бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 23, 2018
Н.В. Суханова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 24, 2018
О.В. Власова декан факультета

Б1.В.ДВ.7 ДВ: Математика в классах экономического профиля, 3 семестр

М-7051, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Математическое образование в современной школе), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.Г. Андроник ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-11: готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность знание сущности межпредметных связей математики и экономики знаниевый
владение способом реализации межпредметных связей математики и экономики ориентировочный
умение решать математические задачи с экономическим содержанием операциональный
ПК-12: готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области знание особенностей профильного обучения математике знаниевый
опыт проектирования урока математики с экономическим содержанием опыт
ПК-1: способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знание целей, принципов и содержания обучения в классах экономического профиля знаниевый
владение способом выбора эффективных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся ориентировочный
умение использовать методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики операциональный

Цели изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является овладение компонентами компетенций,необходимыми для обучения математике в классах экономического профиля

Задачи

  1. Овладение системой понятий, реализующих межпредметные связи математики и экономики.
  2. Освоение методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях профильного обучения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 56.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.5 ч. из 2.5 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Межпредметные связи математики и экономики Овладение системой понятий, реализующих межпредметные связи математики и экономики Готовность к реализации межпредметных связей при обучении математике в классах экономического профиля
  • Алгебраические модели в экономических задачах
  • Приложения дифференциального и интегрального исчисления в экономике
  • Вероятностные модели в экономических задачах
  • Простейшие оптимизационные модели
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся в классах экономического профиля Освоение методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях профильного обучения Готовность к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся при обучении математике в классах экономического профиля
  • Разработка кейс-заданий с экономическим содержанием для уроков математики
  • Разработка учебных проектов по математике с экономическим содержанием
  • Организация учебных исследований экономико-математического содержания

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Алгебраические модели в экономических задачах Практическая работа (М) 2.0 1
2 Приложения дифференциального и интегрального исчисления в экономике Практическая работа (М) 2.0 2
3 Приложения дифференциального и интегрального исчисления в экономике Самостоятельное изучение 1.5 2
4 Стохастические модели в экономических задачах Практическая работа (М) 2.0 3
5 Простейшие оптимизационные модели Практическая работа (М) 2.0 4
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум 2.0 5
7 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа 1.5 5
8 Разработка кейс-заданий с экономическим содержанием для уроков математики Практическая работа (М) 2.0 6
9 Разработка кейс-заданий с экономическим содержанием для уроков математики Вариативное задание 4.0 6
10 Разработка учебных проектов по математике с экономическим содержанием Практическая работа (М) 2.0 7
11 Разработка учебных проектов по математике с экономическим содержанием Вариативное задание 4.0 7
12 Организация учебных исследований экономико-математического содержания Семинар (М) 2.0 8
13 Организация учебных исследований экономико-математического содержания Вариативное задание 2.0 8
14 Рубежный контроль по Модулю 2 Конференция 2.0 9
15 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 1.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Алгебраические модели в экономических задачах Практическая работа (М) владение обобщенным способом решения задач на проценты Применение
использование способов решения типовых задач на проценты в задачах с экономическим содержанием Применение
владение обобщенным способом решения типовых задач на прогрессии Применение
интерпретация типовых задач наращения и дисконтирования в терминах арифметической и геометрической прогрессии Применение
2 Приложения дифференциального и интегрального исчисления в экономике Практическая работа (М) владение обобщенным способом использования функциональных зависимостей и их свойств Применение
владение способами решения типовых задач с использованием свойств функций Применение
использование функциональных зависимостей в задачах с экономическим содержанием Применение
владение обобщенным способом применения производной в построении математических моделей Применение
владение способами решения типовых задач исследования функций с использованием производной Применение
использование предельного анализа в задачах с экономическим содержанием Применение
владение обобщенным способом использования применения первообразной и интеграла в построении математических моделей Применение
использование интегрального исчисления в задачах с экономическим содержанием Применение
3 Приложения дифференциального и интегрального исчисления в экономике Самостоятельное изучение использование функциональных зависимостей в задачах с экономическим содержанием Применение
использование предельного анализа в задачах с экономическим содержанием Применение
использование интегрального исчисления в задачах с экономическим содержанием Применение
4 Стохастические модели в экономических задачах Практическая работа (М) владение обобщенным способом оценки вероятности случайного события Применение
владение способами решения типовых задач с вычислением вероятности случайного события Применение
вычисление вероятности случайного события в задачах с экономическим содержанием Применение
владение обобщенным способом оценки корреляции величин Применение
выявление случаев мультиколлинеарности при оценке множественной корреляции Применение
построение регрессионных моделей в задачах с экономическим содержанием Применение
5 Простейшие оптимизационные модели Практическая работа (М) владение обобщенным способом постановки и решения задачи линейного программирования Применение
использование линейных моделей в задачах с экономическим содержанием Применение
постановка и решение задач управления ресурсами Применение
постановка и решение задач планирования на предприятии Применение
6 Рубежный контроль по Модулю 1 Коллоквиум использование способов решения типовых задач на прогрессии в задачах с экономическим содержанием Применение
использование способов решения систем уравнений в задачах с экономическим содержанием Применение
использование функциональных зависимостей в задачах с экономическим содержанием Применение
использование предельного анализа в задачах с экономическим содержанием Применение
использование интегрального исчисления в задачах с экономическим содержанием Применение
вычисление вероятности случайного события в задачах с экономическим содержанием Применение
построение регрессионных моделей в задачах с экономическим содержанием Применение
владение обобщенным способом постановки и решения задачи линейного программирования Применение
использование линейных моделей в задачах с экономическим содержанием Применение
постановка и решение задач управления ресурсами Применение
постановка и решение задач планирования на предприятии Применение
7 Рубежный контроль по Модулю 1 Индивидуальная работа Результаты не указаны
8 Разработка кейс-заданий с экономическим содержанием для уроков математики Практическая работа (М) выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой исходя из особенностей обучения в классах экономического профиля Применение
владение обобщенным способом разработки учебных кейсов Применение
решение кейс-заданий по математике с экономическим содержанием Применение
разработка учебных кейсов с экономико-математическим содержанием Творчество
9 Разработка кейс-заданий с экономическим содержанием для уроков математики Вариативное задание выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой исходя из особенностей обучения в классах экономического профиля Применение
владение обобщенным способом разработки учебных кейсов Применение
решение кейс-заданий по математике с экономическим содержанием Применение
разработка учебных кейсов с экономико-математическим содержанием Творчество
10 Разработка учебных проектов по математике с экономическим содержанием Практическая работа (М) выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой в проектной деятельности обучающихся Применение
разработка способа подготовки учебных проектов Применение
анализ и оценка примеров учебных проектов по математике с экономическим содержанием Применение
разработка тематики и содержания учебных проектов по математике с экономическим содержанием Творчество
11 Разработка учебных проектов по математике с экономическим содержанием Вариативное задание выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой в проектной деятельности обучающихся Применение
разработка способа подготовки учебных проектов Применение
анализ и оценка примеров учебных проектов по математике с экономическим содержанием Применение
разработка тематики и содержания учебных проектов по математике с экономическим содержанием Творчество
12 Организация учебных исследований экономико-математического содержания Семинар (М) выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой в проектной деятельности обучающихся Применение
разработка способа подготовки учебного исследования Применение
анализ и оценка примеров исследовательских работ обучающихся экономико-математического содержания Применение
разработка содержания учебных исследований по математике с экономическим содержанием Творчество
13 Организация учебных исследований экономико-математического содержания Вариативное задание выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой в проектной деятельности обучающихся Применение
разработка способа подготовки учебного исследования Применение
анализ и оценка примеров исследовательских работ обучающихся экономико-математического содержания Применение
разработка содержания учебных исследований по математике с экономическим содержанием Творчество
14 Рубежный контроль по Модулю 2 Конференция выделение возможностей для реализации межпредметных связей математики с экономикой исходя из особенностей обучения в классах экономического профиля Применение
разработка учебных кейсов с экономико-математическим содержанием Творчество
анализ и оценка примеров учебных проектов по математике с экономическим содержанием Применение
разработка тематики и содержания учебных проектов по математике с экономическим содержанием Творчество
анализ и оценка примеров исследовательских работ обучающихся экономико-математического содержания Применение
разработка содержания учебных исследований по математике с экономическим содержанием Творчество
15 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Высшая математика для экономистов [Электронный ресурс] : учебник / М.Н. Фридман; И.М. Тришин; Б.А. Путко; Н.Ш. Кремер; ред. Н.Ш. Кремер. – Высшая математика для экономистов ; 2018-02-19. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 481 c.- Доступ с электронно- библиотечнойсистемы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52071.html
  2. Гончарова, М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике : учеб. пособие по направлению 050100 – Педагогическое образование / М. А. Гончарова, Н. В. Решетникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 264, [3] с.
  3. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Практикум по решению задач : учеб. пособие для акад. бакалавриата, студентов вузов, обучающихся по естественнонауч. направлениям / В. А. Далингер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 269, [3] с.
  4. Кучугурова Н. Д. Интенсивный курс общей методики преподавания математики [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Д. Кучугурова. – Электрон. текстовые данные. – М. : Московский педагогический государственный университет, 2014. – 152 c. – 978-5-4263-0169-6. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70123.html.

Дополнительная

  1. Аникин.С.А. Математика для экономистов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Медведева.М.А.; Никонов.О.И.; Аникин.С.А.; ред. Х.Н Астафьев. – Математика для экономистов ; 2022-08-31. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2014. - 73 c.- Доступ с электронно-библиотечнойсистемы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65941.html
  2. Васильева, Г. Н. Методика обучения математике. Часть 2 [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г.Н. Васильева. – Электрон. текстовые данные. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. – 75 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70637.html.
  3. Васильева, Г. Н. Современные технологии обучения математике. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г. Н. Васильева, В. Л. Пестерева – Электрон. текстовые данные. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. – 114 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32091.html. – ЭБС «IPRbooks»
  4. Гетманчук, А. В. Экономико-математические методы и модели [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Гетманчук А.В., Ермилов М.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015. – 186 c. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=112332&sr=1.-Загл. с экрана.
  5. Журнал «Все для учителя! Математика»
  6. Журнал «Математика»
  7. Журнал «Математика в школе»
  8. Попов, А. М. Высшая математика для экономистов : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. / А. М. Попов, В. Н. Сотников ; под ред. А. М. Попова. - М. : Юрайт, 2015. - 564, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Нетрадиционные уроки математики Режим доступа: https://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/kalmyk/contens.html
  2. Учительский портал. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Режим доступа: http://fpu.edu.ru/fpu/
  5. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Режим доступа: https://festival.1september.ru/mathematics/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Математика вклассах экономического профиля : Рабочая программа АРМ: преподавателя [Электронный ресурс]. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун т»; сост. С.Р. Мугаллимова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.