бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2018-19 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано March 28, 2019
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано March 3, 2019
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ОД.22 Возрастная анатомия и физиология, 2 семестр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.Ю. Апокина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся анализирует возрастные особенностистроения и функционирования регуляторных систем организма человека знаниевый
называет возрастные особенности строеия и функционирования висцеральных органов человека знаниевый
называет закономерности индивидуального роста и развития человека знаниевый
анализириет возрастные особенности нервной ситемы ориентировочный
выделяет особенности гуморальной регуляции ориентировочный
оценивает функциональнеое состояние организма детей и подростков ориентировочный
анализирует закономерности индивидуального роста и развития организма человека операциональный
владеет системой представлений о строениии, функционировании и особенностях развития организма человека операциональный
владеет соответствующей научной терминологией операциональный
имеет опыт анализа возрастных особенностей строения и функционирования организма опыт
имеет опыт применять методы оценки функционального состояния организма опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать способность анализировать закономерности роста и развития организма человека с учетом возрастных особенностей.

Задачи

  1. выделить особенности роста, развития и регуляции организма в разные возрастные периоды
  2. выделить возрастные особенности строения функциональных систем организма

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30.0 ч. (41.67%)
Контроль самостоятельной работы 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 42.0 ч. (58.33%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 1.88 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Закономерности роста, развития и регуляции организма Выделить особенности роста и развития организма в разные возрастные периоды Уметь выделять особенности роста и развития организма в разные возрастные периоды
  • Введение в возрастную анатомию, физиологию
  • Закономерности роста и развития организма человека
  • Возрастные особенности строения, развития и функционирования нервной системы
  • Нервная регуляция функций организма
  • Возрастные особенности строения, развития и функционирования сенсорных систем
  • Возрастные особенности строения, развития и функционирования эндокринной системы
Модуль 2. Возрастные особенности строения и функционирования систем организма Выделить возрастные особенности строения и работы систем организма Умеет выделять возрастные особенности строения и функционирования систем организма
  • Возрастные особенности функционирования сердечно-сосудистой системы
  • Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы
  • Возрастные особенности строения и функционирования ОДА
  • Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной системы
  • Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения
  • Возрастные особенности строения и функционирования репродуктивной системы
  • Физиологические основы готовности детей к обучению

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в возрастную анатомию и физиологию Лекция 2.0 1
2 Введение в возрастную анатомию и физиологию Индивидуальная работа 2.0 1
3 Введение в возрастную анатомию и физиологию Самостоятельное изучение 1.0 1
4 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 1
5 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Практическая работа 2.0 2
6 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Индивидуальная работа 2.0 2
7 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Индивидуальная работа 2.0 2
8 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Практическая работа 2.0 3
9 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Практическая работа 2.0 4
10 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Индивидуальная работа 2.0 4
11 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринной системы Индивидуальная работа 2.0 5
12 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринной системы Самостоятельное изучение 1.0 5
13 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Лекция 2.0 6
14 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Семинар 2.0 6
15 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Самостоятельное изучение 1.0 6
16 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Лекция 2.0 7
17 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Практическая работа 2.0 8
18 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Индивидуальная работа 2.0 8
19 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Обмен веществ Семинар 2.0 9
20 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Обмен веществ Самостоятельное изучение 1.0 9
21 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Лекция 2.0 10
22 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Практическая работа 2.0 10
23 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Индивидуальная работа 2.0 10
24 Возрастные особенности строения и функционирования репродуктивной системы Лекция 2.0 11
25 Возрастные особенности строения и функционирования репродуктивной системы Самостоятельное изучение 2.0 11
26 Физиологические основы готовности детей к обучению Семинар 2.0 12
27 Физиологические основы готовности детей к обучению Самостоятельное изучение 2.0 12
28 Рубежный контроль№2 Коллоквиум 2.0 12

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в возрастную анатомию и физиологию Лекция Охарактеризовать цели, задачи и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Узнавание
2 Введение в возрастную анатомию и физиологию Индивидуальная работа Охарактеризовать цели, задачи и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Узнавание
3 Введение в возрастную анатомию и физиологию Самостоятельное изучение Охарактеризовать цели, задачи и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Узнавание
4 Рубежный контроль №1 Контрольная работа Охарактеризовать цели, задачи и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Узнавание
Дать определение нормы и отклонения от нормы развития Узнавание
Проанализировать возрастные периоды роста и развития человеческого организма, охарактеризовать их особенности их специфику Воспроизведение
Проанализировать положительные и отрицательные факторы, влияющие на рост и развитие организма, составить сравнительную таблицу Воспроизведение
Знать строение центрального и переферического отделов нервной ситемы, нервной ткани и нейронов Узнавание
изобразить схемой строение нейронов и рефлекторной дуги Воспроизведение
Дать сравнительную характеристику первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
Дать характеристику рефлексов, необходимых для сохранения жизни человека Воспроизведение
составить схему восходящих и нисходящих нервных путей, привести примеры схем рефлексов Воспроизведение
Дать определение анализаторов, знать их строение Узнавание
Схематически изобразить расположение висцеральных областей в головном мозге Воспроизведение
Классифицировать факторы влияющие на здоровье анализаторов Применение
Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию и времени включения их в работу организма Применение
5 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Практическая работа Дать определение нормы и отклонения от нормы развития Узнавание
Проанализировать возрастные периоды роста и развития человеческого организма, охарактеризовать их особенности их специфику Воспроизведение
Проанализировать положительные и отрицательные факторы, влияющие на рост и развитие организма, составить сравнительную таблицу Воспроизведение
6 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Индивидуальная работа Проанализировать положительные и отрицательные факторы, влияющие на рост и развитие организма, составить сравнительную таблицу Воспроизведение
7 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Индивидуальная работа Знать строение центрального и переферического отделов нервной ситемы, нервной ткани и нейронов Узнавание
Дать сравнительную характеристику первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
8 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Практическая работа Знать строение центрального и переферического отделов нервной ситемы, нервной ткани и нейронов Узнавание
изобразить схемой строение нейронов и рефлекторной дуги Воспроизведение
Дать сравнительную характеристику первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
9 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Практическая работа Схематически изобразить расположение висцеральных областей в головном мозге Воспроизведение
Классифицировать факторы влияющие на здоровье анализаторов Применение
10 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Индивидуальная работа Схематически изобразить расположение висцеральных областей в головном мозге Воспроизведение
Классифицировать факторы влияющие на здоровье анализаторов Применение
11 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринной системы Индивидуальная работа Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
12 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринной системы Самостоятельное изучение Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
13 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Лекция Описать возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе Воспроизведение
14 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Семинар Описать возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе Воспроизведение
Уметь оценивать деятельность ССС по показателям ИФИ и определять тип реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку Применение
15 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Самостоятельное изучение Описать возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе Воспроизведение
Уметь оценивать деятельность ССС по показателям ИФИ и определять тип реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку Применение
16 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Лекция Соотнести факторы среды и их влияние на дыхательную систему человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Применение
Уметь определять основные параметры характеристики функционирования дыхательной системы Применение
Проанализировать соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Применение
17 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Практическая работа Изобразить схематически изменение пропорций тела человека на протяжении всей жизни Воспроизведение
Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Воспроизведение
Дать оценку мебели для лекционной аудитории, отностительно полезности или вреда по отношению к ОДА Применение
18 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Индивидуальная работа Изобразить схематически изменение пропорций тела человека на протяжении всей жизни Воспроизведение
19 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Обмен веществ Семинар Проанализировать свойства всех органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных желез и ихроль в пищеварении Применение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
20 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной системы. Обмен веществ Самостоятельное изучение Проанализировать свойства всех органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
21 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Лекция Проананлизировать причины возникновение нарушения работы выделительной системы Применение
22 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Практическая работа Изобразить схематически строение почки и нефрона Воспроизведение
Проананлизировать причины возникновение нарушения работы выделительной системы Применение
Разработать примерный план профилактики возникновения заболеваний органов выделительной системы Применение
23 Возрастные особенности строения и функционирования системы выделения Индивидуальная работа Разработать примерный план профилактики возникновения заболеваний органов выделительной системы Применение
24 Возрастные особенности строения и функционирования репродуктивной системы Лекция Проанализировать особенности строения женской и мужской репродуктивной системы Воспроизведение
Охарактеризовать основные этапы формирование репродуктивной системы человека Воспроизведение
25 Возрастные особенности строения и функционирования репродуктивной системы Самостоятельное изучение Привести примеры влияния негативных факторов среды на развитие и функционирование репродуктивной системы человека Узнавание
26 Физиологические основы готовности детей к обучению Семинар Обсудить понятия "готовность к обучению", выделить критерии готовности к обучению Воспроизведение
Проанализировать основные критерии, определяющие готовность ребенка к обучению Применение
27 Физиологические основы готовности детей к обучению Самостоятельное изучение Проанализировать основные критерии, определяющие готовность ребенка к обучению Применение
28 Рубежный контроль№2 Коллоквиум Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию и времени включения их в работу организма Применение
Описать возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе Воспроизведение
Уметь оценивать деятельность ССС по показателям ИФИ и определять тип реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку Применение
Соотнести факторы среды и их влияние на дыхательную систему человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Применение
Уметь определять основные параметры характеристики функционирования дыхательной системы Применение
Проанализировать соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Применение
Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Воспроизведение
Дать оценку мебели для лекционной аудитории, отностительно полезности или вреда по отношению к ОДА Применение
Проанализировать положительные и отрицательные факторы , влияющие на развитие ОДА в процессе роста и развития организма Воспроизведение
Проанализировать свойства всех органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных желез и ихроль в пищеварении Применение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
Проананлизировать причины возникновение нарушения работы выделительной системы Применение
Разработать примерный план профилактики возникновения заболеваний органов выделительной системы Применение
Проанализировать особенности строения женской и мужской репродуктивной системы Воспроизведение
Охарактеризовать основные этапы формирование репродуктивной системы человека Воспроизведение
Привести примеры влияния негативных факторов среды на развитие и функционирование репродуктивной системы человека Узнавание
Обсудить понятия "готовность к обучению", выделить критерии готовности к обучению Воспроизведение
Проанализировать основные критерии, определяющие готовность ребенка к обучению Применение

Литература

Основная

  1. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 251, [2] c.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека : учеб. для студентов высш. пед. образования, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" профиль "Биология" : в 2 т. Т. 2 / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2015. - 344
  3. Щанкин, А.А. Возрастная анатомия и физиология : курс лекций [Электронный ресурс] / А.А. Щанкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 174 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4854-4 ; - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека online». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362806

Дополнительная

  1. Варич, Л.А. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс] / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 168 с. - ISBN 978-5-8353-1283-2 ; - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека online». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232821
  2. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс] : методические рекомендации к практическим занятиям / сост. В.Я. Егоров. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2009. — 76 c. — 978-5-8179-0108-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29970.html
  3. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ф. Лысова [ и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т [и др.]. - Новосибирск [и др.] : [АРТА], 2011. - 333, [2] с. - (Безопасность жизнедеятельности). - Гриф УМО.
  4. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050400 - Психолого-педагогическое образование / А. О. Дробинская ; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - М. : Юрайт, 2012. - 527, [1] с. : ил. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф УМО.
  5. Корнякова В.В. Возрастная анатомия [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.В. Корнякова. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. — 56 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64945.html
  6. Щанкин, А.А. Возрастная анатомия и физиология : тесты [Электронный ресурс] / А.А. Щанкин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 85 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4861-2 ; - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека online». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362807
  7. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 333, [2] с.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД2. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Л.Ю.Апокина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД2. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: 44.03.01. Педагогическое образование, направленность начальное образование,), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Л.Ю.Апокина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2018. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/. – Загл. с экрана.