бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 1, 2019
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано March 13, 2019
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано March 18, 2019

Б1.Б.25 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-7191, 49.03.02, Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6) Зание средств, методов и приёмов обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся знаниевый
Знание возрастных особенностей обучения двигательным действиям знаниевый
Владение способами выбора средств обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся ориентировочный
Умение отбирать оптимальные методы, приёмы, средства обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся операциональный
Опыт отбора средств, методов и приёмов обучения двигательным действиям и оценки состояния занимающихся опыт
знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8) Знание возрастных особенностей развития физических качеств знаниевый
Знание средств и методов развития физических качеств знаниевый
умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5) Знание задач физического воспитания в различных периодах жизни человека знаниевый
Знание форм использования физических упражнений в различные периоды жизни человека знаниевый
Владение общими основами планирования занятий и других форм использования физических упражнений ориентировочный
Умение отбирать оптимальные методы, приёмы, средства обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией операциональный
Умение составлять комплексы физических упражнений, планировать содержание фрагментов занятий и других форм использования физических упражнений операциональный
Умение ставить конкретные задачи физического воспитания в соответствии с возрастными особенностями занимающихся операциональный
Опыт отбора средств, методов и приёмов обучения и воспитания в соответствии с выбранной технологией опыт
Опыт постановки задач физического воспитания в соответствии с возрастными особенностями занимающихся опыт
умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9) Владение способами выбора средств, методов развития физических качеств ориентировочный
Умение отбирать оптимальные средства, методы развития физических качеств операциональный
Опыт отбора оптимальных средств, методов развития физических качеств опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста
  2. Научить основам организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи
  3. Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 16.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Владение основами организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
Физическое воспитание учащейся молодёжи Научить основам организации процесса физического воспитания воспитания учащейся молодёжи Владение основами организации процесса физического воспитания воспитания учащейся молодёжи
  • Задачи физического воспитания учащейся молодёжи
  • ППФП
Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности, в жизни людей пожилого и старшего возраста Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста Владение основами организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста
  • Задачи направленного использования физической культуры в основной период трудовой деятельности
  • Старение и задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция 2.0 1
3 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 2
4 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 2
5 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Практическая работа 2.0 3
6 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Контрольная работа 2.0 4
7 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 4
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 5
9 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 5
10 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Практическая работа 2.0 6
11 Формы физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 7
12 Формы физического воспитания детей школьного возраста Коллоквиум 2.0 8
13 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция 2.0 8
14 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Практическая работа 2.0 9
15 Физическое воспитание студентов Лекция 2.0 10
16 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Индивидуальная работа 1.0 10
17 Дозирование физической нагрузки на уроке Другое 2.0 10
18 Дозирование физической нагрузки на уроке Другое 2.0 10
19 Формы физического воспитания детей школьного возраста Вариативное задание 2.0 10
20 Физическое воспитание студентов Семинар 2.0 11
21 Физическое воспитание студентов Индивидуальная работа 1.0 11
22 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое 2.0 12
23 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Лекция 2.0 14
24 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Практическая работа 2.0 14
25 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Индивидуальная работа 1.0 15
26 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа 1.0 16
27 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Практическая работа 2.0 16
28 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Контрольная работа 2.0 17
29 Физическая культура в различные периоды жизни человека Минизачет 4.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
2 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция Результаты не указаны
3 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
4 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
5 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Практическая работа Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Отбирать средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным действиям дошкольников Применение
6 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Контрольная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Отбирать средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным действиям дошкольников Применение
7 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Обосновывать необходимость занятий физической культурой школьников в соответствии с особенностями возрастного развития Воспроизведение
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар Обосновывать необходимость занятий физической культурой школьников в соответствии с особенностями возрастного развития Воспроизведение
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
9 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Отбирать средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным действиям дошкольников Применение
10 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Практическая работа Выделять содержательные особенности предмета "Физическая культура" на ступени начального, основного и среднего (полного) общего образования Воспроизведение
Знать структуру программ по "Физической культуре" и их виды Узнавание
11 Формы физического воспитания детей школьного возраста Лекция Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
12 Формы физического воспитания детей школьного возраста Коллоквиум Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Обосновывать значимость организации физического воспитания детей школьного возраста в семье Воспроизведение
13 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция Знать структуру урока и характеристику его частей Узнавание
Выделять признаки урока как основной формы организации занятий физическими упражнениями школьников Воспроизведение
14 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Практическая работа Знать структуру урока и характеристику его частей Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Уметь определять способо организации занимающихся на уроке в соответствии с поставленными задачами Применение
Уметь планировать содержание фрагментов урока физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
15 Физическое воспитание студентов Лекция Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
16 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Индивидуальная работа Знать структуру урока и характеристику его частей Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Уметь определять способо организации занимающихся на уроке в соответствии с поставленными задачами Применение
17 Дозирование физической нагрузки на уроке Другое Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
18 Дозирование физической нагрузки на уроке Другое Знать понятия дозирование физической нагрузки, максимальная и оптимальная нагрузка и уметь дозировать нагрузка по показателю ЧСС Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
19 Формы физического воспитания детей школьного возраста Вариативное задание Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
20 Физическое воспитание студентов Семинар Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
Определять задачи кафедры физического воспитания и спортивного клуба Воспроизведение
21 Физическое воспитание студентов Индивидуальная работа Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
22 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
Уметь составлять профессиограмму Применение
Уметь отбирать средства средства и методы физического воспитания для решения задач профессионально-прикладной подготовки Применение
Составлять комплексы физических упражнений прикладной, оздоровительной направленности для самостоятельного выполнения Применение
23 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Лекция Результаты не указаны
24 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Практическая работа Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Знать особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Отбирать средства и методы для решения конкретных задач физического воспитания трудящихся Применение
25 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Индивидуальная работа Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
26 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
Отбирать средства и методы для решения конкретных задач физического воспитания лиц старшего и пожилого возраста Применение
27 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Практическая работа Определять задачи задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте в соответствии с факторами, определяющими старение Применение
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
28 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Контрольная работа Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Применение
Отбирать средства и методы для решения конкретных задач физического воспитания лиц старшего и пожилого возраста Применение
Знать и уметь использовать способы контроля, самоконтроля в процессе занятий физической культурой Применение
29 Физическая культура в различные периоды жизни человека Минизачет соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Отбирать средства и методы развития физических качеств, обучения двигательным действиям дошкольников Применение
Обосновывать необходимость занятий физической культурой школьников в соответствии с особенностями возрастного развития Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Определять задачи задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте в соответствии с факторами, определяющими старение Применение
Знать и уметь использовать способы контроля, самоконтроля в процессе занятий физической культурой Применение

Литература

Основная

  1. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие [для студентов бакалавриата, обучающихся] по дисциплине "Теория и методика физической культуры", направлений подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация - "бакалавр") / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - М. : КноРус, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО.
  2. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т.Ю. Карась. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры /А.М.Максименко.-2-е изд,испр.и доп.-М.:Физическая культура,2009.-496 с.
  4. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.Г. Михайлов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26657.— ЭБС «IPRbooks»,ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  5. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 288 c— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35553.html

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: teoriya.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), экзамен / БУ ВО «Сургут. Гос. Пед. Ун-т» ; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.