бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 21, 2018
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 18, 2019

Б1.В.ДВ.11 ДВ: Юридическая психология, 6 семестр 1 полусеместр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в т.ч. и при различных заболеваниях (ПК-9). знать индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для составления портрета преступника знаниевый
знать особенности психологии правонарушений и личности правонарушителя знаниевый
понимать социально-психологические причины и закономерности формирования девиантной и деликвинтной личности ориентировочный
уметь анализировать по психологическим характеристикам мотивы, типы преступных личностей операциональный
Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); знать методы исследования личности жертвы, преступника в процессе следственной деятельности, судебно-психологической экспертизы и прохождения наказания в исправительных учреждениях; знаниевый
понимать особенности применения психологических методов в области юридической деятельности ориентировочный
использовать методы социально-психологической диагностики личности субъектов правоохранительной и правоприменительной деятельности операциональный
иметь опыт составления судебно-психологической экспертизы в учебной ситуации опыт
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информациолнной безопасности (ОПК-1); знать категориальный аппарат юридической психологии знаниевый
знать психологические закономерности и механизмы становления правосознанияи его деформации знаниевый
понимать применение основных общепсихологических принципов и закономерностей в юридической психологии ориентировочный
уметь анализировать причины противоправного поведения и определять задачи профессиональной деятельности психолога операциональный

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность использовать в психологическом консультировании базовые процедуры анализа проблем социализации человека на основе знаний в области юридической психологи

Задачи

  1. Знать основы общей и социальной психологии применительно к юридической психологии
  2. Уметь использовать психологические методы для решения профессиональных задач в области юридической практики

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.29 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Проблемы правовой социализации в системе юридической психологии Знать основы общей и социальной психологии применительно к юридической психологии Знать: предмет, содержание, задачи, отрасли юридической психологии; связь с общей и социальной психологией. Историю становления и развития юридической психологии и ее связи с юридическими и другими науками. Методологические основы и методы юридической психологии. Психологические модели правовой социализации; основные компоненты правосознания; схема процесса деморализации и криминализации детей и подростков; Понимать: место юридической психологии в системе научных знаний и ее связь с другими отраслями психологической и правовой наук; психологические причины деморализации и криминализации. Уметь выделять: - специфику использования социально-психологических и общепсихологических принципов применительно к задачам юридической психологии; давать характеристику психологических методов и задач их использования; - анализировать процесс становления правовой социализации с позиции психологических моделей; - причины деморализации и криминализации детей и подростков
  • Предмет и система юридической психологии
  • История развития юридической психологии
  • Методологические основы юридической психологии
  • Психологические основы правовой социализации индивида
  • Проблемы правовой социализации и превентивная психология
Модуль 2 Решение профессиональных задач в отраслях юридической психологии Знать и уметь использовать психологические методы для решения профессиональных задач в области юридической практики Знать: - предмет, задачи криминальной психологии; социально-психологические факторы и предпосылки преступного поведения; типологические схемы личности преступника и психодиагностические методы ее исследования; методы диагностики мотивации преступного поведения. - психологические характеристики и методы психодиагностики выявления особенностей личности потерпевшего; основные понятия: психологическое состояние потерпевшего, психологический анализ показаний потерпевшего, жертва преступления, виктимность. - психодиагностические методы выявления особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей; поведенческие стереотипы и типы акцентуации (по Е.А. Личко); психологические особенности следствия несовершеннолетних; - психологические методы, используемые при проведении предварительного следствия; - понятие и этапы судебно-психологичсекой экспертизы; виды судебно-психологической экспертизы; методы судебно-психологической экспертизы. - методы диагностики личности и социального окружения осужденных; методы и средства воспитания и перевоспитания; основные понятия: ресоциализация осужденного, адаптация освобожденного к условиям жизни на свободе; - особенности организации психологической службы и направления ее работы с сотрудниками правоохранительной системы. Понимать: особенности проведения, использования и анализа психологических методов и методик в области юридической психологии. Уметь: характеризовать социально-психологические особенности и проявления личности - субъекта правоохранительной и правоприменительной деятельности.
  • Криминальная психология личности и групп
  • Психология потерпевшего
  • Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
  • Судебно-психологическая экспертиза: виды и методы
  • Психологические аспекты и задачи пеницитарной психологии
  • Задачи психологической службы в правоохранительной системе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и система юридической психологии Лекция 2.0 1
2 История становления и развития юридической психологии Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Методология и методы юридической психологии Семинар 2.0 1
4 Методология и методы юридической психологии Индивидуальная работа 2.0 2
5 Психологические основы правовой социализации личности Семинар 2.0 2
6 Причины нарушений правовой социализации: задачи превентивной психологии Практическая работа 2.0 2
7 Причины нарушений правовой социализации: задачи превентивной психологии Вариативное задание 2.0 3
8 Психологические факторы и характеристики преступного поведения личности Лекция 2.0 3
9 Проблемы правовой социализации в системе юридической психологии : (рубежный контроль 1) Контрольная работа 2.0 3
10 Психологические факторы и характеристики преступного поведения личности Семинар 2.0 4
11 Психология виктимного поведения и виктимной личности Лекция 2.0 4
12 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей Практическая работа 2.0 4
13 Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних Вариативное задание 2.0 5
14 Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних Индивидуальная работа 2.0 5
15 Общие вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы Лекция 2.0 5
16 Общие вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы Индивидуальная работа 2.0 5
17 Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей личности Практическая работа 2.0 6
18 Психологические аспекты и задачи пеницитарной психологии Семинар 2.0 6
19 Психологические аспекты и задачи пеницитарной психологии Самостоятельное изучение 2.0 6
20 Психологическая служба в правоохранительной системе: задачи и направления работы Лекция 2.0 7
21 Психологическое консультирование сотрудников правоохранительной системы Практическая работа 2.0 7
22 Психологическая служба в правоохранительной системе: задачи и направления работы Индивидуальная работа 2.0 7
23 Решение профессиональных задач в отраслях юридической психологии : (рубежный контроль 2) Контрольная работа 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и система юридической психологии Лекция обяснять специфику объекта, предмета, задач юридической психологии и ее связи с другими отраслями психологии и науками Применение
описывать структуру юридической психологии и специфику психологических аспектов разных отраслей юридической психологии Воспроизведение
2 История становления и развития юридической психологии Самостоятельное изучение описывать этапы становления зарубежной и отечественной юридической психологии Воспроизведение
описать психологические подходы, оказавшие влияние на становление юридической психологии Воспроизведение
3 Методология и методы юридической психологии Семинар объяснять методологические принципы в изучении и интерпретации психолого-юридических явлений Применение
определять психологическое содержание структурных компонентов самоуправления правовой активности человека Применение
объяснять целевую направленность основных групп методов юридической психологии Воспроизведение
4 Методология и методы юридической психологии Индивидуальная работа определять психологическое содержание структурных компонентов самоуправления правовой активности человека Применение
дать характеристику области применения психологических методов в юридической психологии Воспроизведение
объяснять целевую направленность основных групп методов юридической психологии Воспроизведение
5 Психологические основы правовой социализации личности Семинар охарактеризовывать компоненты психологической структуры правовой культуры Воспроизведение
анализировать условия правовой социализации Применение
знать определение индивидуального правосознания, охарактеризовать психологические механизмы и значение психологических аттитюдов в формирования индивидуального правосознания Применение
описать характеристику структуры и классификации правосознания Воспроизведение
6 Причины нарушений правовой социализации: задачи превентивной психологии Практическая работа перечислить и дать характеристику факторов, обуславливающих генезис социальной дезадаптации Применение
анализировать направления консультативной работы с подростками с разными видами девиантного поведения на основе психодиагностического инструментария Применение
охарактеризовать алгоритм проведения превентивной диагностики Воспроизведение
определить содержание психодиагностического инструментария для выявления вида дефекта психоциального развития личности Применение
7 Причины нарушений правовой социализации: задачи превентивной психологии Вариативное задание охарактеризовать предмет и задачи превентивной психологии Воспроизведение
дать определение понятия "девиантное поведение" и охарактеризовать механизмы девиантного поведения подростков Воспроизведение
перечислить виды девиантного поведения подростков и молодежи Воспроизведение
выделить особенности девиантного поведения подростков и молодежи и социально-психологические стоки молодежного экстремизма Воспроизведение
8 Психологические факторы и характеристики преступного поведения личности Лекция объяснить роль социальных и личностных установок (аттитюдов) в формировании критинального поведения Применение
охарактеризовать и различать механизмы психологической защиты, свойственные правонарушителю Воспроизведение
описать компоненты структуры личности в отечественной юридической психологии Воспроизведение
объяснить значение эмоционально-волевых и мотивационных компонентов личности в анализе личности преступника Применение
9 Проблемы правовой социализации в системе юридической психологии : (рубежный контроль 1) Контрольная работа перечислить и дать характеристику факторов, обуславливающих генезис социальной дезадаптации Применение
охарактеризовать алгоритм проведения превентивной диагностики Воспроизведение
определить содержание психодиагностического инструментария для выявления вида дефекта психоциального развития личности Применение
10 Психологические факторы и характеристики преступного поведения личности Семинар охарактеризовать и различать механизмы психологической защиты, свойственные правонарушителю Воспроизведение
охарактеризовать типологии личности преступника Воспроизведение
объяснить социально-психологические закономерности возникновения и функционирования различных типов преступных групп Воспроизведение
дать психологическую характеристику лидеров организованных преступных групп Воспроизведение
11 Психология виктимного поведения и виктимной личности Лекция дать определение понятий "жертва", "жертва преступления", "виктимная личность" Узнавание
охарактеризовать психологические особенности личности "жертвы" Воспроизведение
объяснять отличия присущие "виктимной личности" и личности как "субъекта" Применение
описать психологическую характеристику беспомощного состояния Воспроизведение
перечислить и дать характеристику методов исследования личности и поведения потерпевшего; анализировать направления психологического консультирования с ним Воспроизведение
12 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей Практическая работа перечислить и охарактеризовать поведенческие стереотипы, характерные для отрочества Воспроизведение
охарактеризовать понятие "деликвинтное поведение", его отличие от других видов асоциального поведения и причины формирования деликвинтного поведения в подростковом возрасте Воспроизведение
составить таблицу формирования акцентуаций характера как возможных предпосылок социальной дезадаптации в подростковом возрасте Применение
13 Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних Вариативное задание перечислить и охарактеризовать поведенческие стереотипы, характерные для отрочества Воспроизведение
перечислить виды профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Воспроизведение
дать характеристику уровней профилактических воздействий на несовершеннолетних Воспроизведение
14 Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних Индивидуальная работа перечислить и охарактеризовать поведенческие стереотипы, характерные для отрочества Воспроизведение
дать характеристику уровней профилактических воздействий на несовершеннолетних Воспроизведение
15 Общие вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы Лекция дать понятие и перечислить объекты СПЭ Воспроизведение
дать характеристику предмету и задачам СПЭ Воспроизведение
назвать и охарактеризовать методы СПЭ Узнавание
назвать отличия физиологического аффекта от других эмоциональных состояний Воспроизведение
перечислить случаи проведения СПЭ индивидуально-психологических особенностей человека Воспроизведение
назвать задачи СПЭ несовершеннолетних правонарушителей и раскрыть их сущность Узнавание
16 Общие вопросы назначения и проведения судебно-психологической экспертизы Индивидуальная работа назвать отличия физиологического аффекта от других эмоциональных состояний Воспроизведение
перечислить случаи проведения СПЭ индивидуально-психологических особенностей человека Воспроизведение
17 Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей личности Практическая работа перечислить и дать характеристику методов исследования личности и поведения потерпевшего; анализировать направления психологического консультирования с ним Воспроизведение
перечислить и охарактеризовать поведенческие стереотипы, характерные для отрочества Воспроизведение
составить таблицу формирования акцентуаций характера как возможных предпосылок социальной дезадаптации в подростковом возрасте Применение
18 Психологические аспекты и задачи пеницитарной психологии Семинар охарактеризовать задачи и направления пеницитарной психологии Узнавание
охарактеризовать факторы профессиональной деформации личности сотрудника исправительного учреждения (ИУ) Воспроизведение
дать характеристику мер профилактики профессиональной деформации личности сотрудников ИУ Воспроизведение
19 Психологические аспекты и задачи пеницитарной психологии Самостоятельное изучение перечислить функции изучения личности осужденных лиц Узнавание
назовите психологические предпосылки эффективности социальной адаптации освобожденных из мест заключения лиц Воспроизведение
перечислите и раскройте сущность задач и методов психологической подготовки осужденных лиц к освобождению Воспроизведение
20 Психологическая служба в правоохранительной системе: задачи и направления работы Лекция перечислить и охарактеризовать задачи и направления работы психологической службы в структурных подразделениях ОВД Воспроизведение
раскрыть содержание профессионального психологического отбора Воспроизведение
охарактеризовать этапы адаптации и критерии оценки результативности адаптационного периода молодых сотрудников Воспроизведение
21 Психологическое консультирование сотрудников правоохранительной системы Практическая работа перечислить и охарактеризовать задачи и направления работы психологической службы в структурных подразделениях ОВД Воспроизведение
раскрыть содержание профессионального психологического отбора Воспроизведение
перечислить психологические методики для оценки личных и деловых качеств претендентов на службу Воспроизведение
раскрыть критерии оценки социально-психологического климата Узнавание
охарактеризовать методики изучения социально-психологического климата Воспроизведение
22 Психологическая служба в правоохранительной системе: задачи и направления работы Индивидуальная работа перечислить психологические методики для оценки личных и деловых качеств претендентов на службу Воспроизведение
охарактеризовать этапы адаптации и критерии оценки результативности адаптационного периода молодых сотрудников Воспроизведение
23 Решение профессиональных задач в отраслях юридической психологии : (рубежный контроль 2) Контрольная работа раскрыть задачи и виды психологического консультирования сотрудников Узнавание
перечислить и охарактеризовать этапы индивидуального консультирования Воспроизведение
раскрыть содержание модели индивидуально-психологического консультирования Применение
объяснить цель группового психологического консультирования Применение
раскрыть ошибки консультирования и пути их профилактики Применение

Литература

Основная

  1. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование : теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 270, [2] c
  2. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Н. Сорокотягин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 224 c. — 978-5-394-01493-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57241.html
  3. Хьелл, Л. А. (Hjelle, L.A.). Теория личности = Personality Theories : основ. положения, исслед. и применение : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Хьелл, Д. Я. Зиглер . - 3-е изд. - СПб. [и др.] : Питер , 2011. - 606, [1] с.

Дополнительная

  1. Аминов И.И. Психология деятельности юриста [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 615 c. — 978-5-238-01632-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71160.html
  2. Бабаев Т.М. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина.— М. : Российский университет дружбы народов, 2010. — 124 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11563.html -по паролю
  3. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Семикин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. — 183 c. — 978-5-8064-1938-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21445.html
  4. Думов, А. С. Педагогика девиантного поведения : учеб. пособие / А. С. Думов, С. Б. Думов, И. А. Столярчук ; ФГБОУ ВПО "Волгогр. гос. социально-пед. ун-т", Фак. психологии и соц. работы. - Волгоград : Учитель, [2015]. - 179, [1] с.
  5. Зверева, Н. В. Клиническая психология детей и подростков : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психолого-педагогическое образование" / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 270, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО.
  6. Котлярова Л.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс] : практикум / Л.Н. Котлярова. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016. — 170 c. — 978-5-00094-341-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66774.html
  7. Курс по юридической психологии [Электронный ресурс] / . — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. — 119 c. — 978-5-4374-0583-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65268.html
  8. Психологическая наука и образование. 2017. № 5.
  9. Рогозина Т.И. Юридическая психология [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов (краткий курс лекций) / Т.И. Рогозина. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омская юридическая академия, 2013. — 84 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29826.html

Цифровые ресурсы

  1. Гулевич О.А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.В.ДВ 11. ДВ: Юридическая психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 Психология / БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"; сост. Е.И. Алферова. - Электрон.дан. Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru/ доступ ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.