бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 11, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 17, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Dec. 17, 2018

Б1.Б.17 Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, 8 семестр

Б-5021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях знаниевый
владение способами организации научно-исследовательской деятельности ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать умение проектировкать содержание научно- исследовательской работы в образовательных учреждениях

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона
  2. научиться планировать этапы научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 37.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 4.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Сформировать представление о сущности научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Знание особенностей организации, функций,структуры, методов исследовательской работы
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность
  • Оформление результатов исследования
Практические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Умение проектировать научно-исследовательскую работу в образовательных учреждениях региона
  • Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (АК) 2.0 1
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Индивидуальная работа 2.0 2
4 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Конференция 4.0 2
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа (АК) 4.0 3
6 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум 2.0 3
7 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 3
8 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Практическая работа 2.0 4
9 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 4
10 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа 2.0 4
11 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 5
12 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа 2.0 5
13 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа 4.0 6
14 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 6
15 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар 4.0 7
16 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция 2.0 7
17 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа 2.0 8
18 Рубежный контроль по второму модулю Другое 2.0 8
19 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Практическая работа (АК) владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Индивидуальная работа структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
4 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Конференция характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
5 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Практическая работа (АК) характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
иметь представление о многообразии форм оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
6 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
7 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
8 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Практическая работа уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
9 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Лекция знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
10 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
11 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция уметь выделять признаки передового педагогического опыта Воспроизведение
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
знать особенностии системы работы методической службы образовательного учреждения по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
12 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Индивидуальная работа владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
13 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Практическая работа иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных учреждениях региона Применение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
14 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
15 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
владеть технологией разработки проекта Применение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
16 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Лекция характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
17 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Практическая работа определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение
18 Рубежный контроль по второму модулю Другое уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
осуществлять анализ продуктов научно-исследовательской деятельности обучающихся Применение
уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
19 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Волков, Б.С.Методология и методы психологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Губанов; Н.В. Волкова; Б.С. Волков. - Методология и методы психологического исследования ; 2018-02-01. - Москва : Академический Проект, 2015. - 383 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36747.html.-Загл. с экрана
  3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2012. – 206 с.
  4. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Вопросы образования. – 2010. - № 4.
  2. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 364, [2] с. - (Бакалавр и магистр).
  3. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  4. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  5. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  6. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр).
  7. Народное образование. – 2010. - № 2.
  8. Педагогика. – 2011. - № 5
  9. Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.ОД. 20 Организация исследовательской работы в образовательной организации [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование», экзамен /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.