бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 21, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 23, 2019
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Feb. 22, 2019

Б1.В.ОД.6 Педагогика профессионального образования, 2 семестр

М-8171, 46.04.02, Документоведение и архивоведение (направленность Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-30. Способность и готовность разрабатывать методики преподавания документоведческих и архивоведческих дисциплин Знание организационно-педагогических основ непрерывного профессионального образования знаниевый
Знание теоретико-методических основ профессионального образования знаниевый
Владение общей схемой отбора содержания, методов и форм организации профессионального образования (в системе среднего и высшего профессионального образования) ориентировочный
Умение осуществлять отбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса при проектировании документоведческих и архивоведческих дисциплин операциональный
Опыт осуществления отбора содержания, методов и форм организации образовательного процесса при проектировании документоведческих и архивоведческих дисциплин опыт
ПК-31. Способность и готовность читать лекции и вести практические занятия в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Знание основных форм организации обучения и методики их проведения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования знаниевый
Владение общей схемой проектирования лекций и практических занятий в соответствии с дидактической концепцией и ступенью образования ориентировочный
Умение проектировать лекции и практические занятия в соответствии с дидактической концепцией и спецификой типа образовательной организации операциональный
Опыт проектирования лекций и практических занятий в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование основ профессиональной педагогической компетентности будущего магистра документоведения и архивоведения в области профессионального образования

Задачи

  1. формировать умения давать общую характеристику теоретико-методическим основам профессионального образования;
  2. формировать умения осуществлять отбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса при проектировании учебной дисциплины;
  3. формировать умения проектирования лекций и практических занятий в соответствии с дидактической концепцией и ступенью образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 27.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 81.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.0 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 1.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методические основы профессионального образования Формирование умения давать общую характеристику теоретико-методическим основам профессионального образования Умение представлять профессиональное образование как социокультурный институт и педагогическую систему; Умение интерпретировать функции, принципы и цели профессионального образования; Умение представлять особенности становления и развития системы профессионального образования.
  • Профессиональное образование как социокультурный институт
  • Профессиональное образование как педагогическая система
  • Становление и развитие системы профессионального образования
Теория и методика среднего пофессионального образования Формирование умений осуществлять отбор содержания, методов и форм организации образовательного процесса при проектировании учебной дисциплины; Умение давать характеристику принципам, задачам и перспективам развития среднего профессионального образования; Умение определять структуру и основные направления содержания среднего (в том числе начального) профессионального образования; Умение давать характеристику методам и формам организации образовательного процесса на ступени среднего профессионального образования
  • Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования
  • Задачи и принципы развития среднего профессионального образования
  • Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
  • Структура и основные направления содержания среднего профессионального образования
  • Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе
Высшее профессиональное образование: идеология, содержание, технологии Формирование умений по проектированию лекций и практических занятий в соответствии с дидактической концепцией и ступенью образования Умение давать характеристику сущности, содержанию и образовательным программам высшего профессионального образования; Умение осуществлять выбор содержания, форм и методов при проектировании учебной дисциплины; Умения осуществлять проектирование лекций и практических занятий для обучающихся в условиях вуза.
  • Сущность, значение и роль высшего профессионального образования
  • Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования
  • Технологии высшего профессионального образования
  • Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых
  • Воспитание обучающихся профессиональной школы
  • Инновации в профессиональном образовании
  • Непрерывное образование
  • Управление профессиональным образованием

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Профессиональное образование как социокультурный институт Лекция 2.0 1
2 Профессиональное образование как педагогическая система Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Становление и развитие системы профессионального образования Другое 1.0 2
4 Становление и развитие системы профессионального образования Реферат 2.0 2
5 Становление и развитие системы профессионального образования Индивидуальная работа 1.0 2
6 Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования. Контрольная работа 2.0 3
7 Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования. Индивидуальная работа 1.0 3
8 Задачи и принципы среднего профессионального образования Минизачет 3.0 4
9 Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования Коллоквиум 2.0 5
10 Основные направления содержания среднего профессионального образования Семинар 2.0 6
11 Технологии подготовки специалистов в средней профессиональной школе Конференция 4.0 7
12 Сущность, значение и роль высшего образования Семинар 2.0 8
13 Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования Семинар 2.0 8
14 Технологии высшего профессионального образования Семинар 4.0 9
15 Особенности дополнительного профессионального образования как посдистемы непрерывного образования взрослых Семинар 2.0 9
16 Технологии высшего профессионального образования Вариативное задание 4.0 9
17 Особенности дополнительного профессионального образования как посдистемы непрерывного образования взрослых Вариативное задание 2.0 9
18 Воспитание обучающихся профессиональной школы Самостоятельное изучение 4.0 10
19 Инновации в профессиональном образовании Семинар 4.0 11
20 Инновации в профессиональном образовании Вариативное задание 4.0 11
21 Непрерывное образование Самостоятельное изучение 4.0 12
22 Управление профессиональным образованием Самостоятельное изучение 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Профессиональное образование как социокультурный институт Лекция Умение давать характеристику профессионального образования как социокультурного института Воспроизведение
Умение интерпретировать функции и принципы профессионального образования Воспроизведение
2 Профессиональное образование как педагогическая система Самостоятельное изучение Умение охарактеризовывать компоненты профессионального образования как педагогической системы (уровни образования). Воспроизведение
Умение охарактеризовывать подсистемы-процессы в структуре профессионального образования как педагогической системы. Воспроизведение
3 Становление и развитие системы профессионального образования Другое Умение выделять особенности зарождения профессионального образования в России. Применение
Умение определять структуру профессионального образования по периодам его становления. Применение
4 Становление и развитие системы профессионального образования Реферат Умение выделять особенности зарождения профессионального образования в России. Применение
Умение определять структуру профессионального образования по периодам его становления. Применение
5 Становление и развитие системы профессионального образования Индивидуальная работа Умение выделять особенности зарождения профессионального образования в России. Применение
Умение определять структуру профессионального образования по периодам его становления. Применение
6 Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования. Контрольная работа Умение интерпретировать цель, задачи, структуру и назначение образовательных организаций среднего профессионального образования. Применение
7 Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования. Индивидуальная работа Умение интерпретировать цель, задачи, структуру и назначение образовательных организаций среднего профессионального образования. Применение
8 Задачи и принципы среднего профессионального образования Минизачет Умение интерпретировать цель, задачи, структуру и назначение образовательных организаций среднего профессионального образования. Применение
9 Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования Коллоквиум Умение давать характеристику перспективным направлениям развития среднего профессионального образования. Воспроизведение
Умение интерпретировать функции профессиональной подготовки в условиях среднего профессионального образования. Применение
10 Основные направления содержания среднего профессионального образования Семинар Умение объяснять основные направления развития СПО; Применение
Умение давать оценку перспективам развития СПО; Применение
Умение объяснять причинно-следственную связь перспектив развития СПО и требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы Применение
11 Технологии подготовки специалистов в средней профессиональной школе Конференция Умение давать характеристику признакам современных образовательных технологий. Воспроизведение
Умение давать характеристику методам и формам организации образовательного процесса на ступени среднего профессионального образования. Воспроизведение
12 Сущность, значение и роль высшего образования Семинар Умение давать характеристику высшего образования как социального института; Воспроизведение
Умение интерпретировать цель, задачи и функции высшего образования на современном этапе развития профессионального образования. Применение
13 Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования Семинар Умение давать характеристику содержанию современного высшего образования, интерпретировать общие требования к содержанию образования. Применение
Умение анализировать ФГОС ВО, структуру и содержание основной образовательной программы по соответствующему направлению и направленности подготовки. Применение
14 Технологии высшего профессионального образования Семинар Умение осуществлять выбор содержания, форм и методов при проектировании учебной дисциплины; Применение
Умение проектирования лекций и практических занятий для обучающихся в условиях вуза. Применение
15 Особенности дополнительного профессионального образования как посдистемы непрерывного образования взрослых Семинар Умение давать характеристику сущности, содержанию дополнительного профессионального образования. Воспроизведение
Умение анализировать зарубежные подходы к обучению в системе дополнительного профессионального образования. Воспроизведение
16 Технологии высшего профессионального образования Вариативное задание Умение осуществлять выбор содержания, форм и методов при проектировании учебной дисциплины; Применение
Умение проектирования лекций и практических занятий для обучающихся в условиях вуза. Применение
17 Особенности дополнительного профессионального образования как посдистемы непрерывного образования взрослых Вариативное задание Умение давать характеристику сущности, содержанию дополнительного профессионального образования. Воспроизведение
Умение анализировать зарубежные подходы к обучению в системе дополнительного профессионального образования. Воспроизведение
18 Воспитание обучающихся профессиональной школы Самостоятельное изучение Умение давать характеристику современным требованиям к организации воспитательного процесса в условиях профессионального образования. Применение
19 Инновации в профессиональном образовании Семинар Умение давать оценку инновационным процессам в профессиональном образовании Применение
20 Инновации в профессиональном образовании Вариативное задание Умение давать оценку инновационным процессам в профессиональном образовании Применение
21 Непрерывное образование Самостоятельное изучение Умение анализировать цель и значение непрерывного образования в становлении личности специалиста Применение
22 Управление профессиональным образованием Самостоятельное изучение Умение давать характеристику принципам, функциям и методам управления образовательными системами. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - М. : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России).
  2. Костюк, Н.В. Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Костюк. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 136 c. - ISBN 978-5-8154-0349-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66362.html - Заглавие с экрана
  3. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - М. : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс).
  4. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / И. В. Плаксина. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2016. - 161, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс).

Дополнительная

  1. Духновский, С. В. Психология личности и деятельности педагога : учеб. пособие [для магистрантов, соискателей и аспирантов, обучающихся по направлению " Психолого-педагогическое образование"] / С. В. Духновский. - М. : РИОР [и др.], 2016. - 298, [2] с. - (Высшее образование).
  2. Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 258, [2] c. - (Бакалавр и магистр. Модуль).
  3. Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации : учеб. пособие [для студентов пед. вузов] / А. А. Максимова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Орский гуманитар.-технол. ин-т (филиал) ; ФГБОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т" ; [науч. ред. О. В. Даниленко]. - М. : Флинта [и др.], 2015. - 164, [3] с.
  4. Педагогическая система: теории, история, развитие : [коллектив. монография] / [авт. коллектив: В. П. Бедерханова и др.] ; под ред. В. П. Бедерхановой, А. А. Остапенко . - М. : Нар. образование, 2014. - 124, [3] с.

Цифровые ресурсы

  1. Богомолова Г.Н. Деятельностное содержание развития непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С. 4-8. – Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2011_11.pdf - Заглавие с экрана
  2. Левина М.М. Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С. 4-8. – Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2011_11.pdf- Заглавие с экрана

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ОД.6 Педагогика профессионального образования [Электронный ресурс]: М-8171, Направление подготовки 46.04.02, Документоведение и архивоведение (направленность "Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле"), экзамен / БУ ВО "Сургут. гос. пед. ун-т"; сост. Э.П. Бакшеева. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. - Режим доступа: http: // wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.