бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 28, 2018
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 18, 2019

Б1.Б.3.3 Специальная психология, 6 семестр 2 полусеместр

Б-6091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать основные источники информации по специальной психологии знаниевый
Знать современные информационно- коммуникационные технологии для лиц с ОВЗ знаниевый
Владеть схемой выбора современных информационно- коммуникационные технологии для консультирования лиц с ОВЗ ориентировочный
Ориентироваться в информационном пространстве при осуществлении поиска информации по специальной психологии ориентировочный
Проектировать решение профессиональных задач с использованием современных информационно- коммуникационных технологий для лиц с ОВЗ операциональный
Эффективно осуществлять поиск специальной психологической информации во всей совокупности информационных ресурсов операциональный
Решать профессиональные задачи, используя современные информационно- коммуникационные технологии для лиц с ОВЗ опыт
Решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры опыт
ПК-5 способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека Знать основные психодиагностические методики изучения лиц с ОВЗ, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей пошаговой математической и статистической обработкой данных и их интерпретацией знаниевый
Владеть схемой выбора психодиагностические методики изучения лиц с ОВЗ, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей пошаговой математической и статистической обработкой данных и их интерпретацией ориентировочный
Применять основные психодиагностические методики, для изучения лиц с ОВЗ, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей пошаговой математической и статистической обработкой данных и их интерпретацией операциональный
ПК-9 способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях Знать классификацию лиц с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знать основные причины и типы проблем, затрудняющие эффективное функционирование человека с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знать основы коррекции психологических свойств, состояний, психических процессов, различных видов деятельности и функционирования людей с ограниченными возможностями, и их успешной социализации. знаниевый
Владеть схемой анализа причин определяющих типы проблем, затрудняющих эффективное функционирование человека с ограниченными возможностями здоровья ориентировочный
Владеть схемой реализации базовых процедур анализа проблем развития, и функционирования людей с ограниченными возможностями, а также планирования коррекции его психологических свойств, состояний, психических процессов, различных видов деятельности ориентировочный
использовать логическую схему определения категории и группы лиц с ограниченными возможностями здоровья опираясь на имеющиеся классификации ориентировочный
Использовать различные классификации лиц с ограниченными возможностями здоровья в решении профессиональных задач операциональный
Уметь определять проблемы, затрудняющие эффективное функционирование человека с ограниченными возможностями здоровья с учетом причин и типологии нарушений операциональный
Уметь проектировать профессиональное воздействие на уровень развития и особенности познавательной и личностной сфер с целью социализации индивида, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности и функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений анализировать особенности психофизического и индивидуального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при решении профессиональных задач в условиях образовательного пространства.

Задачи

  1. Формировать умение выявлять причины основных проблем функционирования лиц с ОВЗ на основе знаний закономерностей развития при различных вариантах дизонтогенеза.
  2. Формировать умения проектировать и организовывать диагностическую и консультативную деятельность с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 41.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 4.29 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья при различных вариантах дизонтогенеза Формирование знаний об основных вариантах дизонтогенеза и особенностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Знать основные виды дизонтогенеза и их характеристики. Уметь анализировать особенности психофизического развития при различных нарушениях, определять тип нарушения и вид дизонтогенеза по психолого-педагогической характеристике. Владеть навыками дифференциации нарушений в развитии.
  • Теоретико-методологические основы специальной психологии
  • Дизонтогенез и классификации нарушенного развития
  • Этиология нарушений
  • Особенности психофизического развития и функционирования лиц с нарушениями интеллекта
  • Особенности психофизического развития и функционирования детей с задержкой психического развития
  • Особенности психофизического развития и функционирования лиц с нарушениями зрения
  • Особенности психофизического развития и функционирования лиц с нарушениями слуха
  • Специфика и недостатки психофизического развития и функционирования лиц с расстройствами функций опорно-двигательного аппарата
  • Специфика и недостатки психофизического развития и функционирования лиц с нарушениями речи
  • Своеобразие развития и функционирования лиц с расстройствами аутистического спектра
  • Нарушения поведения у детей и подростков
Модуль 2. Проектирование и организация профессиональных видов деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья Формирование умений проектировать и организовывать диагностическую и коррекционно-развивающую деятельность с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Знать: особенности организации и проведения психологической диагностики и лиц с ОВЗ; специфику организации и реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения в развитии. Уметь: подбирать диагностический инструментарий и организовывать процедуру обследования лиц с ОВЗ; проектировать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.
  • Социализация, интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство
  • Проектирование и организация диагностики лиц с ОВЗ
  • Проектирование и организация психокоррекционной и развивающей работы с лицами с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические основы специальной психологии Лекция 2.0 1
2 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Лекция 2.0 1
3 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Семинар 2.0 1
4 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Индивидуальная работа 2.0 1
5 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Практическая работа 2.0 1
6 Этиология нарушений Лекция 2.0 2
7 Особенности психофизического развития лиц с нарушениями интеллекта Семинар 2.0 2
8 Характеристика психофизического развития детей с задержкой психического развития Семинар 2.0 3
9 Психофизическое развитие лиц с нарушениями зрения и слуха Семинар 2.0 3
10 Развитие лиц с нарушениями речи Самостоятельное изучение 2.0 5
11 Развитие лиц с нарушениями речи Индивидуальная работа 2.0 5
12 Особенности психофизического развития лиц с расстройствами аутистического спектра Семинар 2.0 5
13 Характеристика нарушений поведения удетей и подростков Реферат 2.0 6
14 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа 2.0 6
15 Психодиагностика и психокоррекция лиц с ОВЗ Лекция 2.0 6
16 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Практическая работа 2.0 6
17 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Индивидуальная работа 2.0 6
18 Психологическая диагностика лиц с нарушениям в развитии Практическая работа 2.0 7
19 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с различными нарушениями Практическая работа 2.0 7
20 Рубежныйконтроль М.2. Контрольная работа 2.0 7
21 Рубежныйконтроль М.2. Индивидуальная работа 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические основы специальной психологии Лекция Назвать цель, задачи специальной психологии Воспроизведение
Раскрывать понятия "норма" и "дизонтогенез" Воспроизведение
Объяснять основные параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Описывать типы дизонтогенеза Воспроизведение
2 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Лекция Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
3 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Семинар Анализировать параметры дизонтогенеза при различных нарушениях развития Применение
Описывать типы дизонтогенеза Воспроизведение
Определять тип дизонтогенеза по психологической характеристике Применение
Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
Объяснять параметры дизонтогенеза на основе анализа психологических и физиологических механизмов развития Применение
Приводить примеры разных видов дизонтогенеза Применение
Анализировать современные классификации нарушений в психическом развитии Применение
Сравнивать современные классификации нарушений в психическом развитии Применение
4 Дизонтогенез и классификации нарушений в развитии Индивидуальная работа Анализировать параметры дизонтогенеза при различных нарушениях развития Применение
5 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Практическая работа Давать определение понятиям "интеграция", "инклюзия" Узнавание
Аргументированно доказывать возможность образования ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации Применение
6 Этиология нарушений Лекция Давать определение понятию "этиология" Воспроизведение
Характеризовать группу биологических факторов, приводящих к отклонениям в психическом развитии Воспроизведение
Приводить примеры вредностей группы биологических факторов Применение
Описывать группу социально-психологических факторов, приводящих к отклонениям в психическом развитии Воспроизведение
Приводить примеры вредостей группы социально-психологических факторов Применение
Классифицировать патогенные факторы Воспроизведение
7 Особенности психофизического развития лиц с нарушениями интеллекта Семинар Давать определения понятиям "нарушения интеллекта", "умственная отсталость" Воспроизведение
Описывать этиологию нарушений интеллекта Воспроизведение
Раскрывать классификацию нарушений интеллекта Применение
Определять степень снижения интеллекта на основе анализа психологического заключения Применение
Осуществлять выбор методов психологической диагностики лиц нарушениями интеллекта Применение
Анализировать и интерпретировать полученные диагностические данные о состоянии интеллектуальной деятельности Применение
8 Характеристика психофизического развития детей с задержкой психического развития Семинар Описывать дизонтогенез по типу "задержанного психического развития" Воспроизведение
Раскрывать причины и механизмы возникновения задержки в развитии Воспроизведение
Использовать классификации ЗПР для решения практических профессиональных задач Применение
Определять вариант ЗПР на основе анализа характеристики психофизического развития ребенка Применение
9 Психофизическое развитие лиц с нарушениями зрения и слуха Семинар Описывать этиологию нарушений зрения и влияние времени возникновения дефекта на психологическое состояние человека Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь особенностей развития и функционирования психики лиц с нарушениями зрения с характером и степенью зрительной патологии Применение
Раскрывать механизмы возникновения вторичных отклонений в психофизическом развитии и функционировании лиц с нарушениями зрения Применение
Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Сравнивать имеющиеся классификации нарушений слуха Применение
Характеризовать психофизическое развитие лиц с нарушениями слуха в зависимости от времени возникновения, степени и характера сенсорного дефекта Применение
10 Развитие лиц с нарушениями речи Самостоятельное изучение Описывать этиологию нарушений речи Воспроизведение
Сравнивать имеющиеся классификации нарушений речи Применение
Характеризовать психофизическое развитие лиц с нарушениями речи Применение
Характеризовать методы психологического изучения лиц с нарушениями речи Применение
Анализировать методы предупреждения вторичных отклонений при нарушениях речи Применение
11 Развитие лиц с нарушениями речи Индивидуальная работа Анализировать методы предупреждения вторичных отклонений при нарушениях речи Применение
12 Особенности психофизического развития лиц с расстройствами аутистического спектра Семинар Анализировать понятия "аутизм", "расстройства аутистического спектра" Применение
Описывать этиологию РАС Воспроизведение
Анализировать психологическую классификацию аутизма Применение
Характеризовать психофизическое развитие лиц с РАС Применение
Определять вариант развития на основе клинического случая Применение
Характеризовать методы психологического изучения лиц с РАС Применение
Анализировать методы предупреждения вторичных отклонений при РАС Применение
13 Характеристика нарушений поведения удетей и подростков Реферат Описывать этиологию нарушений поведения Воспроизведение
Сравнивать имеющиеся классификации нарушений поведения Применение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями поведения Применение
Характеризовать методы психологического изучения лиц с нарушениями поведения Применение
Анализировать методы предупреждения вторичных отклонений при нарушениях поведения Применение
14 Рубежный контроль М.1. Контрольная работа Назвать цель, задачи специальной психологии Воспроизведение
Раскрывать понятия "норма" и "дизонтогенез" Воспроизведение
Объяснять основные параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Анализировать параметры дизонтогенеза при различных нарушениях развития Применение
Описывать типы дизонтогенеза Воспроизведение
Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
Давать определение понятию "этиология" Воспроизведение
Характеризовать группу биологических факторов, приводящих к отклонениям в психическом развитии Воспроизведение
Приводить примеры вредностей группы биологических факторов Применение
Описывать группу социально-психологических факторов, приводящих к отклонениям в психическом развитии Воспроизведение
Приводить примеры вредостей группы социально-психологических факторов Применение
Классифицировать патогенные факторы Воспроизведение
Давать определения понятиям "нарушения интеллекта", "умственная отсталость" Воспроизведение
Описывать этиологию нарушений интеллекта Воспроизведение
Раскрывать классификацию нарушений интеллекта Применение
Раскрывать причины и механизмы возникновения задержки в развитии Воспроизведение
Использовать классификации ЗПР для решения практических профессиональных задач Применение
Определять вариант ЗПР на основе анализа характеристики психофизического развития ребенка Применение
Описывать этиологию нарушений зрения и влияние времени возникновения дефекта на психологическое состояние человека Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь особенностей развития и функционирования психики лиц с нарушениями зрения с характером и степенью зрительной патологии Применение
Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Сравнивать имеющиеся классификации нарушений слуха Применение
Описывать этиологию нарушений функций ОДА Воспроизведение
Определять форму ДЦП на основе клинического случая Применение
15 Психодиагностика и психокоррекция лиц с ОВЗ Лекция Описывать принципы диагностики лиц с ОВЗ Воспроизведение
16 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Практическая работа Давать определение понятиям "интеграция", "инклюзия" Узнавание
Аргументированно доказывать возможность образования ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации Применение
17 Интеграция и инклюзия лиц с ОВЗ в общекультурное и образовательное пространство Индивидуальная работа Определять образовательный маршрут ребенка с ОВЗ исходя из психолого-педагогической характеристики Применение
18 Психологическая диагностика лиц с нарушениям в развитии Практическая работа Описывать принципы диагностики лиц с ОВЗ Воспроизведение
Подбирать диагностический инструментарий для изучения ребенка с нарушением в развитии Применение
Проектировать процедуру обследования ребенка с нарушением Применение
Демонстрировать диагностическую процедуру с ребенком с ОВЗ Применение
19 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с различными нарушениями Практическая работа Описывать особенности проведения психокоррекционной и развивающе работы с ребенком с ОВЗ Воспроизведение
Перечислять методы психокоррекции и развития ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать психокоррекционное или развивающее занятие с ребенком с ОВЗ Применение
Демонстрировать психокоррекционное или развивающее занятие с ребенком с ОВЗ Применение
20 Рубежныйконтроль М.2. Контрольная работа Осуществлять выбор методов психологической диагностики лиц нарушениями интеллекта Применение
Осуществлять выбор и адаптацию методов психологического изучения лиц с нарушениями зрения Применение
Осуществлять выбор и адаптацию методов психологического изучения лиц с нарушениями слуха Применение
Осуществлять выбор и адаптацию методов психологического изучения лиц с нарушениями функций ОДА Применение
Характеризовать методы психологического изучения лиц с нарушениями речи Применение
Характеризовать методы психологического изучения лиц с нарушениями поведения Применение
Перечислять виды образовательных учреждений для лиц с ОВЗ Воспроизведение
Определять образовательный маршрут ребенка с ОВЗ исходя из психолого-педагогической характеристики Применение
Давать определение понятиям "интеграция", "инклюзия" Узнавание
21 Рубежныйконтроль М.2. Индивидуальная работа Анализировать и интерпретировать полученные диагностические данные о состоянии интеллектуальной деятельности Применение
Осуществлять выбор и адаптацию методов психологического изучения лиц с нарушениями зрения Применение
Анализировать методы предупреждения вторичных отклонений при РАС Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс).
  2. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат).
  3. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию : учеб. пособие для бакалавров направления "Психология" / З. В. Поливара. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 268, [3] с.
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с. : ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО.

Дополнительная

  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психология" (бакалавриат), (магистратура), "Клиническая психология" (специалитет) ФГОС ВО / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М. : Академия, 2015. - 282, [2] с . : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО.
  2. Богданов, А.Н. Интеллектуальные нарушения : учеб. для студентов фак. психологии : в 2 ч. Ч. 2 : Психолого-педагогические аспекты [Текст] / А.Н. Богданов, Г.Л. Андросова ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа, Сургут. гос. пед. ун-т. - Сургут : РИО СурГПУ, 2010. - 169, [1] с.
  3. Патопсихология: теория и практика : учеб. для студентов учреждений высш.проф. образования / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 222, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО.
  4. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с
  5. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО
  6. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  7. Специальная психология : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.62) / сост. Р.В. Козьяков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 103 с. - ISBN 978-5-4458-3624-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241200
  8. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010. - 143, [1] с. - (Коррекционная педагогика). - Гриф УМО.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru

Источники

  1. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации /901-6) [Электронный ресурс] : Нормативно-правовые документы. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/548/58091.php
  2. <Письмо> Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015
  3. <Письмо> Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам" (вместе с "Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания"). Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015
  4. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.3.3 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 Психология / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. Н.С. Кожанова, А.А. Боброва- электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2018. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.