бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 25, 2019 утверждение отклонено Feb. 27, 2019
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Feb. 28, 2019
О.В. Власова декан факультета
согласовано Feb. 28, 2019

Б1.В.ДВ.14 ДВ: Критическое мышление в современном информационном обществе, 8 семестр

Б-5251, 39.03.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-2: способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения знать общие свойства познания и мышления, а также их ошибок знаниевый
знать признаки, принципы и компоненты критического мышления знаниевый
уметь выделять основные признаки критического мышления ориентировочный
уметь находить и оценивать лженаучную и ложную информацию ориентировочный
владеть навыками идентификации и анализа сомнительной в теоретическом и эмпирическом плане информации в различных областях жизнедеятельности современного человека операциональный
ОПК-3: способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью знать основные признаки лженаучной и научной информации, а также различные виды лженаучных и паранормальных учений знаниевый
знать принципы и споособы критического анализа инофрмации по какой-либо значимой проблеме знаниевый
умение находить надежную информацию при анализе социально-значимых проблем ориентировочный
уметь разбираться в многообразии лжеучений и вредоносных практик ориентировочный
ПК-6: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность знать способы идентификации ложной и провокационной информации в различных сферах жизнедеятельности знаниевый
знать способы решения нестандартных задач на основе критического мышления знаниевый
уметь анализировать возможные негативные последствия некритического использования информации ориентировочный
уметь применять в своей профессиональной деятельности способы решения нестандартных задач с опорой на принципы критического мышления ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов основ критического и научно-скептического мышления в информационной среде

Задачи

  1. Осмыслить ключевые признаки, компоненты и способы критического мышления в современном обществе
  2. Научиться применять принципы и методы критического мышления для выявления ложной и псевдонаучной информации

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 14.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Специфика и функции критического мышления в современном обществе Cформировать общее представление о ключевых признаках, функциях, компонентах и способах критического мышления Иметь представление об общих свойствах познания и мышления, а также их ошибках; Знать признаки, функции, принципы и компоненты критического мышления; обладать знаниями о лженаучной и научной информации, а также различные виды лженаучных и паранормальных учений; уметь анализировать возможные негативные последствия некритического использования информации;.
  • Разум, познание и знание
  • Ошибки, заблуждения, обман
  • Признаки и стиль критического мышления
Критическое мышление как инструмент в выявлении ложной и псевдонаучной информации опробование принципов и методов критического мышления для выявления ложной и псевдонаучной информации Иметь представления об основных признаках лженаучной и научной информации, а также различных видах лженаучных и паранормальных учений; уметь находить и оценивать лженаучную и ложную информацию; уметь анализировать информацию из различных источников с использованием принципов и методов критического мышления; обладать навыками идентификации ложной и провокационной информации в различных сферах жизнедеятельности
  • Мошенничество и его виды
  • Альтернативные медицинские практики
  • Лженаука
  • Паранормальное
  • Логика критического мышления и преодоления заблуждений

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Разум, познание и знание Лекция 2.0 1
2 Разум, познание и знание Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Ошибки, заблуждения, обман Лекция 2.0 2
4 Ошибки, заблуждения, обман Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Признаки и стиль критического мышления Лекция 2.0 3
6 Признаки и стиль критического мышления Практическая работа 2.0 3
7 Мошенничество и его виды Лекция 2.0 4
8 Мошенничество и его виды Практическая работа 2.0 4
9 Рубежный контроль №1 Коллоквиум 2.0 5
10 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 1.5 5
11 Альтернативные медицинские практики Практическая работа 2.0 6
12 Альтернативные медицинские практики Самостоятельное изучение 4.0 6
13 Лженаука Лекция 2.0 7
14 Лженаука Практическая работа 2.0 7
15 Лженаука Индивидуальная работа 2.0 7
16 Лженаука Самостоятельное изучение 2.0 7
17 Паранормальное Лекция 2.0 8
18 Паранормальное Практическая работа 2.0 8
19 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Лекция 2.0 9
20 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Практическая работа 2.0 9
21 Рубежный контроль № 2 Конференция 2.0 10
22 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа 2.0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Разум, познание и знание Лекция давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
2 Разум, познание и знание Самостоятельное изучение давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
Охарактеризовывать виды знания и познания, а также специфику незнания, Воспроизведение
3 Ошибки, заблуждения, обман Лекция объяснять глубинные истоки и основания ошибки Воспроизведение
описывать соотношение между собой ошибки, заблуждении, лжи и обмана Воспроизведение
4 Ошибки, заблуждения, обман Самостоятельное изучение объяснять глубинные истоки и основания ошибки Воспроизведение
описывать соотношение между собой ошибки, заблуждении, лжи и обмана Воспроизведение
5 Признаки и стиль критического мышления Лекция давать определение понятию "рефлексия" Узнавание
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать и анализировать основные стороны критического мышления, его функции и принципы Воспроизведение
6 Признаки и стиль критического мышления Практическая работа давать определение понятию "рефлексия" Узнавание
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать и анализировать основные стороны критического мышления, его функции и принципы Воспроизведение
Охарактеризовывать области, на которые направлена рефлексия, особенности актов самосознания как рефлексивных актов Воспроизведение
7 Мошенничество и его виды Лекция описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
8 Мошенничество и его виды Практическая работа описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
9 Рубежный контроль №1 Коллоквиум давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
Охарактеризовывать виды знания и познания, а также специфику незнания, Воспроизведение
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
10 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа давать определение понятию разума, познания, мышления как объекта исследования Воспроизведение
Охарактеризовывать специфику и функции мышления Воспроизведение
Охарактеризовывать виды знания и познания, а также специфику незнания, Воспроизведение
анализировать основные характеристики исследовательского скептицизма Воспроизведение
описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
11 Альтернативные медицинские практики Практическая работа охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
Описывать эффект плацебо. Воспроизведение
12 Альтернативные медицинские практики Самостоятельное изучение охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение
Описывать эффект плацебо. Воспроизведение
13 Лженаука Лекция Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
14 Лженаука Практическая работа Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
15 Лженаука Индивидуальная работа Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
16 Лженаука Самостоятельное изучение Охарактеризовывать различия между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой Воспроизведение
17 Паранормальное Лекция охарактеризовывать основные типы заявлений о паранормальных феноменах; основные смыслы понятия «паранормальное». Воспроизведение
Выделять психологические и социальные причины распространения паранормальных верований Воспроизведение
18 Паранормальное Практическая работа охарактеризовывать основные типы заявлений о паранормальных феноменах; основные смыслы понятия «паранормальное». Воспроизведение
Выделять психологические и социальные причины распространения паранормальных верований Воспроизведение
19 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Лекция описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
20 Логика критического мышления и преодоления заблуждений Практическая работа описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
21 Рубежный контроль № 2 Конференция описывать правила опровержимости, место логичности и всесторонности в критическом мышлении. Воспроизведение
описывать основные рекомендации критического разума, принципы критического мышления. Воспроизведение
22 Рубежный контроль № 2 Индивидуальная работа описывать особенности современного шарлатанства; главные мишени шарлатанства; виды мошенничества, бытующие в России; области проявления мошенничества. Воспроизведение
охарактеризовывать целительство и его виды, выделять отличие целительства от медицины. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. История и философия науки : учеб. для аспирантов и соискателей соц.-гуманитар. и техн. науч. специальностей, а также для магистрантов соц.-гуманитар. и техн. направлений подгот. / Т. П. Матяш [и др.] ; отв. ред. К. В. Воденко. - М. : КноРус, 2016. - 272 с. - (Аспирантура). - Гриф УМО.
  2. История и философия науки : учеб. для вузов : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и естеств.-науч. направлениям и специальностям / под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 360, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  3. Рузавин, Г.И. Основы логики и аргументации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - Основы логики и аргументации ; 2020-10-10. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 320 c. - ISBN 978-5-238-01264-3. http://www.iprbookshop.ru/71035.html

Дополнительная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума.– М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  2. Готтхард Бехманн Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний [Электронный ресурс]/ Готтхард Бехманн— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2015.— 248 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70709.html.— Загл. с экрана
  3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Стивен Левитт Фрикомыслие [Электронный ресурс]: нестандартные подходы к решению проблем/ Стивен Левитт, Стивен Дабнер— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 199 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41498.html.— Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Антропогенез.ру Режим доступа: http://antropogenez.ru/
  2. Клуб скептиков Режим доступа: http://www.skeptik.net/
  3. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. URL: http://klnran.ru/
  4. Кувакин В.А. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления [Электронный ресурс]. – М.: МедиаМир, 2015. 360 с. Режим доступа: http://nkozlov.ru/book/28-ne-dai-sebja-obmanut-vvedenie-v-teoriyu-prakticheskogo-myshlenija.html
  5. Куртц П. - Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. Режим доступа
  6. Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды [Электронный ресурс]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=KUo7DwAAQBAJ&pg=PT12&lpg=PT12&dq=левитин+д+путеводитель+по+лжи#v=onepage&q=левитин д путеводитель по лжи&f=false
  7. Общество скептиков. Режим доступа: https://skepticsociety.ru/
  8. Саган К. Мир, полный демонов. Наука - как свеча во тьме [Электронный ресурс]:. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 538 с. Режим доступа: https://fantlab.ru/work399242

Источники

  1. Архив. Бюллетень в защиту науки. - Режим доступа: hhttp://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx
  2. Архив. Журнал Здравый смысл. Режим доступа: http://humanism.su/ru/magazine.phtml
  3. База социологических данных / ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/database/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Критическое мышление в современном информационном обществе [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Социология / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.