бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 18, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Dec. 26, 2018
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.17 ДВ: Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, 5 семестр 2 полусеместр

Б-6112, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2) Знать требования к применению и использованию методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности знаниевый
Владеть схемой применения методического и технического обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями ориентировочный
Умение применять методическое и техническое обеспечения в коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями операциональный
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3) Знание коррекционно-педагогического потенциала методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание особенностей постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Знание требований к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знаниевый
Владение общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Владение схемой выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ ориентировочный
Умение осуществлять выбор методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Умение постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ операциональный
Опыт осуществления выбора методов, форм, технологий, приемов и средств реализации содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт
Опыт проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов знаний о содержании и специфике работы в темной сенсорной комнате и умений организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Задачи

  1. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 13.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты. Формировать у студентов умения осуществлять коррекционно-педагогогическую работу с детьми с ОВЗ в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты. У студентов сформированы умения: - планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями; - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях темной сенсорной комнаты в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; - разрабатывать программу занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты.
  • Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития
  • Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
  • Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате
  • Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Лекция 2.0 1
2 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Коллоквиум 2.0 1
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Лекция 2.0 2
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа 2.0 2
5 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Лекция 2.0 3
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Другое 2.0 3
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 3
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 2.0 4
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Семинар 2.0 4
10 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 4
11 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Лекция 2.0 5
12 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Коллоквиум 2.0 5
13 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 5
14 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа 2.0 5
15 Структура занятий в темной сенсорной комнате Лекция 2.0 6
16 Структура занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 4.0 6
17 Структура занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа 2.0 6
18 Структура занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 2.0 6
19 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Лекция 1.0 7
20 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение 2.0 7
21 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа 2.0 7
22 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Лекция 2.0 8
23 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Самостоятельное изучение 3.0 8
24 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Другое 2.0 8
25 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Лекция знает психолого-педагогические основы работы в среде темной сеноорной комнаты Воспроизведение
2 Значение сенсорной комнаты в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии Коллоквиум соотносит потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
3 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Лекция знает особенности оснащения и использования оборудования сенсорных комнат Воспроизведение
4 Виды оборудования темной сенсорной комнаты и их назначение Практическая работа отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате Применение
5 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Лекция знает особенности оснащения и использования оборудования сенсорных комнат Воспроизведение
знает психолого-педагогические основы работы в среде темной сеноорной комнаты Воспроизведение
соотносит потенциал разных видов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
6 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Другое анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
7 Возможности использования оборудования темной сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа отбирает оборудование, использующееся в сенсорной комнате Применение
анализирует возможности применения сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Применение
8 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение знает показания и противопоказания, ограничения для работы с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
объясняет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Воспроизведение
9 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Семинар анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
10 Показания и противопоказания, ограничения для занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа объясняет возможности применения среды сенсорной комнаты в работе с обучающимися различных категорий нарушений в развитии Воспроизведение
анализирует специфику использования оборудования сенсорной комнаты в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями Применение
11 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Лекция знает структуру занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
12 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Коллоквиум демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
13 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Самостоятельное изучение выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
14 Принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Индивидуальная работа выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
15 Структура занятий в темной сенсорной комнате Лекция знает структуру занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
16 Структура занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
17 Структура занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
18 Структура занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа выделяет задачи и содержание основных этапов занятия в сенсорной комнате Воспроизведение
демонстрирует умения разрабатывать упражнения и занятия в темной сенсорной комнате Применение
19 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Лекция перечисляет основные направления работы в сенсорной комнате Воспроизведение
20 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Самостоятельное изучение перечисляет основные направления работы в сенсорной комнате Воспроизведение
описывает структуру модуля составления программы работы в темной сенсорной комнате Воспроизведение
соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
21 Направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Практическая работа составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
22 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Лекция описывает структуру модуля составления программы работы в темной сенсорной комнате Воспроизведение
23 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Самостоятельное изучение составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
24 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Другое разрабатывает мини-проект по работе с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество
25 Особенности разработки программ занятий в условиях темных сенсорных комнат Индивидуальная работа соотносит требования к подготовке специалистов для работы в условиях темной сенсорной комнаты Воспроизведение
составляет план коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты Применение
разрабатывает мини-проект по работе с обучающимися с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Творчество

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4 : 559-15.
  2. Лапп, Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар.направлениям / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова; Волгоград. гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Коган, М.С. Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет [Электронный ресурс] / М.С. Коган. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 224 с. – ISBN 978-5-379-01028-7 ; Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57507 – Загл. с экрана
  2. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ : прогр. развития личност., познават., эмоцион.-волевой сферы детей, диагност. комплекс : [метод. пособие] / авт.-сост.: Л. В. Годовникова [и др.]. - Волгоград : Учитель, [2014]. - 187, [1] с. : ил., табл. - (Методическая работа в ДОУ).
  3. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И. А. Никольская. - М. : Академия, 2011. - 137, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - ISBN 978-5-7695-7423-8 : 254-10.
  4. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников [Электронный ресурс] / А.Л. Сиротюк. - Москва : Директ- Медиа, 2014. - 80 с. - ISBN 978-5-4458-8861-1 ; Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238366 – Загл. с экрана
  5. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Электронный ресурс]: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 256 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978- 5-691-01563-2 ; Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59075 – Загл. с экрана
  6. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года [Электронный ресурс] : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / Е.А. Янушко. - Москва : Владос, 2016. - 353 с. : ил. (Развивающее обучение). - ISBN 978-5-691-02226-5 ; Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455629 – Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате / Ю.А. Кириченко Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/80-logoped-sensor.html
  2. Крютченко Ю. Сенсорная комната / Ю. Крютченко[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html
  3. Медведев С.В. О кабинете психолога и сенсорной комнате в нашем детском саду / С.В. Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad2479.narod.ru/psiholog_kom.htm
  4. Шляховая Е.В. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» / Шляховая Е.В. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=4340

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.17 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана
  2. Учебная программа. Б1.В.ДВ.15 Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва. - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2017. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл.с экрана