бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 18, 2019

Б1.В.ОД.1.7 Практикум: Диагностика детей с нарушением интеллекта, 4 семестр 1 полусеместр

Б-7111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9) знание научных основ психолого-педаггического исследования лиц с ОВЗ знаниевый
владеть алгоритмом анализа и оценки результатов исследования операциональный
владеть способами применения методов психолого-педагогического исследования в соответствии с поставленной целью операциональный
уметь использовать методы психолого-педагогического исследования в соответствии с поставленной целью операциональный
уметь осуществлять анализ и оценку результатов исследования операциональный
уметь представлять результаты исследования операциональный
опыт выбора методов психолого-педагогического исследования и анализа в соответствии и поставленной целью опыт
способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития(ПК-5) знать правила и принципы подготовки психолого-педагогического заключения на ребенка с ОВЗ на основе результатов обследования знаниевый
знать принципы анализа результатов проведения диагностики и интерпретации полученных данных по итогам обследования ребенка с нарушением интеллекта знаниевый
знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ знаниевый
знать теоретические основы психолого-педагогической диагностики дошкольников с нарушениями интеллекта знаниевый
владеть алгоритмом действий при подготовке психолого-педагогического заключения на ребенка с нарушением интеллекта на основе результатов обследования ориентировочный
владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ ориентировочный
владеть общей схемой анализа полученных результатов обследовани ребенка с нарушеним интеллекта ориентировочный
владеть общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта ориентировочный
уметь осуществлять анализ и интерпретацию результатов психолого-педагогического обследования детей с нарушениями интеллекта операциональный
уметь планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта операциональный
опыт составления психолого-педагогического заключения на ребенка дошкольного возраста с нарушеним интеллекта опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений осуществлять психолого-педагогическое обследование детей с нарушением интеллекта на основе знаний о специфике и тактике проведения диагностики.

Задачи

  1. Формировать умения целенаправленно выбирать методы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на основе знаний о теоретико-методологических основах изучения детей с ОВЗ
  2. Формировать умения практического применения методов психолого-педагогического изучения детей с нарушением интеллекта, интерпретировать и представлять результаты исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением интеллекта Формировать умения целенаправленно выбирать методы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на основе знаний о теоретико-методологических основах изучения детей с нарушениями развития знать: научные основы психолого-педагогического обследования, методы психолого-педагогического исследования, процедуру организации и проведения обследования, принципы анализа результатов и интерпретации данных. уметь: осуществлять выбор методов психолого-педагогического исследования в соответствии с поставленной целью, применять методы психолого-педагогического исследования с учетом возраста ребенка, осуществлять анализ и оценку результатов исследования.
  • Основы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями интеллекта
  • Этапы диагностики нарушений развития у детей
  • Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях
  • Методы изучения психики
  • Изучение детей раннего возраста
Углубленное обследование детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Формировать умения практического применения методов психолого-педагогического изучения детей с нарушением интеллекта, интерпретировать и представлять результаты исследования знать: процедуру организации и проведения диагностического обследования, методов комплексного психолого-педагогического обследования, особенности психолого-педагогического изучения детей на разных возрастных этапах, принципов анализа результатов проведения диагностики и интерпретации полученных данных, правил и принципов подготовки психолого-педагогического заключения на ребенка; уметь: планировать диагностическое обследование, осуществлять выбор диагностического инструментария; владеть: алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования, общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования, общей схемой анализа полученных результатов обследования, алгоритмом действий при подготовке психолого-педагогического заключения на ребенка.
  • Исследование внимания
  • Исследование мнестической деятельности
  • Исследование мышления
  • Исследование личности
  • Изучение семьи

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Лекция 2.0 1
2 Этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей Лекция 2.0 1
3 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Характеристика методов изучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коллоквиум 2.0 2
5 Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста Практическая работа 2.0 3
6 Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста Практическая работа 2.0 3
7 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа 2.0 4
8 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа 2.0 4
9 Исследование внимания Практическая работа 2.0 5
10 Исследование мнестической деятельности Практическая работа 2.0 5
11 Исследование мышления Практическая работа 2.0 6
12 Исследование мышления Практическая работа 2.0 6
13 Исследование мышления Практическая работа 2.0 7
14 Исследование мышления Другое 2.0 7
15 Исследование мышления Практическая работа 2.0 8
16 Исследование мышления Индивидуальная работа 2.0 8
17 Исследование личности Практическая работа 2.0 9
18 Исследование мышления Лекция 2.0 9
19 Исследование личности Практическая работа 2.0 10
20 Исследование личности Другое 2.0 10
21 Исследование личности Практическая работа 2.0 11
22 Исследование личности Индивидуальная работа 2.0 11
23 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Другое 2.0 12
24 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Практическая работа 2.0 12
25 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Индивидуальная работа 2.0 13
26 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Лекция 2.0 13
27 Рубежный контроль по М 2. Другое 2.0 14
28 Рубежный контроль по М 2. Индивидуальная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Лекция раскрывать предмет, цель, задачи, принципы психолого-педагогической диагностики Воспроизведение
2 Этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей Лекция характеризовать этап скрининг-диагностики Воспроизведение
характеризовать этап первичной диагностики Воспроизведение
характеризовать этап дифференциальной диагностики Воспроизведение
характеризовать этап углубленной диагностики Воспроизведение
3 Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии и консультации Самостоятельное изучение характеризовать цель, задачи ПМПк Воспроизведение
описать организацию детяельности ПМПк Воспроизведение
характеризовать цель, задачи ПМПК Воспроизведение
описать организацию деятельности ПМПК Воспроизведение
описать консультативно-диагностическую работу Воспроизведение
характеризовать методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК Воспроизведение
4 Характеристика методов изучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коллоквиум характеризовать строгоформализованные методы изучения детей Воспроизведение
выделять достоинства и недостатки строгоформализованных методов Применение
характеризовать малоформализованные методы изучения детей Воспроизведение
выделять достоинства и недостатки малоформализованных методов Применение
5 Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста Практическая работа характеризовать методику диагностики познавательного развития ребенка раннего возраста Воспроизведение
моделировать ситуацию обследования ребенка раннего возраста (методика Е.А. Стребелевой) Применение
анализировать результаты обследования ребенка раннего возраста Применение
6 Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста Практическая работа моделировать ситуацию обследования ребенка раннего возраста (методика Е.А. Стребелевой) Применение
анализировать результаты обследования ребенка раннего возраста Применение
7 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа характеризовать этап углубленной диагностики Воспроизведение
выделять достоинства и недостатки строгоформализованных методов Применение
выделять достоинства и недостатки малоформализованных методов Применение
анализировать результаты обследования ребенка раннего возраста Применение
описать организацию деятельности ПМПК Воспроизведение
характеризовать методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК Воспроизведение
8 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа характеризовать цель, задачи ПМПк Воспроизведение
описать организацию детяельности ПМПк Воспроизведение
характеризовать цель, задачи ПМПК Воспроизведение
описать организацию деятельности ПМПК Воспроизведение
описать консультативно-диагностическую работу Воспроизведение
характеризовать методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК Воспроизведение
9 Исследование внимания Практическая работа описывает особенности внимания дошкольников с нарушением интеллекта Воспроизведение
подобрать методики диагностики внимания дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
моделировать ситуацию исследования внимания и интерпретировать полученные результаты (методика В.М. Когана) Применение
10 Исследование мнестической деятельности Практическая работа описывать особенности памяти дошкольников с нарушениями интеллекта Воспроизведение
подобрать методики диагностики памяти дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
моделировать ситуацию исследования опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Применение
11 Исследование мышления Практическая работа характеризовать особенности мышления дошкольников с нарушениями интеллекта Воспроизведение
моделировать ситуацию исследования пространственного мышления и интерпретировать полученные результаты (методика Косса) Применение
12 Исследование мышления Практическая работа моделировать ситуацию изучения уровня интеллектуального развития и интерпретировать полученные результаты (Прогрессивные Матрицы Дж. Равена) Применение
13 Исследование мышления Практическая работа моделировать ситуацию изучения уровня интеллектуального развития и интерпретировать полученные результаты (Прогрессивные Матрицы Дж. Равена) Применение
14 Исследование мышления Другое моделировать ситуацию исследования понятийного мышления и итерпретировать полученные результаты (методика Выготского-Сахарова) Применение
15 Исследование мышления Практическая работа моделировать ситуацию исследования актуального уровня понятийного мышления и итерпретировать полученные результаты (методика "Предметная классификация") Применение
16 Исследование мышления Индивидуальная работа моделировать ситуацию исследования возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей и интерпретировать полученные результаты (методика "Установление последовательности событий") Применение
17 Исследование личности Практическая работа характеризовать особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Воспроизведение
18 Исследование мышления Лекция Результаты не указаны
19 Исследование личности Практическая работа моделировать ситуацию исследования динамики межличностных и эмоциональных отношений дошкольников с нарушениями интеллекта и интерпретировать полученные результаты ("Контурный CAT-H") Применение
20 Исследование личности Другое моделировать ситуацию исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка и интерпретировать результаты исследования ("COMOR") Применение
21 Исследование личности Практическая работа моделировать ситуацию изучения эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям и интерпретировать полученные результаты (Цветовой тест отношений) Применение
моделировать ситуацию исследования понимания и обозначения эмоциональных состояний и интерпретировать полученные результаты (Методика "Эмоциональные лица") Применение
22 Исследование личности Индивидуальная работа подобрать методики диагностики личности дошкольников с нарушением интеллекта и изготовить наглядный материал к ним Применение
23 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Другое характеризовать малоформализованные и формализованные методики изучения семьи Воспроизведение
описать процедуру психолого-педагогического исследования семьи Воспроизведение
24 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Практическая работа моделировать ситуацию обследования семьи и интерпретировать полученные результаты (опросник "Анализ семейной тревоги") Применение
25 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Индивидуальная работа подобрать методики изучения отношений ребенка к продителям и к социуму и изготовить наглядный материал к ним Применение
подобрать методики изучения особенностей личности родителей и приготовить наглядность к ним Применение
26 Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта Лекция Результаты не указаны
27 Рубежный контроль по М 2. Другое подобрать методики диагностики внимания дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
подобрать методики диагностики памяти дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
подобрать методики диагностики мышления дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
подобрать методики диагностики личности дошкольников с нарушением интеллекта и изготовить наглядный материал к ним Применение
28 Рубежный контроль по М 2. Индивидуальная работа моделировать ситуацию исследования внимания и интерпретировать полученные результаты (методика В.М. Когана) Применение
подобрать методики диагностики памяти дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
подобрать методики диагностики мышления дошкольников с нарушениями интеллекта и изготовить наглядный материал Применение
подобрать методики диагностики личности дошкольников с нарушением интеллекта и изготовить наглядный материал к ним Применение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 311, [3] с.
  2. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков : учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов : [учеб. пособие]. – Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2012. – 176 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461974&sr=1
  3. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО.
  5. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : Владос, 2010. - 143, [1] с.

Дополнительная

  1. Зеленина, Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Ю. Зеленина. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 50 c.- Доступ с электронно библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32097.html
  2. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1] с.

Цифровые ресурсы

  1. Особый ребенок - http://www.invalid-detstva.ru/index.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Практикум: Диагностика детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Т.В. Коротовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.