бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 18, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 19, 2019

Б1.В.ДВ.24 ДВ: Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста, 8 семестр 1 полусеместр

Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4)  требования к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС и возможностей образовательной среды знаниевый
владеть общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС и возможностей образовательной среды операциональный
осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС операциональный
осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС операциональный
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) знать процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС знаниевый
знать распространенные варианты нарушенного поведения в детском возрасте знаниевый
осуществлять выбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогического обследования ребенка с эмоционально-волевым нарушением ориентировочный
планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей с РЭВС ориентировочный
владеть алгоритмом организации и проведения психолого-педагогического обследования дошкольников с РЭВС операциональный
владеть общей схемой анализа полученных результатов обследования ребенка с нарушениями в ЭВС операциональный
владеть общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС операциональный
владеть общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС операциональный
определять цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС операциональный
определять цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС операциональный
осуществлять анализ и интерпретацию результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования дошкольников с РЭВС операциональный
осуществлять анализ психолого-педагогического заключения с целью определения структуры дефекта, актуального состояния и потенциальных возможностей ребенка с РЭВС операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование знаний об основных проявлениях наиболее распространенных расстройствах эмоционально-волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрастах и практических умений их выявления и коррекции.

Задачи

  1. Формирование практических умений проведения диагностики детей дошкольного и младшего школьного возрастов с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
  2. Формирование практических умений организации образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.5 ч.
Часов в неделю 3.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Формирование практических умений проведения диагностики детей дошкольного и младшего школьного возрастов с расстройствами эмоционально-волевой сферы. знать: распространенные варианты расстройств эмоционально-волевой сферы (РЭВС) в дошкольном и младшем школьном возрастах; процедуру организации и проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС; уметь: планировать, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование детей с РЭВС; осуществлять выбор диагностического инструментария для проведения психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возрастов с РЭВС; осуществлять анализ и интерпретацию результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей дошкольного и младшего школьного возрастов с РЭВС; определять вариант нарушенного поведения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка. владеть: общей схемой выбора диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с РЭВС; общей схемой анализа полученных результатов обследования ребенка с нарушениями в ЭВС; схемой анализа документации, отражающей особенности структуры дефекта, актуальное состояние и потенциальные возможности ребенка с РЭВС (психолого-педагогическое заключение).
  • Нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Классификация нарушенного поведения
  • Агрессивное поведение
  • Реактивные состояния и конфликтные переживания
  • Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • Неврозы
Модуль 2 Формирование практических умений организации образовательно-коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов с расстройствами эмоционально-волевой сферы. знать: требования к проектированию содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС и возможностей образовательной среды; методы оценки результатов образовательно-коррекционной работы. уметь: определять цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС; осуществлять проектирование содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС. владеть: общей схемой постановки целей и задач образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС; общей схемой проектирования содержания образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с РЭВС и возможностей образовательной среды.
  • Страхи
  • Патологические реакции. Патологическое формирование личности.
  • Детская тревожность
  • Психопатии
  • Депрессии
  • Акцентуации характера

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная работа Лекция 2.0 1
2 Классификации нарушений поведения Семинар 2.0 1
3 Классификации нарушений поведения Индивидуальная работа 2.0 1
4 Тревожность в детском возрасте Практическая работа 2.0 1
5 Агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте Семинар 2.0 2
6 Реактивные состояния и конфликтные переживания Самостоятельное изучение 2.0 2
7 Агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте Практическая работа 2.0 2
8 Посттравматические стрессовые расстройства у детей Лекция 2.0 3
9 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Семинар 2.0 3
10 Посттравматические стрессовые расстройства у детей Семинар 2.0 3
11 Неврозы в детском возрасте Лекция 2.0 4
12 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа 2.0 4
13 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Индивидуальная работа 2.0 4
14 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа 2.0 5
16 Страхи в детском возрасте Семинар 2.0 5
17 Тревожность в детском возрасте Лекция 2.0 6
18 Психопатии Семинар 2.0 6
19 Психопатии Индивидуальная работа 2.0 6
20 Депрессии у детей Самостоятельное изучение 1.0 7
21 Акцентуации характера Семинар 2.0 7
22 Рубежный контроль по М 2. Контрольная работа 2.0 8
23 Рубежный контроль по М 2. Индивидуальная работа 1.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная работа Лекция дать развернутую характеристику нарушений поведения в детском возрасте Воспроизведение
описать основные причины, приводящие к нарушениям поведения в детском возрасте Воспроизведение
2 Классификации нарушений поведения Семинар характеризовать распространенные типы нарушенного поведения в детском возрасте Воспроизведение
характеризовать возрастные ситуационно-личностные реакции, свойственные детям Воспроизведение
3 Классификации нарушений поведения Индивидуальная работа характеризовать распространенные типы нарушенного поведения в детском возрасте Воспроизведение
характеризовать возрастные ситуационно-личностные реакции, свойственные детям Воспроизведение
4 Тревожность в детском возрасте Практическая работа моделировать ситуацию изучения тревожности у ребенка и интерпретировать полученные результаты Применение
раскрыть типологию тревожности у детей Воспроизведение
разработать критерии сравнения и провести сравнительную характеристику тревожности и застенчивости Применение
описать особенности психолого-педагогической коррекции тревожного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Воспроизведение
5 Агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте Семинар анализировать причины и проявления агрессии в дошкольном и младшем школьном возрастах Применение
описывать типологию агрессивного поведения Воспроизведение
определять тип агрессивного поведения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
анализировать диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
6 Реактивные состояния и конфликтные переживания Самостоятельное изучение дать сравнительную характеристику понятиям "реактивные состояния" и "конфликтные переживания" Воспроизведение
описать причины возникновения реактивных состояний и конфликтных переживаний Воспроизведение
описать проявления и типологию реактивных состояний и конфликтных состояний Воспроизведение
определять вариант реактивного состояния на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
анализировать диагностические критерии реактивных состояний и конфликтных переживаний Применение
описать особенности психолого-педагогической коррекции репктивных состояний и конфликтных переживаний у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции реактивных состояний и конфликтных переживаний Применение
7 Агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте Практическая работа подобрать методы диагностики агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
описать особенности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и примеов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения Применение
8 Посттравматические стрессовые расстройства у детей Лекция дать сравнительную характеристику понятиям "стресс", "стрессовое расстройство", "посттравматическое стрессовое расстройство" Воспроизведение
описать причины ПТСР в детском возрасте Воспроизведение
описать проявления ПТСР Воспроизведение
9 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Семинар дать определения основным понятиям «дефицит внимания», «гиперактивность», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Воспроизведение
раскрыть основные причины СДВГ Воспроизведение
характеризовать патогенез СДВГ Воспроизведение
описать симптоматику СДВГ Воспроизведение
выявлять симптоматику СДВГ на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
подобрать методы диагностики СДВГ Применение
характеризовать особенности психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей Применение
10 Посттравматические стрессовые расстройства у детей Семинар анализировать диагностические критерии ПТСР Применение
подобрать методики диагностики у детей ПТСР Применение
описать особенности организации и проведения коррекции ПТСР у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции ПТСР Применение
11 Неврозы в детском возрасте Лекция провести анализ основных понятий «невроз», «психогения», «психическая травма» Воспроизведение
описать неблагоприятные факторы, инициирующие возникновение неврозов Воспроизведение
раскрыть алгоритм развития невроза Воспроизведение
провести сравнительную характеристику видов неврозов (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Применение
подобрать методы диагностики неврозов у детей Применение
разработать критерии дифференциальной диагностики неврозов от неврозоподобных состояний и психопатий Применение
описать содержание работы по коррекции неврозов у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов коррекции неврозов у детей Применение
12 Рубежный контроль по М 1. Контрольная работа описывать типологию агрессивного поведения Воспроизведение
определять тип агрессивного поведения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
осуществлять выбор методов и примеов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения Применение
описать проявления и типологию реактивных состояний и конфликтных состояний Воспроизведение
описать содержание работы по коррекции неврозов у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов коррекции неврозов у детей Применение
13 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Индивидуальная работа выявлять симптоматику СДВГ на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
подобрать методы диагностики СДВГ Применение
характеризовать особенности психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей Применение
14 Патологические реакции. Патологическое формирование личности. Самостоятельное изучение раскрыть сущность понятий "патологические реакции", "патохарактерологические реакции", "патологическое формирование личности" Воспроизведение
объяснить основные причины патохарактерологических реакций в дошкольном и школьном возрастах Воспроизведение
выделить критерии патохарактерологических реакций детей и подростков (по В.В. Ковалеву и А.Е. Личко) Применение
провести сравнительный анализ видов патохарактерологических реакций Применение
описать варианты патологического формирования личности Воспроизведение
15 Рубежный контроль по М 1. Индивидуальная работа подобрать методы диагностики агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции реактивных состояний и конфликтных переживаний Применение
описать симптоматику СДВГ Воспроизведение
выявлять симптоматику СДВГ на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
подобрать методы диагностики СДВГ Применение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей Применение
подобрать методы диагностики неврозов у детей Применение
осуществлять выбор методов и приемов коррекции неврозов у детей Применение
16 Страхи в детском возрасте Семинар раскрыть причины происхождения страха в детском возрасте Воспроизведение
описать типологию страхов у детей Воспроизведение
определять тип страха и его основные проявления на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
описать возрастную динамику страха у детей Воспроизведение
подобрать методы диагностики страхов у детей и изготовить к ним наглядность Применение
характеризовать особенности коррекционной работы по купированию страхов у детей Воспроизведение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
17 Тревожность в детском возрасте Лекция описать природу и генезис детской тревожности Воспроизведение
раскрыть причины детской тревожности Воспроизведение
подобрать методики диагностики тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
18 Психопатии Семинар раскрыть сущность понятия "психопатия" Воспроизведение
раскрыть систематику и этиологию психопатий Воспроизведение
описать патогенез психопатий Воспроизведение
характеризовать варианты психопатий по П.Б. Ганнушкину Воспроизведение
определять вариант психопатии на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
подобрать методики диагностики психопатий Применение
описать лечебно-педагогические и воспитательные мероприятия при психопатиях Воспроизведение
19 Психопатии Индивидуальная работа осуществлять выбор методов и приемов лечебно-педагогической и воспитательной работы при психопатиях Применение
20 Депрессии у детей Самостоятельное изучение дать сравнительную характеристику понятиям "депрессия" и "депрессивное поведение" Воспроизведение
раскрыть причины депрессий у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Воспроизведение
описать типологию депрессий у детей Воспроизведение
определять проявления детской депрессии на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
раскрыть возможности диагностики депрессий у детей Воспроизведение
подобрать методики диагностики депресии Применение
21 Акцентуации характера Семинар раскрыть определения понятий "характер", "акцентуация характера" Воспроизведение
описать разнообразие подходов к классификации акцентуаций характера у детей и подростков Воспроизведение
провести сравнительный анализ типологий акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко и К. Леонгард). Применение
подобрать методы диагностики акцентуаций характера Применение
22 Рубежный контроль по М 2. Контрольная работа подобрать методы диагностики страхов у детей и изготовить к ним наглядность Применение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
подобрать методики диагностики тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
осуществлять выбор методов и приемов психолого-педагогической коррекции тревожного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Применение
подобрать методики диагностики психопатий Применение
осуществлять выбор методов и приемов лечебно-педагогической и воспитательной работы при психопатиях Применение
определять проявления детской депрессии на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
подобрать методики диагностики депресии Применение
подобрать методы диагностики акцентуаций характера Применение
23 Рубежный контроль по М 2. Индивидуальная работа подобрать методики диагностики психопатий Применение
подобрать методики диагностики депресии Применение
подобрать методы диагностики акцентуаций характера Применение

Литература

Основная

  1. Слепович, Е.С. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Слепович [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 c. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20280.html. - Загл. с экрана
  2. Специальная психология: учеб. для бакалавриата и магистратуры: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям: [в 2 т.]. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 273, [2] с.: ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7288-7: 502-69.

Дополнительная

  1. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - Электрон. текстовые данные. - М.: Теревинф, 2015. - 80 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12770.html. - Загл. с экрана.
  2. Зеленина, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения [Электронный ресурс] : практикум / Н.Ю. Зеленина. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 60 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32086.html
  3. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов/ О.В. Защиринская [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: КАРО, 2011. - 176 c.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19451. - Загл. с экрана.
  4. Романчук, О.И.Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Электронный ресурс] : практическое руководство / О.И. Романчук; пер. А. Секунда. - Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ; 2020-02-01. - Москва : Генезис, 2016. - 335 c.- Доступ с электронно-библиотечной системы «IPRbooks».-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62912.html
  5. Староверова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально волевой сферы : [Электронный ресурс] практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 144 с.- Доступ с электронно библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн».-Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234877

Цифровые ресурсы

  1. Вестник Нижневартовского государственного университета. - Выпуск 4. - 2013.

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ДВ.24 Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.