бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2019
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано Feb. 9, 2019
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Feb. 14, 2019

Б1.В.ОД.7 Современный русский литературный язык, 8 семестр

Б-5082, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Бреусова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (ПК-15) Иметь представление о принципах выделения сложных союзных предложений и принципах их разграничений ; понимать их системный характер ориентировочный
Уметь анализировать сложное союзное предложение в синхроническом аспекте операциональный
Опыт анализа сложного союзного предложения в синхроническом аспекте опыт
способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (ПК-14) Знать единицы синтаксиса сложного предложения знаниевый
Понимать уровневую организацию языковой системы, в частности уровня синтаксиса сложного предложения ориентировочный
Опыт анализа сложных союзных предложений опыт
способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (ПК-17) Знать теоретические основы синтаксиса сложного предложения знаниевый
Уметь анализировать разные точки зрения на синтаксис сложного предложения операциональный

Цели изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины - формирование языковых компетенций в области синтаксиса сложного предложения.

Задачи

  1. Формировать умения и навыки вычленять и анализировать ССП как синтаксическую единицу в системно-структурных и функциональных соотношениях
  2. Формировать умения и навыки вычленять и анализировать СПП как синтаксическую единицу в системно-структурных и функциональных соотношениях

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 43.0 ч. (39.81%)
Контроль самостоятельной работы 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч. (60.19%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 6.0 ч.
Часов в неделю 2.69 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Синтаксис сложносочиненного предложения Формирование умений и навыков вычленять и анализировать ССП как синтаксические единицы в системно-структурных и функциональных соотношениях Формирование понятийно-категориального аппарата по модулю, умение им оперировать в практической деятельности
  • Синтаксис сложного предложения.
Модуль 2 Синтаксис сложноподчиненного предложения Формирование умений и навыков вычленять и анализировать СПП как синтаксические единицы в системно-структурных и функциональных соотношениях Формирование категориального аппарата по модулю, умение оперировать ими в практической деятельности
  • Синтаксис сложного предложения.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сложное предложение Лекция 2.0 1
2 Сложносочиненное предложение Семинар 2.0 2
3 Сложносочиненное предложение Практическая работа 2.0 2
4 Сложносочиненное предложение открытого типа Семинар 2.0 3
5 Сложносочиненное предложение закрытого типа Семинар 2.0 5
6 Сложносочиненное предложение закрытого типа Практическая работа 2.0 5
7 Рубежный контроль Минизачет 1.0 6
8 Сложносочиненное предложение закрытого типа Индивидуальная работа 2.0 6
9 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 7
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 7
11 Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры Лекция 2.0 7
12 Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры Семинар 2.0 8
13 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Лекция 2.0 9
14 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Семинар 2.0 10
15 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Практическая работа 2.0 10
16 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными Лекция 2.0 11
17 Сложноподчиненное предложение усложненного типа Семинар 2.0 12
18 Сложноподчиненное предложение усложненного типа Семинар 2.0 12
19 Сложные союзные предложения Семинар 2.0 13
20 Сложные союзные предложения Практическая работа 2.0 14
21 Сложные союзные предложения Другое 1.0 14
22 Знаки препинания в сложном предложении Семинар 4.0 14
23 Рубежный контроль Минизачет 1.0 15
24 Знаки препинания в сложном предложении Контрольная работа 2.0 15
25 Рубежный контроль Индивидуальная работа 1.0 15
26 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сложное предложение Лекция Назвать основные признаки СП как синтаксической единицы Воспроизведение
Перечислять особенности классов сложных предложений Воспроизведение
2 Сложносочиненное предложение Семинар Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
3 Сложносочиненное предложение Практическая работа Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
4 Сложносочиненное предложение открытого типа Семинар Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
5 Сложносочиненное предложение закрытого типа Семинар Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
6 Сложносочиненное предложение закрытого типа Практическая работа Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
7 Рубежный контроль Минизачет Назвать основные признаки СП как синтаксической единицы Воспроизведение
Перечислять особенности классов сложных предложений Воспроизведение
Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
8 Сложносочиненное предложение закрытого типа Индивидуальная работа Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
9 Рубежный контроль Контрольная работа Назвать основные признаки СП как синтаксической единицы Воспроизведение
Перечислять особенности классов сложных предложений Воспроизведение
Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа Назвать основные признаки СП как синтаксической единицы Воспроизведение
Перечислять особенности классов сложных предложений Воспроизведение
Уметь классифицировать ССП Воспроизведение
Уметь определять ССП открытой структуры, классифицировать их Применение
Уметь определять ССП закрытой структуры и их классифицировать Применение
11 Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры Лекция Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
12 Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры Семинар Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
13 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Лекция Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
14 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Семинар Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
15 Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры Практическая работа Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
16 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными Лекция Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
17 Сложноподчиненное предложение усложненного типа Семинар Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
18 Сложноподчиненное предложение усложненного типа Семинар Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
19 Сложные союзные предложения Семинар Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
20 Сложные союзные предложения Практическая работа Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
21 Сложные союзные предложения Другое Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
22 Знаки препинания в сложном предложении Семинар Расстановка знаков препинания в сложносочиненном предложении Применение
Расстановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении Применение
Виды знаков препинания в сложном предложении Воспроизведение
23 Рубежный контроль Минизачет Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
24 Знаки препинания в сложном предложении Контрольная работа Расстановка знаков препинания в сложносочиненном предложении Применение
Расстановка знаков препинания в сложноподчиненном предложении Применение
Виды знаков препинания в сложном предложении Воспроизведение
25 Рубежный контроль Индивидуальная работа Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение
26 Рубежный контроль Контрольная работа Уметь характеризовать СПП расчлененные детерминантные, классифицировать Применение
Уметь характеризовать СПП расчлененные относительно-распространительные Применение
Уметь характеризовать СПП нерасчлененные присловного типа, классифицировать Применение
Уметь классифицировать СПП нерасчлененные местоименно-соотносительные, характеризовать Применение
Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и конструировать Применение
Разграничивать союзы и союзные слова Применение
Уметь анализировать СПП усложненного типа Применение

Литература

Основная

  1. Боронникова Н.В. Левицкий Ю.А. Синтаксис: учебное пособие. М.-Берлин, 2014.- 199 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн". - Режим доступа: //http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=241214
  2. Валгина, Н. С. Современный русский язык. Синтаксис: учеб. для студентов вузов / Н. С. Валгина. - Изд. 4-е, испр.; стер. - М. : Альянс, 2017. - 415, [1] с.
  3. Современный русский язык : учеб. для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [П. А. Лекант и др.] ; под ред. П. А. Леканта. - 5-е изд. - М. : Юрайт, 2015. - 493, [1] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  4. Современный русский язык : [учеб. для филол. специальностей вузов] / [В. А. Белошапкова и др.] ; под ред. В. А. Белошапковой. - Изд. 4-е, стер. - М. : Альянс, 2017. - 925, [1] с.

Дополнительная

  1. Валгина, Н. С. Сборник упражнений по современному русскому языку : учеб. пособие для студентов филол. специальностей вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - Изд. 3-е, перераб.; стер. - М. : Альянс, 2017. - 319, [1] с.
  2. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации : пособие для учителя / Н. С. Валгина. - Стер. изд. - М. : Альянс, 2017. - 175 с.
  3. Карданова, М.А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Карданова. - 3-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 454 с- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114929
  4. Лекант, П. А. Современный русский язык. Синтаксис: сборник упражнений : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / П. А. Лекант, А. В. Канафьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 226, [1] с.
  5. Скобликова, Е.С. Современный русский язык: синтаксис сложного предложения (теоретический курс) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Скобликова. - 5-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2018. - 264 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364251
  6. Современный русский литературный язык [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Д. Стариченок [и др.].— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 591 c.— Доступ с сайта электронно библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20277.html.-Загл. с экрана
  7. Федосюк, М. Ю. Синтаксис современного русского языка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" и специальности 050301 "Русский язык и литература" / М. Ю. Федосюк. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 243, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Валгиина Н.С. Синтаксис современного русского языка /Электронный ресурс/ - Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.7 Современный русский литературный язык [Электронный ресурс]: М-5082 Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» Направленность: Русский язык и литература, экзамен /БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Е.И. Бреусова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/wp/18377/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.