бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 13, 2019
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Feb. 14, 2019
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Feb. 14, 2019

Б1.В.ОД.9 Народная художественная культура, 4 семестр

Б-7201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Агаева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. Знание основных этапов и закономерностей исторического развития народной художественной культуры в обществе и подходы к пониманию культуры в философии знаниевый
Умение анализировать основные этапы и закономерности становления фольклора на разных исторических этапах развития общества ориентировочный
Умение соотнести историческую и современную трактовку категории «народ» в понимании народной культуры ориентировочный
Владение анализом основных этапов развитие народной культуры для формирования гражданской позиции операциональный
Опыт анализа основных этапов и закономерностей исторического развития народной художественной культуры опыт
ПК-1 - Способность эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе социально-культурной деятельности. Знание о народной художественной культуре как системе духовно-нравственных ценностях народа воплощенных в формы народного творчества знаниевый
Знание основных видов использования народного самодеятельного и профессионального творчества в социально-культурной деятельности для эффективной реализации культурной политики знаниевый
Умение выделять специфические признаки фольклора ориентировочный
Умение выделять характерные особенности жанровых разновидностей народного творчества для эффективной реализации социально-культурной деятельности ориентировочный
Выделение способов анализа народной художественной культуры с позиции философских и социологических подходов операциональный
Выделение способом анализа жанровой содержательности русского фольклора операциональный
Выделение способом анализа жанровой содержательности русского фольклора операциональный
Опыт составления программ народного художественного творчества согласно реализации задач государственной культурной политики опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать знания и практические умения о народной художественной культуре как цельном и разнообразном явлении культуры, ее функциях, структуре, сущности.

Задачи

  1. Описывать основные жанры фольклора, тенденции развития и закономерности динамики народной художественной культуры
  2. Выделять особенности народного художественного творчества и профессионального искусства в системе народной художественной культуры.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.5 ч. из 4.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Основные жанры фольклора, тенденции развития и закономерности динамики народной художественной культуры. Изучить содержание и фольклорные жанры русской народной художественной культуры. Студенты должны знать: основные подходы к понятию НХК, основные фольклорные жанры и их специфические признаки; раскрыть подходы к понятию "художественная культура" с позиции отечественных учёных; уметь анализировать исторически сложившиеся формы фольклора: бытование и использование; охарактеризовать понятие "народ" с позиции русской философии; славянскую мифологию; религиозно-мифологические традиционной вещной культуры; описывать особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора; давать оценку произведениям русского фольклорного театра.
  • Дидактическая единица (1) Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки и основные жанры.
  • Дидактическая единица (2) Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения фольклора.
Модуль 2 Народное художественное творчество, профессиональное искусство в системе народной художественной культуры. Анализировать художественное творчество, профессиональное искусство в системе народной художественной культуры. Студент должен уметь анализировать особенности народного художественного творчества; профессиональное искусство; составить суждение о народном любительском театре на основе современных научных исследований; составить проект с использованием произведений народного творчества.
  • Дидактическая единица (1) Народное художественное творчество и профессиональное искусство и любительское направление в системе народной художественной культуры.
  • Дидактическая единица (2) Древнеславянские мифы.
  • Дидактическая единица (3) Религиозно-мифологический аспект в традиционной вещной культуре.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общее понятие о народной художественной культуре и историческая динамика её развития. Лекция 2.0 1
2 Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки. Семинар 2.0 2
3 Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки. Лекция 2.0 2
4 Древнеславянские мифы. Семинар 2.0 3
5 Древнеславянские мифы. Контрольная работа 2.0 3
6 Религиозно-мифологический аспект в традиционной вещной культуре. Семинар 2.0 4
7 Основные фольклорные жанры. Лекция 2.0 5
8 Основные фольклорные жанры. Конференция 4.0 5
9 Драматические произведения фольклора. Семинар 4.0 5
10 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Семинар 4.0 6
11 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Контрольная работа 2.0 7
12 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Индивидуальная работа 2.0 7
13 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Конференция 2.0 8
14 Празднично-обрядовая культура на Руси. Лекция 2.0 9
15 Празднично-обрядовая культура на Руси. Контрольная работа 2.0 9
16 Празднично-обрядовая культура на Руси. Семинар 4.0 10
17 Празднично-обрядовая культура на Руси. Индивидуальная работа 2.0 10
18 Профессиональное народное художественное творчество. Лекция 2.0 13
19 Профессиональное народное художественное творчество. Семинар 2.0 13
20 Профессиональное народное художественное творчество. Конференция 2.0 14
21 Профессиональное народное художественное творчество. Индивидуальная работа 2.5 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общее понятие о народной художественной культуре и историческая динамика её развития. Лекция Охарактеризовать философские подходы в понятии культуры. Воспроизведение
Назвать исторически сложившиеся формы фольклора. Узнавание
Охарактеризовать понятие "народ" с позиции русской философии. Воспроизведение
Раскрыть подходы к понятию "художественная культура" с позиции отечественных учёных. Воспроизведение
2 Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки. Семинар Выделить специфические признаки и основные жанры фольклора. Применение
Представить театрализованную миниатюру по произведениям русского фольклорного театра. Творчество
3 Возникновение и развитие фольклора его специфические признаки. Лекция Описать в общих чертах особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора. Воспроизведение
4 Древнеславянские мифы. Семинар Cоздать презентацию по мифологическим героям, нечести и существам в древнеславянской языческой религии. Творчество
5 Древнеславянские мифы. Контрольная работа Дать характеристику культового значения богов древних славян. Воспроизведение
Описывать содержательные аспекты славянских сказаний и былин. Воспроизведение
6 Религиозно-мифологический аспект в традиционной вещной культуре. Семинар Описывать классификацию ритуально-культовых предметов Воспроизведение
7 Основные фольклорные жанры. Лекция Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
8 Основные фольклорные жанры. Конференция Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
9 Драматические произведения фольклора. Семинар Представить театрализованную миниатюру по произведениям русского фольклорного театра. Творчество
10 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Семинар Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
Описать в общих чертах особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора. Воспроизведение
11 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Контрольная работа Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
Описать в общих чертах особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора. Воспроизведение
12 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Индивидуальная работа Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
Описать в общих чертах особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора. Воспроизведение
13 Словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические произведения фольклора. Конференция Охарактеризовывать основные фольклорные жанры. Воспроизведение
Описать в общих чертах особенности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, драматических произведений фольклора. Воспроизведение
14 Празднично-обрядовая культура на Руси. Лекция Описывать русские земледельческие праздники. Воспроизведение
15 Празднично-обрядовая культура на Руси. Контрольная работа Сделать анализ современных исследований празднично-обрядовой культуры. Применение
Описывать русские земледельческие праздники. Воспроизведение
16 Празднично-обрядовая культура на Руси. Семинар Сделать анализ современных исследований празднично-обрядовой культуры. Применение
Описывать русские земледельческие праздники. Воспроизведение
Проиллюстрировать словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения, используемые в русских народных праздниках и гуляниях. Применение
17 Празднично-обрядовая культура на Руси. Индивидуальная работа Сделать анализ современных исследований празднично-обрядовой культуры. Применение
Описывать русские земледельческие праздники. Воспроизведение
Проиллюстрировать словесные, словесно-музыкальные, музыкально-хореографические, драматические произведения, используемые в русских народных праздниках и гуляниях. Применение
18 Профессиональное народное художественное творчество. Лекция Охарактеризовать становление и развитие оркестра русских народных инструментов". Воспроизведение
19 Профессиональное народное художественное творчество. Семинар Охарактеризовать становление и развитие оркестра русских народных инструментов". Воспроизведение
Дать общую оценку профессиональному народному художественному творчеству. Применение
20 Профессиональное народное художественное творчество. Конференция Составить доклад с презентацией о динамике профессионального русского народного искусства (народный хор, хореография, инструментальная музыка, театр). Творчество
21 Профессиональное народное художественное творчество. Индивидуальная работа Составить доклад с презентацией о динамике профессионального русского народного искусства (народный хор, хореография, инструментальная музыка, театр). Творчество
Дать общую оценку профессиональному народному художественному творчеству. Применение

Литература

Основная

  1. Бакланова, Т. И. Педагогика народного художественного творчества : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Педагогическое образование", "Народная художественная культура", "Социально-культурная деятельность" / Т. И. Бакланова. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], 2016. - 156, [2] с.
  2. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору : учеб. пособие по специальности "Филология" / Е. А. Костюхин. - Изд. 2-е, стер. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], 2016. - 333, [1] с.
  3. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество: учеб. для студентов филол. специальностей ун-тов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; репр. изд. - М. : Альянс, 2016. - 446, [2] с.
  4. Соколов, Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) : учеб. для студентов, [аспирантов] вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 ч.]. Ч. 1 / Ю. М. Соколов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - М. : Юрайт, 2016. - 246, [2] с.

Дополнительная

  1. Аникин, В. П. Устное народное творчество : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / В. П. Аникин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 745, [2] c.
  2. Белошапка, Г. И. Этнокультурные традиции народов Севера : учеб.-метод. пособие. Направление подгот. 51.03.03 Социально- культурная деятельность (уровень бакалавриата) / Г. И. Белошапка ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. Учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 94, [1] с.
  3. Михайлова, Л.И. Народная художественная культура : детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики / Л.И. Михайлова. - 5-е изд. - М. : Вузовская книга, 2012. - 262 с.
  4. Народная художественная культура [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», специализациям «Менеджмент социально-культурной деятельности институтов гражданского общества», «Социально культурная анимация», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»/ — Электрон. Текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012.— 48 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29687.html.— Загл. с экрана
  5. Теория и история народной художественной культуры [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013.— 87 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29714.html.— Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.Э. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: window.edu.ru/…/files/r42296/index.html
  2. Смирнов, М. Краткая история русского народного танца / М. Смирнов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.barynya.com/…/russian-dance-russian.htm
  3. Стрельцова, Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического изыскания. – М.: МГУКИ, 2003. – 248 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.ua-ru.net/diss/cont/161380.html

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Белошапка, Г.И. Русская нарадная художественная культура. Модули курса: учебно-методическое пособие по направлению подготовки бакалавра 071800.62 Социально-культурная деятельность / Г.И. Белошапка. - Сургут: РИО СурГПУ, 2012. - 90 с.
  2. Рабочая программа. Б2.Б.8 Народная художественная культура [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И. Белошапка. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.