бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 23, 2018
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 7, 2019
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 7, 2019

Б1.Б.16 Эффективная работа в команде, 2 семестр 2 полусеместр

Б-8201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) знание основ управления командой, организации и планирования этапов командной работы знаниевый
знание свойств и признаков команды, основ психологии коллектива, типологию и основы распредения внутрикомандных ролей знаниевый
уметь использовать способы планирования этапов работы малой группы и своей деятельности ориентировочный
уметь распрелять внутрикомандные роли, выстраивать позитивные отношения к участию работы в команде ориентировочный
владение способами самооценки командной работы, критериями оценки эффективности своего вклада в командную работу операциональный
владеть приемами конструктивного и толерантного общения, способами выбора конструктивного поведения в конфликтах операциональный
опыт анализа распределения ролей в команде, исполнения обязанностей в рамках роли и ее оценки опыт
опыт использования приемов конструктивного и толерантного общения опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать способность и готовность работать в команде и организовывать внутрикомандное взаимодействие

Задачи

  1. Научиться работать в команде
  2. Научиться организовывать взаимодействие участников команды

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 5.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Команда как условие эффективности работы группы Научиться работать в команде с учетом критериев ее эффективности Знать: основы психологии коллектива, психологии общения, конфликтологии; функции команды; свойства и признаки команды; возможности и ограничения команды; различие понятий «команда», «группа», «коллектив»; основные роли членов команды; этапы развития команды. Понимать: значимость позитивных межличностных отношений в коллективе; различия показателей деятельности команды: эффективности и результативности; значение необходимости подчинения нормам и правилам группы; процесс развития группы. Уметь: характеризовать проявление в поведении и деятельности людей эффектов группового взаимодействия; описывать структуру команды, командные процессы; выделять критерии эффективности командной работы; характеризовать команду как высший уровень развития группы; анализировать распределние ролей в команде. Владеть: способом описания командной деятельности в системе показателей эффективности и результативности; приемами анализа распределения ролей в команде; способом оценки эффективности командной работы; способом описания команды как высшего уровня развития группы.
  • Команда как высший уровень развития группы
  • Свойства и признаки команды
  • Роли в команде
  • Этапы развития команды
  • Эффективность работы команды
Модуль 2. Организация взаимодействия участников группы как условие эффективной работы команды Научиться организовывать взаимодействие участников образовательного процесса Знать: основы управления командой, организации работы в команде; основы толерантного, бесконфликтного общения; приемы и средства конструктивного и бесконфликтного общения; структуру общения; правила ведения дискуссии и деловых переговорв; способы восприятия партнера: идентификация, эмпатия, рефлексия; стратегии поведения в конфликте. Понимать: влияние барьеров восприятия партнера на искажение информации о нем; условия использования аргументации; необходимость соблюдения правил дискуссии; целесообразность использования стратегий разрешения конфликта. Уметь: характеризовать общение и его структурные компоненты; выделять особенности организации эффективной коммуникации в команде; выделять критерии эффективной организации взаимодействия участников команды; выделять особенности восприятия и понимания партнеров в процессе общения; выделять критерии эффективности выборов способа разрешения конфликтов; осуществлять выбор эффективной схемы организации командного взаимодействия. Владеть: культуросообразным способом восприятия партнера по общению; опытом участия в групповой дискуссии; опытом анализа групповой дискуссии и конфликтного взаимодействия; способом описания структуры конфликта; приемами конструктивного и толерантного общения; способами выбора конструктивного поведения в конфликте; приемами активного слушания; приемами ведения дискуссии.
  • Основы психологии общения
  • Основы организации эффективной коммуникации в команде
  • Взаимодействие участников команды
  • Восприятие партнера и конгруэнтность в общении
  • Особенности конфликтного взаимодействия в команде
  • Способы разрешения конфликтов
  • Эффективные схемы организации командного взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция 2.0 1
2 Роли в команде Индивидуальная работа 1.0 1
3 Свойства и признаки команды Семинар 2.0 1
4 Роли в команде Самостоятельное изучение 1.0 1
5 Этапы развития команды Семинар 2.0 2
6 Эффективность работы команды Практическая работа 2.0 2
7 Эффективность работы команды Индивидуальная работа 1.0 2
8 Роли в команде Практическая работа 2.0 2
9 Основы психологии общения Лекция 2.0 3
10 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Другое 2.0 3
11 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Индивидуальная работа 1.5 3
12 Основы организации эффективной коммуникации в команде Практическая работа 2.0 4
13 Организация взаимодействия участников команды Практическая работа 2.0 4
14 Основы организации эффективной коммуникации в команде Вариативное задание 1.0 4
15 Организация взаимодействия участников команды Индивидуальная работа 1.0 4
16 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа 2.0 5
17 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Индивидуальная работа 1.0 5
18 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Лекция 2.0 5
19 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа 2.0 5
20 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Практическая работа 2.0 6
21 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Индивидуальная работа 1.0 6
22 Способы разрешения конфликта Практическая работа 2.0 6
23 Способы разрешения конфликта Вариативное задание 2.0 6
24 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Другое 2.0 6
25 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Индивидуальная работа 1.0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Команда как высший уровень развития группы Лекция назвать этапы развития группы Воспроизведение
дать определение понятия "команда", описать структуру команды Воспроизведение
определять виды, функции, мотивы командообразования Воспроизведение
объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
2 Роли в команде Индивидуальная работа дать определение понятия "командная роль" Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
составить характеристику видов и функций командных ролей Применение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
характеристика предпочитаемого выбора роли в команде на основе результатов психодиагностики, сравнительный анализ психодиагностического результаты и эмпирического выбора командной роли Применение
3 Свойства и признаки команды Семинар описать свойства и характеристики команды как малой социальной группы Воспроизведение
составить сравнительную таблицу свойств слаборазвитой и высокоразвитой команды Применение
объяснить признаки команды Воспроизведение
анализировать свою группу как команду, с учетом командных признаков Применение
4 Роли в команде Самостоятельное изучение составить характеристику видов и функций командных ролей Применение
характеристика предпочитаемого выбора роли в команде на основе результатов психодиагностики, сравнительный анализ психодиагностического результаты и эмпирического выбора командной роли Применение
5 Этапы развития команды Семинар охарактеризовать этапы развития команды Узнавание
объяснить задачи каждого этапа командообразования и содержание деятельности Воспроизведение
описать командные процессы Воспроизведение
охарактеризовать командные процессы, происходящие на каждом этапе ее равзития Воспроизведение
составление вопросов для анкетирования участников с целью изучения этапов командного развития с учетом признаков командных процессов Применение
6 Эффективность работы команды Практическая работа характеристика критериев эффективной команды Воспроизведение
выделить критерии оценки командного планирования выполнения задачи и оценки личного вклада участника команды Применение
разработать шкалу оценки показателей эффективности командной работы; оценить эффективность командной работы Применение
7 Эффективность работы команды Индивидуальная работа характеристика критериев эффективной команды Воспроизведение
выделить критерии оценки командного планирования выполнения задачи и оценки личного вклада участника команды Применение
разработать шкалу оценки показателей эффективности командной работы; оценить эффективность командной работы Применение
8 Роли в команде Практическая работа дать определение понятия "командная роль" Узнавание
объяснить основные типологии командных ролей Воспроизведение
составить характеристику видов и функций командных ролей Применение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
характеристика предпочитаемого выбора роли в команде на основе результатов психодиагностики, сравнительный анализ психодиагностического результаты и эмпирического выбора командной роли Применение
9 Основы психологии общения Лекция дать определение понятия "общение", охаракетризовать функции общения Воспроизведение
охарактеризовать коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения Воспроизведение
охарактризовать виды и формы общения, присутсвующие в учебной группе Применение
10 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Другое объяснить возможности и ограничения командной деятельности Воспроизведение
составить сравнительную таблицу свойств слаборазвитой и высокоразвитой команды Применение
анализировать свою группу как команду, с учетом командных признаков Применение
составить характеристику видов и функций командных ролей Применение
характеристика предпочитаемого выбора роли в команде на основе результатов психодиагностики, сравнительный анализ психодиагностического результаты и эмпирического выбора командной роли Применение
охарактеризовать этапы развития команды Узнавание
охарактеризовать командные процессы, происходящие на каждом этапе ее равзития Воспроизведение
выделить критерии оценки командного планирования выполнения задачи и оценки личного вклада участника команды Применение
разработать шкалу оценки показателей эффективности командной работы; оценить эффективность командной работы Применение
11 Рубежный контроль 1. Команда как условие эффективности работы в группе Индивидуальная работа определять виды, функции, мотивы командообразования Воспроизведение
составить сравнительную таблицу свойств слаборазвитой и высокоразвитой команды Применение
анализировать свою группу как команду, с учетом командных признаков Применение
составить характеристику видов и функций командных ролей Применение
описать эффективные схемы взаимодействия командных ролей Воспроизведение
характеристика предпочитаемого выбора роли в команде на основе результатов психодиагностики, сравнительный анализ психодиагностического результаты и эмпирического выбора командной роли Применение
охарактеризовать этапы развития команды Узнавание
выделить критерии оценки командного планирования выполнения задачи и оценки личного вклада участника команды Применение
разработать шкалу оценки показателей эффективности командной работы; оценить эффективность командной работы Применение
12 Основы организации эффективной коммуникации в команде Практическая работа охарактеризовать социально-психологические теории принятия решений в группе Воспроизведение
составить сравнительную характеристику методов принятия группового решения Применение
охарактеризовать правила ведения дискуссии, методы аргументации Воспроизведение
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии, аргументации Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
13 Организация взаимодействия участников команды Практическая работа охарактеризовать основные формы, способы и стратегии внутрикомандного командного взаимодействия, критерии сотрудничества Узнавание
организовать взаимодействие участников команды, оценить стратегии, формы и способы внутрикомандного взаимодействия Применение
выделить критерии оценки эффективности собственного вклада в командную работу в соотвествии с командной ролью и способами достижения общекомандной цели Применение
14 Основы организации эффективной коммуникации в команде Вариативное задание охарактеризовать социально-психологические теории принятия решений в группе Воспроизведение
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
15 Организация взаимодействия участников команды Индивидуальная работа охарактеризовать основные формы, способы и стратегии внутрикомандного командного взаимодействия, критерии сотрудничества Узнавание
организовать взаимодействие участников команды, оценить стратегии, формы и способы внутрикомандного взаимодействия Применение
выделить критерии оценки эффективности собственного вклада в командную работу в соотвествии с командной ролью и способами достижения общекомандной цели Применение
16 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Практическая работа охарактеризовывать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия на искажение информации и ее понимание партнером Применение
демонстрировать приемы активного слушания, Применение
распознавать барьеры общения и проявление интолерантности Применение
17 Восприятие партнера и конгруэнтность в общении Индивидуальная работа демонстрировать приемы активного слушания, Применение
распознавать барьеры общения и проявление интолерантности Применение
18 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Лекция охарактеризовать типы, признаки и стуктуру конфликта Воспроизведение
описать типы конфликтных личностей Узнавание
составить характеристику преобладающих личных стратегий поведения в конфликтной ситуации Применение
охарактеризовать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Воспроизведение
описать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
19 Особенности конфликтного взаимодействия в команде Практическая работа демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
описать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
20 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Практическая работа охарактеризовывать стили управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
охарктеризовать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить показатели организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
анализ организации командного взаимодействия в соответствии с принципами и показателями организации эффективной коммуникации в команде Применение
21 Эффективные схемы организации командного взаимодействия Индивидуальная работа выделить показатели организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
анализ организации командного взаимодействия в соответствии с принципами и показателями организации эффективной коммуникации в команде Применение
22 Способы разрешения конфликта Практическая работа охарактеризовывать стиль лидерства в группе и стратегии разрешения конфликтной ситуации Воспроизведение
анализ и оценка стратегии поведения в конфликте и способа разрешения конфликтов в процессе командного принятия решения Применение
23 Способы разрешения конфликта Вариативное задание охарактеризовывать стиль лидерства в группе и стратегии разрешения конфликтной ситуации Воспроизведение
анализ и оценка стратегии поведения в конфликте и способа разрешения конфликтов в процессе командного принятия решения Применение
24 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Другое дать определение понятия "общение", охаракетризовать функции общения Воспроизведение
охарактеризовать социально-психологические теории принятия решений в группе Воспроизведение
составить сравнительную характеристику методов принятия группового решения Применение
охарактеризовать правила ведения дискуссии, методы аргументации Воспроизведение
объяснить условия использования аргументации Воспроизведение
демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии, аргументации Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
охарактеризовать основные формы, способы и стратегии внутрикомандного командного взаимодействия, критерии сотрудничества Узнавание
организовать взаимодействие участников команды, оценить стратегии, формы и способы внутрикомандного взаимодействия Применение
охарактеризовывать эффекты восприятия партнера Узнавание
объяснить влияние барьеров восприятия на искажение информации и ее понимание партнером Применение
демонстрировать приемы активного слушания, Применение
распознавать барьеры общения и проявление интолерантности Применение
охарактеризовать типы, признаки и стуктуру конфликта Воспроизведение
описать типы конфликтных личностей Узнавание
составить характеристику преобладающих личных стратегий поведения в конфликтной ситуации Применение
охарактеризовать способы и приемы толерантного, бесконфликтного общения Воспроизведение
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
описать способы конфликтного взаимодействия Узнавание
охарактеризовывать стиль лидерства в группе и стратегии разрешения конфликтной ситуации Воспроизведение
анализ и оценка стратегии поведения в конфликте и способа разрешения конфликтов в процессе командного принятия решения Применение
охарактеризовывать стили управления командой Узнавание
объяснить роль руководителя команды на каждом этапе ее развития Воспроизведение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
охарктеризовать принципы организации работы в команде Узнавание
выделить показатели организации эффективной коммуникации в команде Воспроизведение
анализ организации командного взаимодействия в соответствии с принципами и показателями организации эффективной коммуникации в команде Применение
25 Рубежный контроль 2. Организация взаимодействия участников образовательного процесса как условие эффективной работы команды Индивидуальная работа демонстрировать приемы ведения групповой дискуссии, аргументации Применение
анализировать групповую дискуссию Применение
применять в процессах коммуникации приемы активного слушания Применение
организовать взаимодействие участников команды, оценить стратегии, формы и способы внутрикомандного взаимодействия Применение
демонстрировать приемы активного слушания, Применение
распознавать барьеры общения и проявление интолерантности Применение
составить характеристику преобладающих личных стратегий поведения в конфликтной ситуации Применение
демонстрировать применение приемов и средств бесконфликтного общения Применение
иметь опыт выбора эффективного способа управления командой Применение
анализ организации командного взаимодействия в соответствии с принципами и показателями организации эффективной коммуникации в команде Применение

Литература

Основная

  1. Авдеев, В.В. Работа с командой: психологические возможности: для самостоятельной работы над оптимизацией совместн.деятельности :[практикум для аспирантов, студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по специальностям "Экономика и управление на предприятии", "Менеджмент организации"] / В.В. Авдеев. - М.: ИНФРА-М [и др.], 2014. - 152 с.
  2. Ильин, В.А. Психология лидерства: учеб.для бакалавриата и магистратуры, студентов высш.учеб.заведений, обучающихся по экон.направлениям и специальностям / В.А. Ильин. - М.: Юрайт, 2016. - 310 с.
  3. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Чечкова; А.М. Лафуткин; М.Г. Гераськина; А.Н. Сухов; ред. А.Н. Сухов. - Социальная психология ; 2020-10-10. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 615 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71051.html

Дополнительная

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г.М. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2012. – 365 с.
  2. Джей Рос Алгоритмы эффективной работы [Электронный ресурс] / Рос Джей, Ричард Темплар. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2016. — 227 c. — 5-9614-0348-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42023.html
  3. Живица, О.В. Лидерство : учебное пособие / О.В. Живица. - Москва : Университет «Синергия», 2017. - 193 с. : ил., схем., табл. - (Легкий учебник). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4257-0216-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455425
  4. Жуков, Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8870.html. - Загл. с экрана.
  5. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации [Текст]: учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. – 415 с.
  6. Конфликтология : учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 543 с. : табл., граф., ил, схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр.: с. 527-531. - ISBN 978-5-238-02174-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115393
  7. Мельников, С.Б. Подготовка команд нового поколения профессиональных муниципальных управленцев высшей квалификации : образовательный материал / С.Б. Мельников. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 101 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4890-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
  8. Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030301 "Психология" и направлению 030300 "Психология" / А. В. Сидоренков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 380 c.
  9. Социальная психология : учебник / под ред. А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 431 с. : ил. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446598

Цифровые ресурсы

  1. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования. [Электронный ресурс]: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/190651

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б.1.Б.12 Эффективная работа в команде [Электронный ресурс]: Б-13 Нарпавление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, зачет / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. К.Ю. Гринева. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. - Режим доступа: http://wp.sergpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана
  2. Эффективная работа в команде / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.И. Алферова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.