бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 4, 2019
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 10, 2019
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 1 семестр

А-8111, 44.06.01, Образование и педагогические науки (направленность Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - владение методологией и методами педагогического исследования Умение давать обоснование понятийно-категориальному аппарату научного исследования операциональный
Умение использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности операциональный
ОПК-2 - владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий Владение культурой научного исследования в области педагогических наук операциональный
ОПК-3 - способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований Умение интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований операциональный
ОПК-4 - готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач операциональный
УК-1 - способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Умение анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях операциональный
УК-2 - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки Умение проектировать и осуществлять научные исследования прирешении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях операциональный
УК-3 - готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач Умение учствовать в работе исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование и развитие исследовательских умений аспирантов

Задачи

  1. Развивать и систематизировать знания аспирантов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании
  2. Совершенствовать умения определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования и интерпретацию результатов.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 1.69 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии психолого-педагогического исследования Развитие и систематизация знаний аспирантов о методологии и технологии научного исследования, об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Научно-исследовательская деятельность в системе и процессе образования. Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности
  • Общая методология науки: Методология науки и ее уровни, методологические принципы научного исследования.
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата).
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
Модуль 2.Технологические основы психолого-педагогического исследования Совершенствование умений определять и формулировать компоненты научного аппарата исследования, проектировать его этапы, осуществлять адекватный целям и задачам выбор методов исследования и интерпретацию его результатов. Умение определять компоненты научного аппарата исследования, проектировать этапы исследования, осуществлять выбор методов , адекватный целям и задачам исследования, и интерпретацию его результатов.
  • Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Педагогический эксперимент
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности
  • Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита фрагмента текста научно-исследовательской работы
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция 2.0 1
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа 0.5 2
5 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Вариативное задание 2.0 2
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 2.0 3
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа 2.0 3
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 4.0 3
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4.0 3
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа 2.0 4
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание 3.0 4
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 1.0 5
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Контрольная работа 2.0 5
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание 2.0 5
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа 2.0 6
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4.0 6
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание 4.0 6
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 2.0 7
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 3.0 7
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание 4.0 7
21 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа 2.0 8
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Самостоятельное изучение 3.0 8
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание 3.0 10
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция 4.0 11
25 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 12
26 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Лекция Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
2 Общая методология научного педагогического исследования.Исследователь психолого-педагогических проблем как субъект творческой деятельности. Самостоятельное изучение Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень Применение
3 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Самостоятельное изучение Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
4 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Индивидуальная работа Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
5 Методология науки и ее уровни. Методологические принципы научного исследования. Вариативное задание Умение объяснять значение знания методологии науки в деятельнсоти ученого и педагога-практика. Воспроизведение
Умение объяснять структуру и логику научного иследования с опорой на уровни методологии. Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
6 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Практическая работа Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение применения знания методологии научного исследования для самостоятельного решения исследовательских задач Применение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Контрольная работа Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание Умение разрабатывать программу педагогического эксперимента в соответствии с проблемой и гипотезой исследования Применение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
12 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Контрольная работа Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования. Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение применять теоретические методы в работе с научной литературой, осуществлять рецензирование научных текстов. Применение
Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
15 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Практическая работа Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
16 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
17 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования Вариативное задание Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение давать характеристику методологических принципов осуществления исследовательской деятельности и условий их реализации; Умение обосновать этические нормы осуществления педагогического эксперимента Воспроизведение
Умение проектировать исследовательскую деятельность в рамках педагогического эксперимента с учетом методологических принципов и требований норм этики Применение
18 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
19 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Вариативное задание Умение рецензировать научный текст Применение
Умение осуществлять анализ результатов исследования на основе разработанных критериев анализа Применение
21 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Практическая работа Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
22 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Самостоятельное изучение Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
23 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Вариативное задание Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
24 Язык и стиль научного рассуждения.Публичная защита текста научно-исследовательской работы Конференция Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Владение способами осмысления и критического анализа научной информации Применение
25 Рубежный контроль Контрольная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение
26 Рубежный контроль Контрольная работа Умение выделять проблемы методологического характера в сфере науки и практики. Умение давать характеристику компонентов методологической культуры и условиям их формирования. Применение
Умение формулировать методологический аппарат научного исследования Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой исследования; умение использовать экспериментальные методы исследования при решении конкретной научной проблемы Применение
Умение составлять текст научно-исследовательской работы Применение
Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, умение построить логику научного исследования Применение

Литература

Основная

  1. Горелов Н.А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 290 с.
  2. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям: 190007 - Педагогическая психология, 090011 - Социальная философия, 090005 - Социальная психология / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 318, [1] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО.
  3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавриата, магистратуры и аспирантов.- М.: Издателсько-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 284 с.
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО.
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с.

Дополнительная

  1. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека online». –Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259
  2. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] : словарь-справочник / . — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 83 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks» . - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59226.html
  3. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2016. - 204 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 -Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования А-8111, 44.06.01, Образование и педагогические науки, зачет [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования А-8111, 44.06.01, Образование и педагогические науки, зачет [Электронный ресурс] / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.