бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 24 декабря 2018 г.
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано 26 декабря 2018 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 16 января 2019 г.

Б1.Б.17 Основы медицинских знаний, 4 семестр 2 полусеместр

Б-7061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) Знать принципы здорового образа жизни и профилактики заболеваний знаниевый
Владеть алгоритмом анализа образа жизни ориентировочный
Уметь оценить особенности образа жизни операциональный
Опыт анализа соответствия образа жизни понятию «здоровый» опыт
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) Знать основные признаки неотложных состояний и правила оказания первой помощи при их возникновении знаниевый
Владеть алгоритмом действий при оказании первой помощи при неотложных состояниях ориентировочный
Уметь оказать первую помощь при развитии неотложных состояний операциональный
Опыт оказания первой помощи на манекенах и симуляторах опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать навыки обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся, в том числе с использованием приемов первой помощи

Задачи

  1. Формировать готовность обеспечить сохранность жизни и здоровья человека
  2. Формировать умения по оказанию первой помощи

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 9,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 8,0 ч.
Часов в неделю 3,63 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Формировать готовность к сохранению и укреплению здоровья человека Знать и уметь применять в повседневной жизнедеятельности приемы сохранения здоровья человека
  • Принципы сохранения и укрепления здоровья человека.
  • Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Основы медицинских знаний Формировать умения оказывать первую помощь при возникновении неотложных состояний Знать главные симптомы угрожающих жизни и неотложных состояний Уметь оказать первую помощь при развитии опасных для жизни состояний
  • Понятие о неотложных состояниях и их причинах. Оказание первой помощи
  • Базовая сердечно-легочная реанимация.
  • Роль образовательных организаций и семьи в сохранении здоровья детей. Характеристика и профилактика детского травматизма.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция 2,0 1
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Практическая работа 2,0 1
3 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция 2,0 2
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа 2,0 2
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа 2,0 2
6 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция 2,0 3
7 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 3
8 Рубежный контроль Контрольная работа 2,0 3
9 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция 2,0 4
10 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Практическая работа 2,0 4
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа 2,0 4
12 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Конференция 2,0 5
13 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа 2,0 5
14 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Индивидуальная работа 2,0 5
15 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция 2,0 6
16 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Конференция 2,0 6
17 Роль образовательной организации и семьи в сохранении здоровья детей. Лекция 2,0 7
18 Характеристика, виды детского травматизма, доврачебная помощь и его профилактика Реферат 4,5 7
19 Роль образовательной организации и семьи в сохранении здоровья детей. Реферат 4,0 7
20 Промежуточный контроль Контрольная работа 1,0 8
21 Рубежный контроль Контрольная работа 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Практическая работа Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
3 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Лекция Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
6 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Лекция Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
7 Рубежный контроль Индивидуальная работа Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
8 Рубежный контроль Контрольная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
9 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Применение 90-102
10 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Практическая работа Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Применение 90-102
12 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Конференция Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
13 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Применение 132-150
14 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Индивидуальная работа Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Применение 132-150
15 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Лекция Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
16 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Конференция Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
17 Роль образовательной организации и семьи в сохранении здоровья детей. Лекция Причины нарушения здоровья детей в образовательной организации. Воспроизведение 151-190
18 Характеристика, виды детского травматизма, доврачебная помощь и его профилактика Реферат Причины нарушения здоровья детей в образовательной организации. Воспроизведение 151-190
Знать виды детского травматизма, его профилактику и способы первой помощи. Воспроизведение 191-250
19 Роль образовательной организации и семьи в сохранении здоровья детей. Реферат Причины нарушения здоровья детей в образовательной организации. Воспроизведение 151-190
Знать виды детского травматизма, его профилактику и способы первой помощи. Воспроизведение 191-250
20 Промежуточный контроль Контрольная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
21 Рубежный контроль Контрольная работа Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Применение 90-102
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Применение 132-150
Причины нарушения здоровья детей в образовательной организации. Воспроизведение 151-190
Знать виды детского травматизма, его профилактику и способы первой помощи. Воспроизведение 191-250

Литература

Основная

  1. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Р. И. Айзман, И. В. Омельченко. - М. : КноРус, 2016. - 243 с.
  2. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. для приклад. баклавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 431, [1] с.
  3. Пауткин, Ю.Ф. Первая доврачебная медицинская помощь [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.Ф. Пауткин, В.И. Кузнецов. - Изд. 4-е. - М. : Российский университет дружбы народов, 2013. - 164 с.- Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22204.html. - Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Багнетова, Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта : курс лекций : учеб. пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по специальности - физическая культура / Е.А. Багнетова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 251 с.
  2. Доврачебная помощь при жизнеугрожающих состояниях : учеб.-метод. пособие для слушателей курсов проф. переподгот. и курсов повышения квалификации по прогр. "Педагогика и методика дошкольного образования" / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО "Сургут. гос. пед. ун-т Ханты-Манс. авт. округа - Югры" ; [авт.-сост.: О. Л. Нифонтова, Е. А. Шапошникова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 41, [1] с.
  3. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни :учеб. пособие для сту-дентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 (033100) - Физическая культура / Ю. П. Кобяков. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.
  4. Общая и специальная гигиена : учеб. словарь / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Е.А. Багнетова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2010. - 172 c.
  5. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Издательство "ФЛИНТА" 2016 – 352 с. [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457.-Загл. с экрана
  6. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников : метод. сб. - М. : Школьные технологии, 2013. - 127 с.
  7. Рубанович, В.Б. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман, М.А. Суботялов. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 224 с. - (Университетская серия). [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57603
  8. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2009. - 159 с.

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  3. Основы микробиологии и эпидемиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // colleg-emicrob. narod.ru / microbilogy /
  4. Павлова М. Методические рекомендации по «Основам здорового образа жизни» [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://best-host.ru/.
  5. Пищевой статус как показатель здоровья. Режим доступа: http://zadachi.net.ua/pischevoj-status-kak-pokazatel-zdorovja/n-49.html
  6. Программа курса «Основы медицинских знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru / kurs_osnovy_medicinskih_znaniy.
  7. Программа элективного курса «Основы медицинских знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.Б.17 Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / направленность Дошкольное образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/