бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Dec. 21, 2018
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Dec. 21, 2018
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 16, 2019

В.3.8 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 8 семестр

Б-05021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знание типов и структуры уроков по предмету "Окружающий мир" знаниевый
знание форм организации внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" знаниевый
владение обобщенным способом анализа программ внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
владение обобщенным способом написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" ориентировочный
умение проектировать занятие внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" операциональный
умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир" операциональный
опыт написания конспекта занятия внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" опыт
опыт написания конспекта урока по предмету "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать критерии отбора методов и приемы обучения при организации урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета "Окружающий мир" знаниевый
владение общей схемой использования современных методов, приемов и технологий обучения и диагностики при организации урочной и внеурочной деятельности ориентировочный
уметь одбирать современные методы и технологии обучения и диагностики при изучении предмета "Окружающий мир" в соответствии с целями обучения операциональный
опыт проектирования урочной и внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" с использованием современных методов обучения и диагностики опыт

Цели изучения дисциплины

формирование умения организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста предмету "Окружающий мир" в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Задачи

  1. научиться проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  2. научиться проектировать внеурочную работу по предмету "Окружающий мир"

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 97.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 0.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (14.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Урок по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать типологию, структуру уроков по предмету "Окружающий мир" умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  • Типология уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Структура уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Организация урока в деятельностном подходе
  • Подготовка учителя к уроку
Внеурочная работа при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе знать виды внеурочной работы при изучении предмета "Окружающий мир" и особенности организации в начальной школе умение проектировать занятие по внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Общая характеристика видов внеурочной деятельности
  • Экскурсии при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Исследовательская и проектная работа при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция 2.0 1
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Самостоятельное изучение 8.0 1
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Самостоятельное изучение 8.0 1
4 Организация урока в деятельностном подходе Самостоятельное изучение 8.0 1
5 Организация урока в деятельностном подходе Коллоквиум 2.0 1
6 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Контрольная работа 2.0 1
7 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение 8.0 2
8 Подготовка учителя к уроку Вариативное задание 2.0 2
9 Рубежный контроль по первому модулю Минизачет 2.0 2
10 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение 8.0 2
11 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение 10.0 3
12 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Конференция 2.0 3
13 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Самостоятельное изучение 8.0 3
14 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение 8.0 3
15 Рубежный контроль по второму модулю Другое 4.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Лекция знание понятия урок как основной формы организации учебного процесса по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Требования к уроку по предмету "Окружающий мир". Самостоятельное изучение умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знание требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
3 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Самостоятельное изучение знание основных структурных компонентов вводного урока Воспроизведение
умение проектировать вводный урок Применение
знание основных структурных компонентов обобщающего урока Воспроизведение
умение проектировать обобщащий урок Применение
знание основных структурных компонентов комбинированного урока Воспроизведение
умение подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Применение
знание способов оценки работы обучающихся на уроке Воспроизведение
умение проектировать комбинированный урок Применение
знание основных структурных компонентов предметного урока Воспроизведение
умение проектировать предметный урок Применение
4 Организация урока в деятельностном подходе Самостоятельное изучение знание критериев выбора целей урока Воспроизведение
умение выводить цели урока из заданных планируемых результатов Применение
умение определять этапы деятельности по обозначению цели в проекте урока Применение
знание сущности и особенностей организации целеполагания, планирования и оценки собственной учебной деятельности детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
5 Организация урока в деятельностном подходе Коллоквиум умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по соотнесению целей и результатов своей работы Применение
6 Структура уроков по предмету Окружающий мир" Контрольная работа знание видов нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
знание основных структурных компонентов постановки проблемы на уроке Применение
7 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение знание различных вариантов действий при составлении проекта урока Воспроизведение
умение составлять алгоритм действий по подготовке проекта урока Воспроизведение
умение оценивать проект урока Применение
знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
8 Подготовка учителя к уроку Вариативное задание знание часто встречающихся недостатков при проведении студентами первых уроков Воспроизведение
знание методических рекомендаций, отражающих специфику организации урока в рамках определенной образовательной программы Воспроизведение
9 Рубежный контроль по первому модулю Минизачет умение определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
умение проектировать вводный урок Применение
умение проектировать обобщащий урок Применение
умение проектировать комбинированный урок Применение
умение проектировать предметный урок Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по осознанию цели обучения на уроке Применение
умение проектировать деятельность детей младшего школьного возраста по планированию учебных действий Применение
10 Общая характеристика видов внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение знание сущности понятия внеурочная деятельность Воспроизведение
знание видов внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
умение анализировать виды внеурочной деятельности, представленные в различных УМК Применение
знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
11 Методика проведения экскурсий Самостоятельное изучение знание классификаций экскурсий и особенностей их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
умение применять алгоритм действий по подготовке и проведению экскурсии Применение
умение вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
12 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Конференция умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
13 Олимпиады и конкурсы как форма внеурочной деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей подготовки и проведения олимпиад и конкурсов Воспроизведение
умение составлять каталог олимпиад и конкурсов Применение
умения подбирать задания для организации олимпиад и конкурсов Творчество
14 Методика организации и проведения исследовательской и проектной работы по предмету "Окружающий мир" Самостоятельное изучение знание сущности понятий исследовательская и проектная деятельность Воспроизведение
знание классификаций проектной и исследовательской деятельности Воспроизведение
умение использовать технологию учебного проектирования Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
15 Рубежный контроль по второму модулю Другое знание инновационных видов внеурочной деятельности Воспроизведение
умение проектировать экскурсию различного типа при изучении предмета "Окружающий мир" Применение
умение проектировать элементы учебно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста Творчество
умение анализировать исследовательские работы и проекты обучающихся Применение
умения подбирать задания для организации олимпиад и конкурсов Творчество

Литература

Основная

  1. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-e изд., перераб. и доп. - (Бакалавриат)., (Гриф) 2013. – 336 с.
  2. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": учеб. и практикум для акад. бакалавриата: учеб. для студентов (магистратуры) вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям /Моск. гор. пед, ун-т;под общ ред. М.С. Смирновой. - М.: Юрайт, 2016 -305 с.
  3. Миронов, А. В. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) : учеб. пособие : направления подготовки: 050400.68 - Психолого-педагогическое образование, 050100.62 - Педагогическое направление, вид проф. деятельности - образоват. деятельность на нач. ступени общего образования. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / А. В. Миронов. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 509, [2] с. : ил. - (Высшее образование).

Дополнительная

  1. Вахрушев, А. А.Окружающий мир ("Обитатели Земли"). 3-й класс : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - 2-е изд., доп. - М. : Баласс, 2014.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 - 4-е классы : программа / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 184, [7] c. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие/ О.В. Алексеев, А.А. Арасланова. - М.: Издательсктй дом Академии Естествознания,2017.- 144с.
  4. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Перспектива" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
  5. Плешаков, А. А Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Школа России" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223,
  6. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-й класс : комплект демонстрац. табл. с метод. рек. к учеб. А. А. Плешакова [и др.] "Окружающий мир. 1 кл." / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2009. - 16 демонстрац. табл. : ил.
  7. Поглазова, О. Т.Окружающий мир. 1 - 4-е классы : прогр., поуроч.-темат. планирование / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 302
  8. Поглазова, О. Т.Окружающий мир : метод. рекомендации к учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 256.
  9. Родыгина, О. А. Окружающий мир ("Человек и природа"). 4-й класс : метод. рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013. - 239.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.