бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 24, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Dec. 24, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.14 ДВ: Коррекция эмоциональных расстройств у детей (на модели раннего детского аутизма), 5 семестр 2 полусеместр

Б-6112, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты Знание методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Знание требований к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты знаниевый
Знание требований к применению и использованию методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владение критериями выбора методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности ориентировочный
Владение общей схемой организации коррекционно-развивающей образовательной среды в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ориентировочный
Владение схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ориентировочный
Умение организовать коррекционно-развивающую образовательную среду в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты и представить ее в виде модели операциональный
Умение осуществлять выбор методического и технического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности операциональный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание структуры нарушений, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать содержание образовательно-коррекционной работы на основе знаний о современных методах коррекции проявлений раннего детского аутизма.

Задачи

  1. Формировать умения организовывать образовательную среду для детей с ранним детским аутизмом с применением современных технологий и средств
  2. Формировать умения использовать современные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с ранним детским аутизмом

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 6.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Организация образовательной среды для обучающихся с ранним детским аутизмом Формировать умение применять современные методики и технические средства для организации образовательного пространства обучающихся с РДА Студенты демонстрируют умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности с детьми с РДА в соответствии с требованиями
  • Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом
  • Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА
  • Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом
Методические аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ранним детским аутизмом Формировать умения применять современнные коррекционно-педагогические технологии в образовательно-коррекционной работы с детьми с РДА Студенты владеют умениями проведения адекватной коррекционно-педагической работы по преодолению у дошкольников проявлений раннего детского аутизма
  • Психокоррекционная работа с аутичными детьми
  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие изобразительной деятельности
  • Музыкальное воспитание
  • Физическое развитие и воспитание
  • Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом Семинар 2.0 1
2 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Практическая работа 2.0 1
3 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Индивидуальная работа 2.0 1
4 Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом Конференция 2.0 2
5 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание 2.0 2
6 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа 2.0 2
7 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Практическая работа 2.0 3
8 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Индивидуальная работа 2.0 3
9 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Лекция 2.0 3
10 Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Практическая работа 2.0 4
11 Развитие изобразительной деятельности Практическая работа 2.0 4
12 Формирование элементарных математических представлений Лекция 2.0 5
13 Формирование элементарных математических представлений Практическая работа 2.0 5
14 Формирование элементарных математических представлений Индивидуальная работа 2.0 5
15 Музыкальное воспитание Лекция 2.0 6
16 Музыкальное воспитание Практическая работа 2.0 6
17 Физическое развитие и воспитание Практическая работа 2.0 7
18 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Практическая работа 2.0 7
19 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Коллоквиум 2.0 8
20 Рубежный контроль М.2. Другое 2.0 8
21 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом Семинар Характеризует развитие детей с разным уровнем аутизма Воспроизведение
Определяет и дифференцирует основные образовательные потребности детей с РДА Применение
Владеет схемой анализа образовательного стандарта для детей с ранним детским аутизмом Применение
2 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Практическая работа Характеризует основные ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного пространства для детей с РДА Воспроизведение
Представляет разработанный перечень методического и технического обеспечения образовательной среды Применение
3 Специфика пространственно-временной организации среды для обучающихся с РДА Индивидуальная работа Представляет разработанный перечень методического и технического обеспечения образовательной среды Применение
Представляет аналитические справки по изучению требований к материально-технической оснащенности и информационной обеспеченности образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с РДА Применение
4 Современные подходы к проблеме организации образовательного пространства для детей с РДА в России и зарубежом Конференция Анализирует опыт организации образовательного пространства для детей с ранним детским аутизмом за рубежом Применение
Представляет инновационные зарубежные тенденции создания развивающей среды в семье и образовательных организациях Применение
5 Рубежный контроль М.1. Вариативное задание Разрабатывает и демонстрирует мини-проект по оснащению образовательного пространства для детей с РДА Творчество
6 Рубежный контроль М.1. Индивидуальная работа Разрабатывает и демонстрирует мини-проект по оснащению образовательного пространства для детей с РДА Творчество
7 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Практическая работа Демонстрирует специфику применения различных приемов эффективной работы с ребенком с РДА по программе ABA Применение
Демонстрирует содержание основных этапов психологической коррекции и специфику психокоррекционных воздействий Применение
8 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Индивидуальная работа Демонстрирует специфику применения различных приемов эффективной работы с ребенком с РДА по программе ABA Применение
Демонстрирует содержание основных этапов психологической коррекции и специфику психокоррекционных воздействий Применение
9 Психокоррекционная работа с аутичными детьми Лекция Характеризует задачи и приемы психокоррекционной работы, предложенной в программе ABA (прикладной анализ поведения) Воспроизведение
Характеризует специфику метода комплексной медико-психолого-педагогической коррекции (К.С. Лебединская, О.С. Никольская) Воспроизведение
10 Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Практическая работа Раскрывает периоды речевого развития и симптоматику речевых нарушений у детей с РДА Воспроизведение
Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует специфику организацию работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольника с аутизмом Применение
11 Развитие изобразительной деятельности Практическая работа Характеризует содержание этапов развития изобразительной деятельности Воспроизведение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
12 Формирование элементарных математических представлений Лекция Описывает специфику становления математических представлений у детей с РДА Воспроизведение
13 Формирование элементарных математических представлений Практическая работа Описывает специфику становления математических представлений у детей с РДА Воспроизведение
Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
14 Формирование элементарных математических представлений Индивидуальная работа Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
15 Музыкальное воспитание Лекция Описывает процесс развития музыкального восприятия у детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
16 Музыкальное воспитание Практическая работа Описывает процесс развития музыкального восприятия у детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
Характеризует виды детского музыкального исполнительства и музыкально-образовательную деятельность детей с РДА Воспроизведение
Анализирует и представляет содержание работы по музыкальному воспитанию дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
17 Физическое развитие и воспитание Практическая работа Раскрывает особенности физического развития детей с ранним детским аутизмом Воспроизведение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
18 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Практическая работа Представляет вариативные формы помощи семьям, воспитывающим детей с РДА Применение
19 Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с РДА Коллоквиум Раскрывает трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом Воспроизведение
Описывает специфику организации эффективного взаимодействия "специалист-родитель-ребенок-педагог" Воспроизведение
20 Рубежный контроль М.2. Другое Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Представляет варианты приемов и форм работы по формированию дочисловых представлений у детей с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
21 Рубежный контроль М.2. Индивидуальная работа Представляет варианты коррекции речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом Применение
Демонстрирует алгоритм выбора форм и методов коррекционно-педагогической работы по обучению различным видам изобразительной деятельности Применение
Демонстрирует приемы работы по физическому воспитанию аутичных дошкольников Применение
Представляет вариативные формы помощи семьям, воспитывающим детей с РДА Применение

Литература

Основная

  1. Алпатова Н.С. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алпатова Н.С., Карпова С.А., Федосеева Е.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 309 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71733.html. – Загл. с экрана
  2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830..html. — Загл. с экрана
  2. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-91743-049-2 : 100-00.
  3. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 2 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 285, [3] с. - ISBN 978-5-91743-054-6 : 100-00.
  4. Волкмар, Ф. Р. (Volkmar, F. R.). Аутизм = A Practical Guide to Autism : практ. рук. для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 3 / Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер ; [пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной]. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-91743-055-3 : 100-00.
  5. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом = 101 games and activities for children with autism, asperger's, and sensory processing disorders : эффектив. методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани ; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. - 2-е изд. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. - 267, [1] с. : ил.
  6. Коррекционно-развивающая работа при тяжелых расстройствах аутистического спектра : учеб.-метод. пособие / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; авт.-сост.: И. Ф. Павалаки [и др.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 191, [1] с. - ISBN 978-5-93190-323-1. http://rucont.ru/efd/306718
  7. Рудик, О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком : книга для педагогов; методическое пособие / О.С. Рудик. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 190 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-02065-0. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429759

Цифровые ресурсы

Источники

  1. http://www.autism.invamama.ru//index.php - Аутизм
  2. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации /901-6) [Электронный ресурс] : Нормативно-правовые документы. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/548/58091.php

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.14 Коррекция эмоциональны расстройств у детей (на модели раннего детского аутизма) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана