиональным стандартом педагога начального общего образования Воспроизведение
Формулирует цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
10 Программа просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий Практическая работа Анализирует программы просветительской работы с родителями на соответствие требованиям нормативно-правовых актов системы образования Применение
Анализирует с позиции эффективного решения профессиональных задач программу просветительской работы с родителями на основе использования информационно-просветительских технологий. Применение
11 Рубежный контроль (защита проекта) Другое Отбирает информационно-просветительские технологии для работы с родителями в зависимости от направления просветительской работы учителя начальной школы Применение
Описывает сущность и специфику использования информационно-просветительских технологий при работе педагога с родителями Воспроизведение
Формулирует цели и задачи в программе просветительской работы с родителями в соответствии с планируемыми результатами Применение
Описывает компоненты программы просветительской работы с родителями Воспроизведение
Обоснованно отбирает современные методы и средства для реализации программы просветительской работы с родителями в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Проектирует фрагмент программы просветительской работы учителя начальных классов в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов сферы образования Применение

Литература

Основная

  1. Котова, С. А. Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с.
  2. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 418 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39001.html

Дополнительная

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами : [практ. рекомендации] / авт.-сост. С. А. Коробкина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель [2017?],. - 261, [1] с.
  2. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для студентов вузов, ведущих подгот. по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФPA-M, 2016. - 172, [2] с.
  3. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 254, [2] с. - (Учебное пособие. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО.
  4. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности : учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 260 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-6466-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
  5. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для бакалавров/ под ред. П.И.Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511с.
  6. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников : учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 92 с. - ISBN 978-5-4458-5321-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150
  7. Справочник учителя начальных классов. Инструктивные документы. Методический инструментарий. Нормативные и методические ресурсы на электронном носителе : [с электрон. прил.] / авт.-сост.: Е. М. Елизарова, Ю. А. Киселёва . - Волгоград : Учитель, 2015. - 69, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  8. Школа и родители : сцен. совмест. мероприятий / авт.-сост. Л. В. Автух. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 169, [1] с. и предыдущие издания.

Цифровые ресурсы

  1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/interaktivnye-formy-raboty-po-vzaimodeistviiu-s-semei
  2. Методика обучения взрослых: [Элетронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/uprava/agropol/agropol23.html
  3. Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/organizaciya-informacionno-prosvetitelskoy-raboty-s
  4. Смолин О.Н. Образование через всю жизнь: проблемы законодательства и развития просветительской деятельности :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/duma/committee/2012-07-05.htm

Источники

  1. Модельный закон "О просветительской деятельности" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. N 20-15) :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a751x906.htm
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" направленность «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.ОД.12 Просветительская работа педагога с родителями обучающихся инновационной начальной школы [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 "Педагогическое образование" "Педагогическое образование" нправленность «Инновационная начальная школа» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.