бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 13, 2019
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2019
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 14, 2019

Б.2.13 Музыкальное оформление культурно-досуговых программ, 2 семестр

Б-8201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Агаева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК 6 - способностью к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры; Знать особенности подбора музыкального сопровождения культурно-досуговых программ с учётом сценарно-драмотической основы; знаниевый
Владеть алгоритмом разработки музыкального оформления в социально-культурных программах ориентировочный
Уметь проектировать музыкальное сопровождение, ориентируясь на сценарно-драматургическую основу социально-культурных программ операциональный
иметь опыт оценки музыкальной партитуры с учётом сценарно-драмотической основы в культурно-досуговых программах опыт
Составление музыкальных партитур для сопровождения культурно-досуговых программ; опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться разрабатывать музыкальное оформление в культурно-досуговых программах.

Задачи

  1. Охарактеризовать технологию музыкального оформления культурно-досуговых программ
  2. Научиться разрабатывать музыкальное оформление в культурно-досуговых программах

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 5.0 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы музыкального оформления культурно-досуговых программ Сформировать знания технологического оформления культурно-досуговых программ Знание характерных особенностей музыкального искусства различных стилистических направлений. Использовать в профессиональной деятельности терминологию, характеризующую эмоционально-образный строй произведений, характерные выразительные средства музыкальных произведений.
  • Значение и выразительные особенности музыкального искусства
  • Стилистические особенности музыкального искусства эпохи барокко, классицизма.
  • Стилистические особенности музыкального искусства эпохи романтизма, русского реализма
  • Стилистические особенности музыкального языка советских композиторов и джаза.
  • Стилистические особенности музыкального языка детской музыки.
Технология разработки музыкального оформления культурно-досуговых программ Уметь применять технологию музыкального оформления культурно-досуговых программ Знание основных закономерностей музыкального оформления культурно-досуговых программ. Понимание значимости музыки в создании эмоционального настроения при восприятии культурно-досуговых программ.Понимание характерных особенностей структурных компонентов музыкального оформления программ,Законы словесного действия в песне, образное вокально-пластическое существование в драматических отрывках, музыкальных инсценировках, номерах, эпизодах, театрализованном зрелище.
  • Общие положения, функции музыкального оформления КДП
  • «Музыкальная драматургия» произведений живописи, графики, скульптуры
  • «Музыкальная драматургия» произведений литературы.
  • Музыка в дископрограмме
  • Составление музыкальной партитуры культурно-досуговой программы

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Значение и выразительные особенности музыкального искусства Лекция 2.0 1
2 Стилистические особенности музыкального языка детской музыки. Лекция 2.0 2
3 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 3
4 Рубежный контроль Другое 4.0 3
5 Общие положения, функции музыкального оформления КДП Семинар 2.0 4
6 «Музыкальная драматургия» произведений живописи, графики, скульптуры Практическая работа 2.0 4
7 Общие положения, функции музыкального оформления КДП Индивидуальная работа 2.0 4
8 «Музыкальная драматургия» произведений литературы. Семинар 4.0 5
9 Музыка в дископрограмме Семинар 4.0 5
10 Музыка в дископрограмме Индивидуальная работа 2.0 5
11 «Музыкальная драматургия» произведений литературы. Индивидуальная работа 1.0 5
12 Составление музыкальной партитуры информационно-познавательной культурно-досуговой программы Практическая работа 4.0 6
13 Составление музыкальной партитуры спортивно-оздоровительной культурно-досуговой программы Практическая работа 4.0 6
14 рубежный контроль Коллоквиум 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Значение и выразительные особенности музыкального искусства Лекция Знать основные направления воздействия музыкального искусства на человека. Воспроизведение
Определять значение музыки в жизни человека. Воспроизведение
2 Стилистические особенности музыкального языка детской музыки. Лекция Знать стилистические особенности музыкального языка детской музыки. Воспроизведение
3 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знать стилистические особенности музыкального искусства эпохи барокко, классицизма Воспроизведение
Уметь применять стилистические особенности музыкального искусства эпохи барокко, классицизма для оформления музыкальной программы Применение
4 Рубежный контроль Другое Знать основные направления воздействия музыкального искусства на человека. Воспроизведение
Определять значение музыки в жизни человека. Воспроизведение
Применять основные выразительные средства музыкального языка в оформлении проекта Применение
Знать стилистические особенности музыкального искусства эпохи барокко, классицизма Воспроизведение
Уметь применять стилистические особенности музыкального искусства эпохи барокко, классицизма для оформления музыкальной программы Применение
Применять стилистические особенности музыкального языка советских композиторов и джаза для музыкального оформления программ Применение
Знать стилистические особенности музыкального языка детской музыки. Воспроизведение
Уметь составлять музыкальную партитуру литературного сказочного произведения. Применение
5 Общие положения, функции музыкального оформления КДП Семинар Знать специфику использования структуры музыкального оформления социально-культурных программ Воспроизведение
Знать основные функции музыкального оформления социально-культурных программ. Воспроизведение
использовать основные структуры и функции музыкального оформления социально-культурных программ. Применение
6 «Музыкальная драматургия» произведений живописи, графики, скульптуры Практическая работа Охарактеризовывать основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений живописи, графики. Воспроизведение
использовать основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений живописи, графики, скульптуры. Применение
7 Общие положения, функции музыкального оформления КДП Индивидуальная работа Знать специфику использования структуры музыкального оформления социально-культурных программ Воспроизведение
Знать основные функции музыкального оформления социально-культурных программ. Воспроизведение
использовать основные структуры и функции музыкального оформления социально-культурных программ. Применение
8 «Музыкальная драматургия» произведений литературы. Семинар Объяснить основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений литературы. Воспроизведение
Составить музыкальную партитуру литературных произведений. Творчество
9 Музыка в дископрограмме Семинар Знать принципы подбора репертуара на дископрограммах. Узнавание
Использовать комплексное воздействие на участников дископрограммы различными средствами выразительности. Применение
10 Музыка в дископрограмме Индивидуальная работа Знать принципы подбора репертуара на дископрограммах. Узнавание
11 «Музыкальная драматургия» произведений литературы. Индивидуальная работа Объяснить основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений литературы. Воспроизведение
Составить музыкальную партитуру литературных произведений. Творчество
12 Составление музыкальной партитуры информационно-познавательной культурно-досуговой программы Практическая работа Владеть алгоритмом составления структуры музыкальной партитуры культурно-досуговой программы. Применение
Разработать музыкальную партитуру в зависимости отспецифики вида культурно-досуговой программы. Творчество
13 Составление музыкальной партитуры спортивно-оздоровительной культурно-досуговой программы Практическая работа Знать основные направления воздействия музыкального искусства на человека. Воспроизведение
Определять значение музыки в жизни человека. Воспроизведение
Применять основные выразительные средства музыкального языка в оформлении проекта Применение
14 рубежный контроль Коллоквиум Охарактеризовывать основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений живописи, графики. Воспроизведение
использовать основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений живописи, графики, скульптуры. Применение
Объяснить основные закономерности создания "музыкальной драматургии" при восприятии произведений литературы. Воспроизведение
Составить музыкальную партитуру литературных произведений. Творчество
Владеть алгоритмом составления структуры музыкальной партитуры культурно-досуговой программы. Применение
Разработать музыкальную партитуру в зависимости отспецифики вида культурно-досуговой программы. Творчество

Литература

Основная

  1. Воротной, М. В. Менеджмент музыкального искусства :учеб. пособие для вузов, ведущих подгот. по направлению 050100 - "Педагогическое образование" / М. В. Воротной . - СПб. [и др.] : Лань [и др.], [2013]. - 252, [1] с.
  2. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб. для акад. бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 245, [2] с.
  3. Скрипина Н.В. Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников/ Скрипина Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2013.— 104 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56378.html.— Загл. с экрана
  4. Чечётин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений : учебник / А. И. Чечётин. - Изд. 2-е, стер. - СПб. : Лань [и др.], 2013. - 282, [2] c.

Дополнительная

  1. Андерсен, А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050600 - Художественное образование / А. В. Андерсен, Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], [2013]. - 223, [1] с.
  2. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Туризм" и "Гостиничное дело" / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 191, [1] с.
  3. Басалаев С.Н. Музыкальное оформление спектакля [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 51.03.02 (071500) «Народная художественная культура», профиль «Руководство любительским театром», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»/ Басалаев С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014.— 80 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55245.html.— Загл. с экрана
  4. Бородина Г. История джаза. Основные стили, выдающиеся исполнители [Электронный ресурс]/ Бородина Г.— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, Издательский дом «Классика», 2014.— 346 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65933.html.— Загл. с экрана
  5. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ : учеб. для студентов вузов по специальности "Социально-культурная деятельность" . - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусства, 2009. - 470 с.
  6. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учеб. И практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / С. Г. Коленько. - М. : Юрайт, 2017. - 369, [2] с.
  7. Лазарева Л.Н. История и теория праздников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лазарева Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2017.— 252 c.- Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70449.html.— Загл.с экрана
  8. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учеб. пособие / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 186 c.
  9. Тульчинский Г.Л.Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учеб пособие. - СПб.: Из-во "Лань", 2010. - 384 с.

Цифровые ресурсы

  1. Сайт Ассоциации менеджеров культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.amcult.ru/ –
  2. Сайт журнала создателей и потребителей искусства «ZAART»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmj.ru/zaart.html
  3. Сайт журнала создателей и потребителей искусства «ZAART»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmj.ru/zaart.html

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  4. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.2 Музыкальное оформление культурно-досуговых программ [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И. Белошапка. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.