бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Jan. 22, 2019 утверждение отклонено Feb. 4, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 4, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 13, 2019

Б1.Б.2.7 Нормативно-правовое сопровождение специального образования, 8 семестр

Б-6111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Cпособность использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4) Знать права ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации знаниевый
Уметь ориентироваться в нормативно-правовых документах и использовать полученные знания для реализации прав детей на образование ориентировочный
Владеть умениями проектировать коррекционно-образовательную деятельность в соответствии с законодательными документами Российской Федерации, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование операциональный
Иметь опыт проектирования коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами опыт
Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2) Знать сущность, структуру и требования ФГОС ДО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью знаниевый
Уметь анализировать нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов образования ориентировочный
Владеть общей схемой выбора нормативных документов при решении задач профессиональной деятельности операциональный
Иметь опыт осуществления выбора и использования нормативных документов в проектировании и осуществлении обучения и воспитания в сфере специального образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать коррекционно-педагогическую деятельность с обучающимися разных нозологических групп в соответствии с требованиями нормативно-правового обеспечения специального образования

Задачи

  1. Формировать профессиональные компетенции в вопросах нормативно-правового обеспечения специального образования
  2. Формировать умения проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 3.14 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Нормативно-правовое обеспечение специального образования Формирование профессиональных компетенций в вопросах нормативно-правового обеспечения специального образования Уметь проектировать коррекционно-образовательную деятельности с детьми с ОВЗ в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ
  • Ребенок как субъект права
  • Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями
  • Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование
  • Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации
  • Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации
  • Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Проектирование коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации Формирование умений проектировать проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование Умение проектировать коррекционно-педагогическую деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими реализацию прав детей с ОВЗ на образование
  • Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование
  • Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование
  • Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью
  • Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование
  • Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Ребенок как субъект права Лекция 2.0 1
2 Ребенок как субъект права Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Лекция 2.0 1
4 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Семинар 2.0 2
6 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Семинар 2.0 3
7 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Контрольная работа 2.0 3
8 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Семинар 2.0 4
9 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Другое 2.0 4
10 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 5
11 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа 2.0 5
12 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Практическая работа 2.0 6
13 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Индивидуальная работа 2.0 6
14 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Минизачет 2.0 7
15 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Лекция 2.0 7
16 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Практическая работа 2.0 8
17 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 8
18 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Практическая работа 2.0 9
19 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Семинар 2.0 9
20 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Индивидуальная работа 2.0 9
21 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Лекция 2.0 10
22 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар 2.0 10
23 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 11
24 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Другое 2.0 11
25 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 12
26 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар 2.0 12
27 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Семинар 2.0 13
28 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Индивидуальная работа 1.0 13
29 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Вариативное задание 2.0 13
30 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Индивидуальная работа 2.0 14
31 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Коллоквиум 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Ребенок как субъект права Лекция Перечислять этапы изменения отношения общества к лицам с нарушениями развития Воспроизведение
Описывать права ребенка и формы их правовой защиты Воспроизведение
2 Ребенок как субъект права Самостоятельное изучение Перечислять этапы изменения отношения общества к лицам с нарушениями развития Воспроизведение
Описывать права ребенка и формы их правовой защиты Воспроизведение
3 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Лекция Перечислять международные законодательные акты, регламентирующие образование лиц с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислять права умственно отсталых лиц и инвалидов на образование принятых Организацией Объединенных наций ООН Воспроизведение
4 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Самостоятельное изучение Перечислять международные законодательные акты, регламентирующие образование лиц с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислять права умственно отсталых лиц и инвалидов на образование принятых Организацией Объединенных наций ООН Воспроизведение
Описывать права лиц с особыми образовательными потребностями на образование, регламентированные Саламанкской декларацией Воспроизведение
5 Международно-правовая защита инвалидов и лиц с ментальными нарушениями Семинар Перечислять международные законодательные акты, регламентирующие образование лиц с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислять права умственно отсталых лиц и инвалидов на образование принятых Организацией Объединенных наций ООН Воспроизведение
Описывать права лиц с особыми образовательными потребностями на образование, регламентированные Саламанкской декларацией Воспроизведение
6 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Семинар Перечислять международные законодательные акты, регламентирующие образование лиц с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
7 Российское законодательство в области обеспечения прав детей на образование Контрольная работа Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
8 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Семинар Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Применение
9 Права детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании в Российской Федерации Другое Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Применение
10 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Осуществлять выбор региональных нормативно-правовых актов в области специального образования для проектирования коррекционно-развивающей работы Применение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
11 Законодательство ХМАО-Югры по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа Осуществлять выбор региональных нормативно-правовых актов в области специального образования для проектирования коррекционно-развивающей работы Применение
Анализировать региональные нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Применение
12 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Практическая работа Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Описывать специальные условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
13 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Индивидуальная работа Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Применение
14 Система образования детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации Минизачет Перечислять российские законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Описывать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, регламентированного в федеральных законодательных актах Воспроизведение
Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Ориентироваться в ФЗ Об образовании с целью использования знаний для реализации прав детей на образование Применение
Осуществлять выбор региональных нормативно-правовых актов в области специального образования для проектирования коррекционно-развивающей работы Применение
Описывать специальные условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
15 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Лекция Анализировать основные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированные Законом РФ Об образовании Применение
Анализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Применение
16 Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование Практическая работа Анализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
17 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Контрольная работа (< 1 часа) Описывать специальные условия для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
18 Реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование Практическая работа Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
19 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Семинар Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
20 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Индивидуальная работа Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Характеризовать организацию образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в отдельных общеобразовательных организациях Применение
21 Реализация прав обучающихся с умственной отсталостью на образование Лекция Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Характеризовать организацию образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в отдельных общеобразовательных организациях Применение
Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
22 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования Узнавание
Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
23 Определение специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Применение
24 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Другое Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
25 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекция Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
26 Проектирование специальных условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья Семинар Перечислять критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования Узнавание
Интерпретировать заключения и рекомендации ПМПК для определения специальных образовательных условий обучения детей, имеющих разные нарушения развития Применение
Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
Проектировать организацию коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с нормативно-правовыми документами Применение
27 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Семинар Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития для с обучающихся с умственной отсталостью Применение
Проектировать коррекционно-образовательную деятельность с умственно отсталыми обучающимися, в соответствии с законодательством Российской Федерации Применение
28 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Индивидуальная работа Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Характеризовать организацию образования обучающихся с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью в отдельных общеобразовательных организациях Применение
29 Проектирование специальных условий для образования детей с умственной отсталостью Вариативное задание Анализировать содержание приказа № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Применение
Описывать специальные образовательные условия, созданные в образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития для с обучающихся с умственной отсталостью Применение
Проектировать коррекционно-образовательную деятельность с умственно отсталыми обучающимися, в соответствии с законодательством Российской Федерации Применение
30 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Индивидуальная работа Описывать специальные образовательные условия, созданные в образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Знать особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних Воспроизведение
31 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников образовательных отношений Коллоквиум Описывать специальные образовательные условия, созданные в образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Владеть представлениями о правовом статусе образовательной организации и правовой ответственности участников образовательных отношений Воспроизведение
Осуществлять выбор нормативных документов для проектирования и коррекционно-образовательной деятельности в сфере специального образования Воспроизведение
Проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области инклюзивного и специального образования Применение
Знать особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. Пособие для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 313 с.
  2. Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 346 с.
  3. Лапп Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 147
  4. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 335 с.

Дополнительная

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО : коммент. специалиста к СанПиН 2.4.1.3049-13 : [пособие] / авт.-сост. И. В. Моторыгина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 45, [1] с. - (Руководителю ДОУ).
  2. Скоробогатов, А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Скоробогатов, Н.Р. Борисова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2014. - 288 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257983 – Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  4. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.

Источники

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Сизганова Е.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сизганова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Орск: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011.— 208 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51590.html.— Загл. с экрана

Учебно-методические материалы

  1. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностя-ми здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Бюджет.. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140, [1] с.
  2. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : метод. Рекомендации / Департамент образования и молодёж. Политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 142, [1] с.