бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 4, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2019
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Feb. 15, 2019

Б1.Б.4 Методология психолого-педагогического исследования, 2 семестр 1 полусеместр

М-8111, 44.04.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3 - готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования. операциональный
Умение обоснованно определять критерии качества результатов научного исследования. операциональный
Умение обоснованно отбирать методы психолого-педагогического исследования. операциональный
Умение проектировать программу экспериментального исследования. операциональный
Умение разрабатывать компоненты методологического аппарата научногоисследования. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование исследовательских умений будущего магистра образования

Задачи

  1. Формирование и систематизация знаний магистров о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 1.06 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии психолого-педагогического исследования Формирование и систематизация знаний студентов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Общая методология науки: Методология науки и ее уровни, методологические принципы научного исследования.
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы психолого-педагогического исследования Формирование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение 4.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа 2.0 1
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Вариативное задание 4.0 2
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4.0 3
8 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание 4.0 4
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 4.0 5
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание 4.0 5
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание 4.0 7
14 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 8
15 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 9
16 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция (К-т - 50/50) 2.0 10
17 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание 2.0 10
18 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Индивидуальная работа 2.0 10
19 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Применение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Индивидуальная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Применение
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Семинар (Коэффициент - 50/50) Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Вариативное задание Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
5 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа (К-т. 50/50) Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
6 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар (Коэффициент - 50/50) Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
8 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар (Коэффициент - 50/50) Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
9 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
10 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
11 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
12 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа (К-т. 50/50) Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
13 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
14 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
15 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
16 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция (К-т - 50/50) Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
17 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
18 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Индивидуальная работа Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
19 Рубежный контроль Контрольная работа (К-т 50/50) Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования Воспроизведение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  3. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека online». –Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с.

Дополнительная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 290 с.
  2. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : словарь-справочник / . — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 83 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks» . - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59226.html
  3. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2016. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. М1.Б.2 Методология и методы научного исследования М-8111, 44.04.01, Педагогическое образование, экзамен [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2017. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.