бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 1, 2019
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано March 13, 2019
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано March 18, 2019

Б.3.2 Теория и методика физической культуры, 4 семестр

Б-7011, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Физическая культура), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.Н. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Владением психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся -ПК 15 Знание медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и взрослого населения знаниевый
Знание современных тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения. знаниевый
Понимание значимости учёта медико-биологических, возрастно-половых, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических особенностей при организации физического воспитания с различным контингентом занимающихся ориентировочный
Владение методами и средствами, инновационными технологиями развития физических качеств. Умение соотносить нагрузку и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. операциональный
Владение технологией формирования двигательного навыка операциональный
Умение подбирать методы и средства для решения частных задач физического воспитания операциональный
готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов - ПК 1 Знание структуры и содержания образовательных программ по физической культуре знаниевый
Знание требований образовательных стандартов знаниевый
Умение ставить общие и частные задачи физического воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов и образовательных программ ориентировочный
Способен использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, реализовывать физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные, спортивные и профессионально-прикладные задачи во всех типах учебных заведений - ПК 16 Знание специфических особенностей профессионально-прикладных задач в учебных заведений профессионального образования знаниевый
Понимание специфики направленности физического воспитания в различные возрастные периоды жизни человека ориентировочный
Умение составлять комплексы физических упражнений в качестве средств формирования профессионально-прикладных умений и навыков на занятиях по физической культуре операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики - ПК 2 Владеть общей схемой выбора методов и технологий обучения и диагностики операциональный
Уметь использовать современные методы и технологии обучения и диагностики операциональный
Уметь отбирать средства, методы, приёмы обучения и диагностики в соответствии с выбранной технологией операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование готовности к профессиональной деятельности посредством освоения системы знаний, формирования умений, навыков организации процесса физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека

Задачи

  1. Научить основам организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста
  2. Научить основам организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи
  3. Научить основам организации процесса физического воспитания в основной период трудовой деятельности и людей пожилого и старшего возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Физическая культура в системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста Владение алгоритмом формирования содержания основных форм физического воспитания у детей дошкольного и школьного возраста
  • Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста их взаимосвязь с возрастными особенностями детей
  • Средства, методы и формы физического воспитания дошкольников
  • Задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Содержание учебного предмета "Физическая культура"
  • Средства, методы и формы физического воспитания школьников
Физическая культура в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Освоить теоретические знания и сформировать практические умения организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • Физическое воспитание студентов в структуре профессионального образования
Физическая культура трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Сформировать методические умения организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста Владение знаниями, практическими умениями и навыками организации процесса физического воспитания трудящихся, лиц пожилого и старшего возраста
  • Физическая культура в основной период трудовой деятельности
  • Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 2
3 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 2
4 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Практическая работа 2.0 3
5 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Контрольная работа 2.0 4
6 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 4
7 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 4
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар 2.0 5
9 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа 1.0 5
10 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Практическая работа 2.0 6
11 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Другое 2.0 6
12 Формы физического воспитания детей школьного возраста Лекция 2.0 7
13 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Индивидуальная работа 1.0 7
14 Формы физического воспитания детей школьного возраста Коллоквиум 2.0 8
15 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция 2.0 8
16 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Индивидуальная работа 1.0 8
17 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Практическая работа 2.0 9
18 Формы физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа 1.0 9
19 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Другое 2.0 10
20 Физическое воспитание студентов Лекция 2.0 10
21 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Индивидуальная работа 2.0 10
22 Физическое воспитание студентов Семинар 2.0 11
23 Физическое воспитание студентов Индивидуальная работа 1.0 11
24 Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Практическая работа 2.0 12
25 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Практическая работа 2.0 12
26 Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Индивидуальная работа 1.0 12
27 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое 2.0 13
28 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Вариативное задание 6.0 13
29 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Индивидуальная работа 1.0 13
30 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Лекция 2.0 14
31 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Практическая работа 2.0 14
32 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение 4.0 14
33 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Контрольная работа 2.0 15
34 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Индивидуальная работа 1.0 15
35 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа 1.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция Результаты не указаны
2 Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Семинар знать социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников Узнавание
знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
3 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Лекция Результаты не указаны
4 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Практическая работа Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
5 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Контрольная работа знать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи физического воспитания дошкольников Узнавание
выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
6 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
7 Организация процесса физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
Выделять формы организации процесса физического воспитания дошкольников Воспроизведение
Подбирать средства и методы физического воспитания дошкольников в соответствии с задачами, организационными формами, возрастными особенностями занимающихся Применение
8 Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Семинар Обосновывать необходимость занятий физической культурой детей школьного возраста Узнавание
Уметь формулировать задачи физического воспитания детей школьного возраста Применение
Выделять типичные возрастные особенности школьников Узнавание
9 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Индивидуальная работа выделять особенности возрастного развития дошкольников Воспроизведение
соотносить задачи физического воспитания с особенностями возрастного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
Знать виды и возможности использования основных и дополнительных средств физического воспитания с детьми дошкольного возраста Узнавание
Выделять особенности содержания форм физического воспитания детей дошкольного возраста Воспроизведение
10 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Практическая работа Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Узнавание
11 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Другое Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Узнавание
Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
12 Формы физического воспитания детей школьного возраста Лекция Результаты не указаны
13 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Индивидуальная работа Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени начального общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени основного общего образования Узнавание
Знать особенности содержания предмета "Физическая культура" на ступени среднего (полного) общего образования Узнавание
14 Формы физического воспитания детей школьного возраста Коллоквиум Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
Обосновывать значимость организации физического воспитания детей школьного возраста в семье Воспроизведение
15 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Лекция Результаты не указаны
16 Содержание учебного предмета "Физическая культура" Индивидуальная работа Уметь анализировать основные федеральные программы физического воспитания детей школьного возраста Применение
17 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Практическая работа Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
Уметь планировать содержание уроков физической культуры на основе использования спецефических методов и средств физического воспитания Творчество
18 Формы физического воспитания детей школьного возраста Индивидуальная работа Выделять формы организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и их особенности Воспроизведение
Выделять формы организации физического воспитания в учреждениях дополнительного образования и их особенности Воспроизведение
19 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Другое Знать понятия дозирование физической нагрузки, максимальная и оптимальная нагрузка Узнавание
Уметь определять общую и моторную плотность урока Применение
Уметь осуществлять хронометраж урока Применение
Уметь анализировать урок физической культуры Применение
20 Физическое воспитание студентов Лекция Результаты не указаны
21 Урок - основная форма организации физического воспитания школьников Индивидуальная работа Знать компоненты содержания и задачи частей структуры урока Узнавание
Выделять особенности содержания различных видов уроков физической культуры Воспроизведение
Знать основные способы организации учащихся на уроке Узнавание
Знать понятия дозирование физической нагрузки, максимальная и оптимальная нагрузка Узнавание
22 Физическое воспитание студентов Семинар Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
23 Физическое воспитание студентов Индивидуальная работа Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
24 Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Практическая работа Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Узнавание
25 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Практическая работа Знать содержание учебной программы физического воспитания студентов Узнавание
Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
26 Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Индивидуальная работа Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба Узнавание
27 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Другое Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
28 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Вариативное задание Знать цели и задачи физического воспитания в учреждениях профессионального образования Узнавание
Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
29 Профессионально-прикладная направленность занятий физической культурой студентов Индивидуальная работа Знать понятие профессионально-прикладная физическая подготовка, её задачи Узнавание
Планировать содержание занятий физической культурой профессионально-прикладной направленности Применение
30 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Лекция Результаты не указаны
31 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Практическая работа Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Знать особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
Составлять комплексы физических упражнений для лиц различных профессий Применение
32 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Самостоятельное изучение Знать задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Узнавание
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение
33 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Контрольная работа Знать задачи направленного использования средств физической культуры в пожилом и старшем возрасте Узнавание
Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение
34 Физическая культура в основной период трудовой деятельности Индивидуальная работа Знать задачи физической культуры в основной период трудовой деятельности Узнавание
Выделять формы организации физической культуры в режиме трудового дня и в быту трудящихся Воспроизведение
35 Физическая культура лиц пожилого и старшего возраста Индивидуальная работа Выделять методические особенности организации занятий физической культурой лиц старшего и пожилого возраста Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Масалова О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник/ О.Ю.Масалова. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 572 с.: ил. - (Высшее образование).
  2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2016. - 494, [2] с.

Дополнительная

  1. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие [для студентов бакалавриата, обучающихся] по дисциплине "Теория и методика физической культуры", направлений подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (квалификация - "бакалавр") / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. - М. : КноРус, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО.
  2. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Т.Ю. Карась. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. — 131 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22259.html
  3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры /А.М.Максименко.-2-е изд,испр.и доп.-М.:Физическая культура,2009.-496 с.
  4. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.Г. Михайлов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26657.— ЭБС «IPRbooks»,ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.
  5. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Н. Шебеко. — Минск: Вышэйшая школа, 2015. — 288 c— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35553.html

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bmsi.ru
  2. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.sportedu.ru
  3. Электронные архивы журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: teoriya.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.3.Б.2 Теория и методика физической культуры [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность: Физическая культура Квалификация (степень) «бакалавр», экзамен / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. В.Н. Бойко. – Электрон. Дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. С экрана.